О современном воздержании

28.02.2018
Просмотры: 1849

"Сколько времени мы проводим перед экранами своих телефонов, своих планшетов, компьютеров, телевизоров! Мы как будто бы физически не ходим на рынок, но умом и сердцем мы наполняемся этим базарным шумом. И через этот базарный шум, впуская в свою душу сомнения, вкушение этих отрывков разного рода - очень часто скверной и дурной информации, как через пищу отравляем свое сердце. Вот, общаюсь со своим другом, и он говорит мне: унываю. Спрашиваю его: что ты читаешь? И когда рассказывает о том, как много проводит времени в руках со своим телефоном, и что он читает. Говорю: а где же ты ищешь поддержки? Чем же ты накормил свою душу? Что же ты сделал? - Ты пошел на этот базар и съел пищи, оскверненной отступником – юлиановой похлебки. Она не даст тебе сил. Она отравит тебя, твою надежду и твою веру. Скверна в человеке, как ржавчина, очень быстро въедается в душу. И, Боже мой, как она тяжело очищается с души".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня мы совершили литургию Преждеосвященных Даров, и я поздравляю причастников с причастием Святых Христовых Тайн. Сейчас мы начнём совершать молебен Феодору Тирону - удивительному угоднику Божьему, в память о котором сегодня мы освящаем коливо.

Я хотел бы вспомнить историю этого человека. Это был воин, который исповедовал Христа. Это был человек, который вырос в очень выраженной силе своего духа, - если так можно бы сказать современным языком. Он был во всём такой: он был такой в отношениях с родными и близкими, с друзьями; он был такой в воинской службе и такой он был в вере во Христа. В то время, когда он исповедовал Христа, одно только наименование «христианин» становилось тождественно - «преступник». Христиан ненавидели. Их преследовали и гнали. Впрочем, в некоторых странах мало что поменялось к сегодняшнему времени. И тогда мученик Феодор, исповедуя Христа, претерпел мученическую смерть. Он отказался приносить идоложертвенное поклонение и сказал о том, что его жертва – только истинному Богу. Вот свою жизнь, свою силу, свою любовь, свое поклонение, то, чем он может поделиться, он может поделиться только с истинным Богом и ради единого Бога с другими людьми. Он не будет кланяться истуканам. Его казнили. Народ с почестями, православная община, христианская община погребли исповедника и мученика, и молились Господу о его святой душе. А Фёдор молился Богу у Его престола.

Спустя некоторое время, во время уже нового императора Юлиана Отступника поступило приказание в царственном граде, в Константинополе, чтобы в первую неделю Великого поста на рынке окропили всё идоложертвенной кровью. Мученик Феодор явился в откровении патриарху в Константинополе и предупредил его о том, чтобы тот сказал народу о злом умысле императора. Император думал, что внешним осквернением пищи можно было бы посмеяться над чистотой тех людей, кто твердо сохранял пост. Тогда патриарх объявил всему народу в этот день варить пшеницу и смешивать ее с мёдом, и довольствоваться этой пищей. И сегодня мы будем освящать коливо в память вот этого удивительного исторического события.

Но не просто мы совершаем в Церкви дела для памяти о чём-то давно минувшем, мы учимся. Мы эти предания древности, предания старины и наследие нашей Церкви -Священное Предание сохраняем не для того, чтобы помнить о том, что было, а для того, чтобы действовать сейчас. Да, сегодня навряд ли кто-то задается целью на рынке окропить идоложертвенной кровью продукты, которые мы покупаем, в том числе, и в дни Святой Четыредесятницы, чтобы поддерживать свои физические силы. Но тогда Юлиан Отступник был изобретателен, и думал так осквернить верных. И эту изобретательность он наследовал от дьявола. Дьявол и ныне изобретателен. Разве, что только не показывает нам образ этого отступника, но делает так, чтобы осквернить пост верных.

