"Подлинная свобода – это не тогда, когда что хочу, то и говорю, куда хочу, туда иду, что хочу, то и делаю, с кем хочу, с тем дружу, с кем не хочу, не дружу, в какой стране хочу, живу. Подлинная свобода не в этом. Она в том, что везде, где бы ты не жил, с кем бы ты не дружил, чтобы ты не делал, куда бы ты не пошел, во всём, везде и всегда должен быть Христос. Ты всегда должен помнить о том, что Его любовь и есть источник твоей свободы".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
Я хотел бы вместе с вами, дорогие братья и сестры, братья казаки, станичники, перечитать Евангелие, которое мы только что слышали. В этом Евангелии есть очень важные слова для каждого из нас. Сегодня мы размышляем о свободе. Что же такое настоящая свобода для настоящего человека?
Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своём Евангелии пишет следующее: "сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы — семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы — семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня". (Ин 8:31-42).
Святитель Иоанн Златоуст, который так удивительно толкует Евангелие и так ясно показывает нам вещи, которые кажутся труднопонятными, говорит следующее: посмотри, от скольких вещей, совершенно пустых мы стараемся быть свободными. Ну, вот действительно. Прервусь от толкования святителя Иоанна, чтобы понять о чём говорит он. От скольких многих вещей, которые не являются самыми важными в нашей жизни мы стараемся быть свободными. И это желание быть свободными как-то очень ярко проявляет себя с самого детства. «Я хочу». «Я сказал». «Вот я сделаю так». И каждый раз, когда мы, особенно, воспитываем наших детей, будем честны, когда дети говорят нам: «я не буду, а буду делать так», не будем спешить обижаться, они повторяют нас. Они повторяют нас, когда мы сами в вещах совершенно пустых, говорим: «нет, я так сказал». «Нет, я так сказал», - говорит отец дома. «Нет, - говорит мать, - я так сказала, - ссорится она с отцом. И каждый стоит на своём: пусть будет по его воле. «Я буду делать так», - дети повторяют то же самое.
И, казалось бы, есть вещи, повторюсь, в которых можно было бы уступить, чтобы не доводить дело до озлобления, до обиды, до ссоры, до каких-то проблем. «Нет, это мой выбор». «Я сказал». «Я свободен». «Я буду делать так, как хочу». Святитель Иоанн Златоуст замечает нам: Боже мой, в скольких пустых вещах мы стоим за свою свободу, но в главном становимся рабами, потому что, так часто впадая в грехи, мы начинаем служить им, зависеть от них. Вот если бы каждому из нас хватало бы силы веры сказать: «вот не буду я делать этого дурного, не буду повторять дурные слова, которые только что слышал о своем соседе на базаре». Нет. Здесь мы несвободны. Первому же встречному постараемся рассказать то, что слышали. Где же твоя свобода? Ты увидел греховное и сам этим греховным уязвился. И теперь этот грех носишь в себе, и продолжаешь, будучи став несвободным, вводить в соблазн других людей. Твоя свобода – это в себе прекратить силу греха.
Каждый из нас дорожит возможностью выбирать. Каждый из нас несомненно дорожит возможностью сказать слово и следовать за этим словом. И это верно и правильно. Но говорит Господь, наша свобода тогда приносит подлинную силу, когда она основана на слышании Его слова. Как говорит Господь: тот, кто уверует в Меня, услышит Моё слово, начнёт жить этим словом, того, - говорит Бог, - Я сделаю свободным. Свобода наших поступков - это сила слов Самого Бога в каждом из нас. Бог говорит: «любите» - наша свобода любить, не ненавидеть, не злиться, не обижаться, не искать возможности отомстить, не искать возможности всё высказать, высказать да так, чтоб мало не показалось. Нет, это несвобода. А наша свобода – любить, как говорит Он. Господь говорит: «прощай». Наша свобода в том, чтобы простить. А если и сейчас в моём сердце, как в старом сарае, хранятся имена в пыли тех, кого я не могу простить и не хочу простить. Какая же это свобода?! Я раб этого пыльного сарая. Если Господь призывает нас к молитве и говорит: «молитесь на всяк час», и призывает нас к тому, чтобы через молитву общаться с Ним, а мы как бы свободны говорим: «нет у меня времени для молитвы, нет нужного настроения, совсем устал или нет сил даже руки поднять». Какой же я свободный?! Я раб греха и лишаю себя через этот грех возможности общаться с Богом, и свою свободу превращаю в рабство. Подлинная свобода - это тогда, когда я сопротивляюсь своему ветхому человеку, сопротивляюсь своим греховным привычкам, сопротивляюсь своим обыденным словам, которые уже стали частью моей речи: очень часто скверные, дурные, неправдивые, завистливые, колкие, грубые. Свобода тогда, когда я всё это вон выношу из своего сердца, как из своего старого сарая. Свобода тогда, когда я этого не делаю.
