О Торжестве Православия

01.03.2018
Просмотры: 1876

"Сегодняшний день Торжества Православия – день, когда мы вспоминаем древнее постановление - орос древней Церкви об иконопочитании. Для нас современных людей, живущих в XXI веке - это торжество образа Божия в нас самих, это желание не быть образиной, а быть образом. Торжество Православия – это жажда быть, стремиться к Нему в Его свете, в Его любви изменять всю свою собственную жизнь, просвещать то, что еще темно, выпрямлять то, что криво, отмывать и очищать то, что осквернено и испачкано. Вот Торжество Православия в нашем веке".

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В этот первый воскресный день Святой Четыредесятницы мы спешим в храм, чтобы стать причастниками великих Тайн Божиих – Божественной Евхаристии. Мы спешим в храм, как бывает, со школы бегут дети домой, чтобы рассказать родителям о своих первых успехах, о своих первых оценках, о том, как они смогли ответить своему учителю, какие они смогли заслужить слова от этого учителя. И мы сегодня приходим в храм по окончанию первой седмицы Великого поста с тем, чтобы все же порадоваться тем, хоть и малым, но кажется, уже начавшимся изменениям в нашей с тобой жизни, изменениям, которые, очень верю, продолжатся.

Сегодня Церковь предлагает нам поразмышлять об удивительном празднике –Торжестве Православия. Этот праздник установился в достаточно раннее время в жизни нашей Церкви и стал итогом очень долгих дебатов, связанных с иконопочитанием. Последний Вселенский Собор в VII веке утвердил иконопочитание, и иконопочитание стало не просто традицией, а живой нитью, соединяющей земную с Небесной Церковью. Икона стала образом, употребляемым в храме, в домашней, келейной жизни, через который мы взираем на духовный мир. Я сейчас с тобой не буду размышлять о долгих дебатах, с этим связанных. Но скажу лишь только то, что эти догматические споры для сегодняшнего человека, для нас с тобой могут показаться давно прошедшем временем, но у Бога, запомни это, не бывает неважных вещей. И понимаешь, очень многие вещи, которые, нам кажутся, когда мы их относим к духовной жизни, совсем неважными, на самом деле оказываются очень важными, главными. И нередко дьявол, упрекая нас в этих вещах, как бы говорит нам: что ты на это смотришь? Главное-то не это; пусть у тебя в душе всё будет мирно, а это всё люди составили. Поверь, это не так!

Когда нас с тобой воспитывают дома наши родители, они дают нам четкие правила, они учат нас правильным словам, они учат нас называть предметы своими именами, а не нашими – вымышленными. И когда мы ошибаемся в наименовании этих слов, они всегда поправляют нас, потому что это очень важно. У Бога не бывает вещей неважных, касающихся твоей и моей жизни. Для Него важно всё. И вот во время Вселенских Соборов эти важные вещи были поставлены в догматическую норму православной Церкви, были поставлены в норму, которая сегодня является неотъемлемой частью жизни нашей с тобой Церкви. Итак, иконопочитание - установленное Церковью, сегодня открывает нам с тобой очень важную и значимую мысль. Бог подлинно воплотился. Понимаешь, Бог вошел в нашу жизнь. Господь во плоти пришел в нашу жизнь. Он исполнил Свое обещание, в котором сказал, что: не оставлю тебя. И это обещание запечатлено сегодня в святых образах. Тогда, когда мне и тебе бывает тягостно, стоит только поднять глаза к иконе и сказать: Господи, Ты, Воплотившийся человеческой жизнью, Ты, Живший человеческой жизнью, знаешь все непростые обстоятельства нашей жизни, Ты, Господи, смог перенести всё: и предательство, и ложь, и боль; Ты смог перенести всё: и признание, и отвержение; Ты смог перенести всё: и дружбу, и ненавистных врагов, которые Тебя ненавидели; помоги, Господи, и мне, достойно сохраняя образ Твой во мне запечатлённый, перенести всё в своей собственной жизни.

Иконопочитание - это освящение, очищение собственного образа в нас с тобой. И вот, те самые первые уроки, которые сегодня мы, прибегая, приносим в дом Божий. Этот образ очищается всегда покаянием. Понимаешь, когда в нашей жизни мы пытаемся подражать разным образам, когда мы смотрим на одних людей и говорим: хотел бы быть таким. А затем находим другого человека и говорим: вот для меня теперь пример. А теперь смотрим на третьего, и так до бесконечности. А в конце концов начинаем мечтательно представлять его себе: а вот если бы я так или ко мне так. Всё это очень часто уводит нас от самого главного, от самого важного образа, которой запечатлен в каждом из нас, образа, который рождён, воплощен на земле – образа Господа и Спасителя Христа.

