О бережной дружбе

06.03.2018
Просмотры: 1799

"Посмотри на друзей, которые носили своего друга бережно и трепетно. Он вверил свое имя в их руки, они, подняв его на себя, всюду были с ним и не представляли своего счастья без радости своего друга, и не обращали ни на кого и ни на что внимания. Они шли прямой дорогой к Богу, где было одно только желание – поднять, а не бросить, удержать, а не уронить, восставить, отмыть, порадоваться, а не посыпать пеплом и перстью земли. И видишь веру друзей Господь принимает и эту веру использует как лекарство для друга. И говорит ему: встань и ходи".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

C воскресным днем поздравляю всех вас. Вместе с каждым из вас свое сердце, свою душу открываю перед словом Священного Евангелия. Я хотел бы вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы поразмышлять над этими словами благовестия Христова.

Апостол и евангелист Марк в своем Евангелии, благовествуя, пишет следующее: "через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали". (Мк 2:1-12).

В сегодняшнем Евангелии очень многое для тебя и меня должно стать самым настоящим открытием. Вот знаешь, когда что-то человек открывает для себя, потом это открытие становится центром его жизни – он живёт этим. Это не просто чувство, это не просто восхищение ума или трепет сердца. Нет, это как узнать новую дорогу и по этой дороге начать идти. В сегодняшнем Евангелии Господь открывает нам удивительную дорогу, ведущую к Его милосердию. И вот что это за дорога. Очень часто мы, говоря о своей собственной жизни, можем похвалиться своими друзьями, а можем, и напротив, опечалиться. Мы нередко с тобой размышляли о том, что же такое дружба. И размышляли не случайно, потому что Сам Господь, обращаясь к нам, говорит: вы друзья Мои (Ин 15:14). Эти слова Христа заставляют и нас отзываться на Его слово, и задаваясь вопросом, искать на него верный ответ: а что же такое быть другом не просто тому, кто рядом с тобой, а даже Самому Богу.

Вот смотри, что в сегодняшнем Евангелии мы видим: четыре друга приносят своего несчастного расслабленного друга. Он был парализован. И уже за многие годы своей жизни, мы не знаем, сколько времени он находился в болезни, он совершенно научился доверять своим друзьям. Свою волю он вверил им. Можно ли сказать, что он был рабом? Навряд ли. Если бы, - как замечает святитель Феофилакт Болгарский, - этот расслабленный не хотел бы, чтобы его друзья куда-то брали и с собой несли, навряд ли бы они это сделали. Даже лишившись физического здоровья, он добровольно себя отдает в руки своих друзей. Это то, что называется смирением, это то, что называется доверием, это то, что называется вверить свою волю в руки людей и Самого Бога.

Эти друзья приносят своего друга к дому, где был Христос. Много людей не дают возможности им войти, но ничто не может их остановить от единственного устремления - принести своего друга к ногам Господа и Спасителя Христа. Посмотри, как бывает правильно устроена дружба. Когда сосредоточенное внимание никогда ни на что не отвлекается. Видишь, они стремятся со своим другом к Богу и ни на что не обращают внимания, ни на какие обстоятельства. Они не говорят друг другу: ну, давай не сегодня; ну, может быть в другой раз; посмотри, как-то всё не получается, может быть мы по-другому поступим. Нет. Они, настойчиво и верно исполняя доверие своего друга, несут его ко Христу, прокапывают крышу и через крышу спускают к ногам Христа Спасителя. Оказавшись перед Богом, этот парализованный человек не говорит ни слова. Но Христос говорит.

Христос увидел веру тех, кого Сам не видел, другие не видели – они ж остались на крыше. И видя веру друзей, говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои. Да, именно грех является источником всякой болезни. Именно это несчастное состояние нашей души, которая через грех отдается в волю дьявола, лишает нас силы Божией, а вместе с ней лишает нас и физического здоровья. Хотя, впрочем, бывают и болезни, которые даются нам для другого. Но источник болезни и смерти – грех и падшее греховное человеческое естество, которое бывает нередко открыто этой болезни.

Смотри, Христос прощает грехи расслабленному, хотя сам расслабленный об этом не просит. Что же мы можем с тобой увидеть? Какое правило на дороге своей жизни сегодня мы можем уяснить? Сначала эти грехи простили ему его друзья. Исцеление, которое подает Бог, всегда проходит через человеческие сердца. Бог всегда действует посредством и прямо, и к этому исцелению, посмотри, какое лекарство находит Сам Христос – веру друзей. Вот ты думаешь, что мысли твои или отношение к другим людям почти бесполезны. Мол, нужно какое-то особое дело. Но ты посмотри, мысли и веру этих людей, которые видит Господь – Он видит, что эти четверо не осуждают пятого, а по-настоящему любят его. Они носят его на себе со всеми его немощами и грехами. Они поднимают его на себя. Они не просто цокают языком, сидя где-то рядом, или издалека: ай-яй, как жалко этого человека. Они эту жалость преобразуют в жертвенность. Жалеть - это еще не дело, а вот жертвовать своими силами, своим временем, именем – это настоящая сила любви. И вот эти четверо, жертвуя собою, носят немощного.