Христос в сегодняшнем Евангелии говорит: познайте истину, и истина сделает вас свободными. А в чём же заключается эта истина? В простых вещах. Она заключается в том, что Бог возлюбил нас больше всего, и ради каждого из нас проливает Свою божественную кровь на Кресте. Истина заключается в том, что Бог любит нас. Понимаете, истина заключается не в том, что вот это правда, а это неправда. Это, конечно, часть ее. Но истина в том, что Бог дорожит каждым из нас. Если бы мы всегда это помнили, и особенно тогда, когда свое сердце, свою душу отдаем гневу или страсти, отдаем унынию или раздражению, отдаём какому угодно пороку, если бы мы тогда помнили, что истина в том, что Бог любит каждого из нас даже до Креста, тогда мы не отдавали бы себя этим порокам.
От того, кстати сказать, Церковь и называет своих чад: «раб Божий». Не от того, что мы потеряли свободу, а от того, что мы, наоборот, освобождены от греха Самим Богом. Тому, Кому мы служим, тому и рабы. Лучше быть рабом Божиим, чем рабом греха. Лучше быть рабом жизни, чем рабом смерти. Лучше жить в доме Отца, чем быть вне Его дома. Христос говорит, что Он освобождает нас от греха. Как же Бог освобождает от греха? Как Он это делает? Святитель Иоанн Златоуст отвечает на это: только Бог может простить. Человек освобождается от греха тогда, когда Бог ему этот грех прощает. Когда мы приносим наше покаяние, когда мы призываем имя Божие и просим Его простить нас, и Он прощает нас, тогда Бог и освобождает нас от греха, тогда мы и становимся свободными.
Подлинная свобода – это не тогда, когда что хочу, то и говорю, куда хочу, туда иду, что хочу, то и делаю, с кем хочу, с тем дружу, с кем не хочу, не дружу, в какой стране хочу, живу. Подлинная свобода не в этом. Она в том, что везде, где бы ты не жил, с кем бы ты не дружил, чтобы ты не делал, куда бы ты не пошел, во всём, везде и всегда должен быть Христос. Ты всегда должен помнить о том, что Его любовь и есть источник твоей свободы. Когда ты помнишь о Боге, тогда ты по-настоящему дружишь. Когда ты помнишь о Боге, тогда ты достойно живешь, тогда ты можешь простить, тогда ты можешь надеяться, тогда ты можешь любить.
Как только ты о Нём забываешь, ты начинаешь говорить себе: «какая несчастная жизнь, сколько предателей вокруг, сколько неправды, сколько несправедливости, сколько боли, сколько нечестности, сколько всего прочего плохого, что делает мою жизнь несчастной». Всё это происходит тогда, когда ты забываешь об одном-единственном источнике свободы и нашего счастья – о Христе, Который сегодня говорит нам: познайте истину, и истина сделает вас свободными. Будем дорожить настоящей свободой, не в мелочах будем делать себя свободными, не в мелочах будем упорствовать в своем слове и в своем решении. А в главном – в свободе от греха. И если кого-то это раздражает, лучше отступить. Если в твоём сердце это поселяет ненависть, с такой свободой далеко не уйдешь. Если в твою душу это вселяет отчаяние, то с таким выбором жить очень тяжко. Истинная свобода – это любовь во Христе, прощение Им грехов наших, нами исповеданных и исправленных. Истинная свобода – это тогда, когда я стою в правде, в правде, имя которой Христос. Аминь.
***