Что же сегодня является идоложертвенным? Что же сегодня отравляют пищу, через которую эта отрава просачивается в наше сердце и в нашу душу? Многие обстоятельства. Но, пожалуй, я скажу о том, без чего мы не обходимся каждый день, как без пищи. Это то, что мы впитываем в свое сердце через чтение и через рассматривание. Я поясню, о чём говорю. Дьявол, зная, что скверна способна отвратить человека от света Божия, подаёт эту скверну через то, что мы вкушаем теперь уже не только устами, но глазами и ушами. Вот кажется, особенно в пост, особенно во время внутреннего сосредоточенного воздержания ну прям что-то внутри распаляется желанием насыщения внешней информации. И сколько отравы проникает в нас: дурных слов, всяких глупых измышлений, сомнений, сплетен! Сколько дурных слов, особенно теперь, в дни начавшейся молитвы и внутренней борьбы с самим собой начинают наполнять нас! И если тогда патриарх приказал не ходить на рынок и не покупать идоложертвенное, то сегодня в пору говорить о другом воздержании - не отдавать себя на растерзание бесконечным потокам информации в современных системах, которые нам эту информацию приносят. Особенно эти слова актуальны для людей среднего и молодого возраста, да и для старшего.

Сколько времени мы проводим перед экранами своих телефонов, своих планшетов, компьютеров, телевизоров! Мы как будто бы физически не ходим на рынок, но умом и сердцем мы наполняемся этим базарным шумом. И через этот базарный шум, впуская в свою душу сомнения, вкушение этих отрывков разного рода - очень часто скверной и дурной информации, как через пищу отравляем свое сердце. Вот, общаюсь со своим другом, и он говорит мне: унываю. Спрашиваю его: что ты читаешь? И когда рассказывает о том, как много проводит времени в руках со своим телефоном, и что он читает. Говорю: а где же ты ищешь поддержки? Чем же ты накормил свою душу? Что же ты сделал? - Ты пошел на этот базар и съел пищи, оскверненной отступником – юлиановой похлебки. Она не даст тебе сил. Она отравит тебя, твою надежду и твою веру. Скверна в человеке, как ржавчина, очень быстро въедается в душу. И, Боже мой, как она тяжело очищается с души.

Да и ты знаешь, - чтобы дома укоренилась ржавчина, для этого ничего делать не надо. Пусть всё будет, как есть – капля по капле - и всё покрылось этой страшной коростой. А вот, чтобы очистить ее, Боже мой, сколько нужно сил, сколько нужно времени, чтобы избавиться от этой ржавчины. Впору вспомнить эту историю сегодня, когда мы освящаем коливо, и когда будем вкушать коливо, то возревнуем о чистоте пищи, которую мы вкушаем, о том, кому мы верим и в чьи руки отдаем свое сердце и свой ум. Вверяем ли мы их в руки святых евангелистов, когда читаем Евангелие? Или святых отцов Церкви, когда читаем их житие или их поучение? Или вверяем свою душу и свое сердце в руки страстных и порочных людей, завистливых клеветников, каким был и Отступник Юлиан?

В этот день памяти Феодора Тирона помолимся о том, чтобы его помощью нам суметь преодолеть наш дурной вкус. Да, тот самый дурной вкус, который возвращает нас, простите за грубость, к этой кормушке для свиней. Помолимся Феодору Тирону о том, чтобы в нашем сердце взыгралась жажда истинной пищи - чтения слова Божия, общения со святыми отцами, безмолвия в молитве. Чтобы мы постарались выгнать из своей души эту базарщину, которая так терзает нас по сторонам, обкрадывает нас. Как на любом базаре: то там, то здесь крикнут, и ты бесконечно ворочает головой то направо, то налево, не замечая, как твои карманы опустошают воры. Вспомним эту историю для того, чтобы не превращать свою жизнь в базарный день. И через воздержание, в том числе, от дурного чтения наполнить свою жизнь чистотой надежды, наполнить свою жизнь такими словами и таким хорошим общением, которым можно было бы поделиться с другим и поднять человека с колен, вдохновить его к хорошей жизни, и самим, падая, не разбиться в грязь.

Сейчас мы начнём молебен Феодору Тирону в благодарность за то древнее явление, которое уберегло народ от идоложертвенного, и с надеждой, чтобы и сегодня он явился перед совестью каждого из нас, и уберег нас от того, что сквернит наш ум и наше сердце, что делает парализованной нашу добрую волю и веру в Бога, и доверие людям. Помолимся святому великомученику Феодору Тирону и испросим у него помощи нам в крепкой вере, в достойной жизни. А в эти дни Великого поста попросим у него правильного, полезного вкуса, жажды к тому, что мы читаем, и на что мы взираем. И, взирая на его память и на его образ, будем во всём и всюду, как и он, искать Христа и правды Его. Аминь.

23 февраля 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1849