О смысле покаяния

08.03.2018
Просмотры: 1853

"Раскаяние - это не только тогда, когда мне и тебе жалко сделанного, печально от того, что мы поступили неправильно по отношению к другому человеку, по отношению к самим себе. Покаяние – это еще и жажда пребывания рядом с Богом, это то состояние, в котором мы ищем через понимание своего недостоинства, жаждем Его присутствия в нашей жизни. Покаяние – это деятельное ожидание встречи с Богом".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я поздравляю многих из вас с причастием Святых Христовых Тайн, вкушением Божественной Плоти и Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа сегодня за литургией Преждеосвященных Даров. Вся эта неделя наполняет нас воспоминанием жизни и трудов святителя Григория Паламы. И вот сегодня я хотел бы вспомнить его слова, которыми он определяет смысл и цель жизни человека. Он говорит, что жизнь человека от Бога, та жизнь, которую теперь мы живем, дана для того, чтобы мы наполнили ее покаянием.

Некоторым из нас может показаться, что покаяние – это состояние, когда мы жалеем о чём-либо совершенном. Несомненно, это начало покаяния. Если можно так сказать, то это тот самый первый шаг, который человек делает к Богу, когда осознает, что сделанное им до этого было не к Нему, не к Богу, а от Него. Покаяние – это то, когда мы раскаивается в содеянном. Но святитель Григорий замечает, что покаяние - это смысл нашей жизни. Тогда что же, неужели покаяние должно распространяться на всю целую нашу жизнь, вызывая в нас сожаление, сожаление непребывания рядом с Богом. Раскаяние - это не только тогда, когда мне и тебе жалко сделанного, печально от того, что мы поступили неправильно по отношению к другому человеку, по отношению к самим себе. Покаяние – это еще и жажда пребывания рядом с Богом, это то состояние, в котором мы ищем через понимание своего недостоинства, жаждем Его присутствия в нашей жизни. Покаяние – это деятельное ожидание встречи с Богом.

Ну вот, можешь вспомнить, когда ты ждешь с кем-то встречи, то это ожидание сопрягается с очень многими мыслями. Мы вспоминаем из опыта нашего общения с этим человеком самые яркие минуты нашей жизни. Мы, кстати, вспоминаем и самые тёмные, печальные мгновения нашей жизни. Первое - нас радует, второе – вызывает в нас горечь сожаления. Но и первое, и второе питает надежду на встречу, реальную встречу, такую, которую ты ждёшь всеми силами своей души. Святитель Григорий Палама говорил о том, что Сам Бог присутствует в нас Своей силой посредством Своей благодати с Самим Собой. Бог присутствует в нашей жизни реально и ощутимо тогда, когда мы к этому присутствию прилагаем свое чистое сердце, когда мы ждем этого присутствия, когда мы, взвешивая самих себя, в противовес себе ставим Его, когда Он – центр нашей жизни, центр каждого из нас. Вот именно это покаяние, это взвешивание и рождает в каждом из нас подлинное чувство, подлинное, настоящее, искреннее чувство реального общения с Богом.

Сегодняшняя возможность нашей соборной молитвы дает нам не только счастье вкушения Божественной Плоти и Крови, но и внушает каждому из нас самую главную мысль, что общение с Богом всегда реально, когда я всецело этого общения ищу, когда воистину всей тяжестью и легкостью одновременно моей жизни, моим восходом и заходом жизни является Сам Христос. Именно поэтому Григорий Палама и говорит, что покаяние – это смысл нашей жизни. Понимая покаяние, как очищение своего сердца, очищение своего ума, понимая покаяние как жажду общения с Судьей, с Богом, мы должны запомнить, что Бог нужен нам не тогда, когда мы хотим, чтобы нас простили, а что Бог нужен тогда, жаждем тогда, когда мы хотим, чтобы нас любили. Бог нужен тогда, когда мы хотим быть свободными от греха, когда мы хотим свою жизнь сделать по-настоящему прозрачной сквозь Евангелие. Бог нам нужен тогда, когда мы хотим быть людьми. Особенно тогда Он нужен каждому из нас - поэтому всегда.

И когда мы понимаем свое недостоинство, и когда мы видим свои неправды, и когда мы боремся в себе за свое человеческое настоящее, чистое, то, что поистине является образом и подобием Божиим, тогда Бог прикасается к нам посредством Своей благодати. Он прикасается к нам тем, к чему открыто наше сердце, и что мы можем ощутить, как Его присутствие. Он Своим существом и Своим естеством нерукотворным, нетварным светом просвещает нашу совесть, наш ум, наполняет наше сердце, освящает нашу душу.

И теперь, в эти дни Великого поста, когда мы с тобой много будем слышать о покаянии, это не означает только лишь сожаление о сделанном, это еще и означает жажду быть с Ним, где правда и свет, где нет лжи и смерти. Это стремление не избавиться только  лишь от сделанного, но сделать свою жизнь такой, чтобы этот прямой путь нас привел к Нему. В этом и есть подлинный смысл нашей жизни – достигнуть Его Царства. Но дорога в это Царство начинается сейчас и здесь, через раскаяние очистим грехи, через покаяние изменим вектор своей жизни, увидим подлинный горизонт, имя которому Христос, и к этому горизонту, и к этому самому главному шагу в своей жизни посвятим все свои таланты, которые Бог нам дал, все свои силы. Святитель Григорий Палама учит нас, что всё это возможно, когда Бог наполняет нас Своим присутствием. И пусть Его божественная благодать, Он Сам Собою освятит и просветит нас с вами, и поможет всем нам достигнуть Его Царства. Аминь.

***

7 марта 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1853