Знаешь, по-честному, мы очень многих носим в своем сердце. Можно сейчас, даже стоя в храме, слушая эти слова, вспомнить множество имён, которых мы носим в своём сердце. Но как мы их носим?! С любовью или раздражением? Сколько имен мы помним? О скольких из этих имён мы искренне молимся, прощая их, и прося у Бога милости им? Понимаешь, мы очень часто носим сердце людей от другой нужды: ненавидим, подозреваем, завидуем, услышав дурное, поверили и не можем от этого дурного избавиться, как от навязчивого запаха. Мы очень часто в своем сердце носим людей не потому, что сострадательны к ним, а напротив, от удивительного своего жестокосердия носим не для того, чтобы помочь, а как будто бы, ужас, ищем удобной пропасти, чтобы туда сбросить. И даже говорим себе: ну, вот ничего, вот придет время. И когда с человеком случается нечто плохое, сколько бывает злорадства: ну вот, а я всегда говорил; а я всегда так думала; а мне не верили; а вот, посмотрите - весь в грязи. Носим и роняем, роняем и злорадствуем.

Посмотри на друзей, которые носили своего друга бережно и трепетно. Он вверил свое имя в их руки, они, подняв его на себя, всюду были с ним и не представляли своего счастья без радости своего друга, и не обращали ни на кого и ни на что внимания. Они шли прямой дорогой к Богу, где было одно только желание – поднять, а не бросить, удержать, а не уронить, восставить, отмыть, порадоваться, а не посыпать пеплом и перстью земли. И видишь веру друзей Господь принимает и эту веру использует как лекарство для друга. И говорит ему: встань и ходи.

И вот, ещё что сегодня удивляет до боли в сердце и радости души – послушание. Этот несчастный друг был послушен своим друзьям, он доверял им. И когда они говорили ему: понесем тебя сюда или возьмем тебя вот сюда, - он, доверяя им, вместе с ними на их плечах выполнял этот путь. Он доверял другим. Ты посмотри, что доверие и послушание делает с человеком. Он послушно выполняет слово Христа – встает, берёт свою постель и идёт. Человек, умеющий быть послушным своим друзьям, всегда приобретает через силу послушания от Самого Бога милости, человек, умеющий быть послушным своему духовному наставнику, своему старшему наставнику, человек, умеющий быть послушным тем людям, которым обещался: жена своему мужу, муж своей жене – всегда открывает щедрую руку Божию. Тогда послушный всегда встаёт и идёт, и не остаётся в немощи.

И наконец, еще одна удивительная грань, которую мы с тобой должны заметить на этой дороге. Бог – Сердцеведец. Видишь, как Он увидел сердца друзей. Видя веру их, простил прегрешения болящему. Но Господь увидел и веру тех, кто находился рядом с Ним: фарисеев и книжников, и видя злое помышление сердец их, укоряет их. Что они не могут ни простить, ни полюбить. Что легче? - говорит, - сказать: «встань и ходи», или отпустить грехи? И это слово тоже должно найти в каждом из нас, и в тебе, и во мне место для того, чтобы пустить глубокий корень. Задумаемся с тобой этим вопросом. Что легче: сказать человеку: «ходи» или отпустить ему грехи? Бог имеет силу отпускать грехи, но и мы тоже можем простить или не простить. Для других наше прощение может стать лекарством добрым, а может стать горькой приправой, не дающей поднять головы.

Господь Сердцеведец и сейчас, представь себе, и сейчас так близко перед каждым из нас, и так внимательно смотрит в наше с тобой сердце, и видит всё: имена тех, которых мы там носим, добродетели, которые мы делаем, дурные поступки, от которых мы всё ещё никак не отвыкли. Он в нашем сердце видит всё. Для Него оно открыто. Зная, помня об этом, будем трепетно беречь свое сердце и не вкладывать в него обид, не хранить там ложных подозрений, не собирать там гниль плохих слов и поступков, дел и недобрых мыслей. Не будем делать свое сердце расслабленным и парализованным, но напротив, сохраним с тобою в своём сердце живую веру, крепкую надежду, настоящую любовь, которая умеет не говорить, а делать. Как и сегодняшние друзья делом вымолили у Бога прощение другу и вернули ему силу жизни. Аминь.

4 марта 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1799