Наше покаяние – это иконопочитание - не внешнее только лишь поклонение, но от внешнего - и внутреннее всегдашнее сосредоточение на том образе, Который есть свет и истина, начало и конец, Который есть для каждого из нас источник и причина жизни. Внешнее, понимаешь, всегда должно рождать и укреплять внутреннее. Хорошо, когда мы делаем поклоны. Радостно, когда мы лобызаем образы. Но эти поклоны и лобызание образов должны научить нас кланяться немощам других людей, снисходить к их немощам, поддерживать и понимать их в немощи. Лобызание святого образа должно научить меня с тобой целовать одиноких и несчастных, обнимать брошенных и преданных, должно научить нас прикасаться к тому, что для нас кажется уже совершенно погибшим. Но через это прикосновение, поверь, мы можем сообщить жизнь тому, кто сейчас на коленях. Господь пришел послужить нам, и сегодняшний праздник - напоминание нам о том, что и мы должны послужить тем, кто рядом с нами. Мы должны послужить тем, кто на коленях, кто обижен, кто одинок, кто отчаялся. Торжество Православия не в том, что мы знаем, как надо, а в том, что мы делаем, как надо, поступаем правильно по отношению к себе и к другим людям.

Мы слышали с тобой слова Господа и Спасителя Христа, когда Он говорил нам о том, как Он нас с тобой рассудит: кто послужил ближнему, тот послужил и Мне. И вот теперь после первой недели поста не будем хвалиться тем, кому послужили, но хотя бы честно перед самим собой, перед совестью здесь, перед божественным Учителем скажем о том, как мы выполнили домашнее задание. Уже минула первая неделя поста. Смог ли я послужить другому человеку? Смог ли я в ком-то укрепить веру? Смог ли я кому-то вернуть надежду? Смог ли я кого-то подержать и вновь вдохновить его в дружбе, в его любви, в его надежде? Смог ли я кого-нибудь исправить от дурных поступков не только лишь словом суровым, но потому, что сам исправиться, потому что сам по-другому поступаю, потому что теперь не просто говорю: делай так?

Поступаю так и говорю другому: давай со мной вместе помолимся, давай со мной вместе прочтем Евангелие, давай вместе прочтем святых отцов, давай вместе выйдем и прогуляемся просто по тому окружающему нас миру, в парке, который тоже Бог нам подарил, ибо создал мир прекрасным, и поразмышляем о красоте мира, который создал Бог. Вот ты говоришь, как уродливы люди. А ведь это уродство - наша болезнь и последствия нашей свободы. И чтобы это уродство изменить, нам нужно с тобою поменять собственную жизнь. Мало-помалу мир будет красивее не внешними образами, а твоим образом.

Сегодняшний день Торжества Православия – день, когда мы вспоминаем древнее постановление - орос древней Церкви об иконопочитании. Для нас современных людей, живущих в XXI веке - это торжество образа Божия в нас самих, это желание не быть образиной, а быть образом. Торжество Православия – это жажда быть, стремиться к Нему в Его свете, в Его любви изменять всю свою собственную жизнь, просвещать то, что еще темно, выпрямлять то, что криво, отмывать и очищать то, что осквернено и испачкано. Вот Торжество Православия в нашем веке.

И сегодня, когда мы, пройдя первую седмицу Великого поста, приходим к божественному Учителю, чтобы получить новое задание, порадуемся тому, что Он всегда бесконечно дорожит этой наукой, и для Него важно всё. Для Него важен любой наш шаг, любое наше слово. Это самый внимательный, самый строгий и самый любящий Учитель. Он смотрит на нас, не выбирает, понимаешь, из меня то, что мне нравится самому, и не забывает то, что мне самому не нравится. А смотрит на всего меня. И это по-настоящему радует, потому что Он дорожит и моим образом, Он дорожит и мною. И это осознание не может не рождать благодарной любви к Отцу, это понимание не может оставлять нас теперь вне Его образа. И сегодня вместе со всей Церковью с благодарностью и с жаждой своего дальнейшего правильного устроения жизни мы с тобой молимся: пречистому образу Твоему поклоняемся, Христе. Аминь.

25 февраля 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1876