О слове покаяния

18.02.2018
Просмотры: 1425

"Адаму не хватило слов покаяния. Этих же слов очень часто не хватает и нам. Казалось бы, в самый горький и самый страшный момент своей жизни только бы принести покаяние, только бы покаяться, и всё можно поменять. Но как больно даются эти слова! Как тяжело в нас остается проклятие нашей гордости, которая диктует нам, что непрощение и обида - это повод уйти".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем Адамово изгнание. Этот день запечатлён во всей истории человечества, теперь именуется Прощённым воскресеньем.

Каждому из нас оказывалось находиться перед запертыми дверями. Каждый из нас знает, что значит потерять пространство, в котором мы находились, но которого лишились, из которого были изгнаны, не потому что хозяин этого пространства захотел оставить его себе, а потому, что моего внутреннего мира теперь уже не хватало, как созвучия до этого пространства. Внутренний мир нашего праотца Адама и нашей праматери Евы был сужен и огорчён грехом, огорчён не поступком, хотя он стал источником этого огорчения, но был огорчен тем, что не нашел исправления, не нашел покаяния. Ангел, провожающий Адама до врат рая, всё ещё ждал, что Адам произнесет слова, которые бы вернули ангела к Создателю с радостной вестью: он покаялся, он просит его простить. Но Адам убитый горем, расстроенный от совершенного дела, изменившийся, теперь уже не искал в своей душе раскаяния, которое могло бы вернуть его, объятый стыдом и страхом, и вместе с этим, вкусом запретного плода, продолжал идти к дверям. Мы только можем себе представить, что творилось в его душе и в его сердце тогда, когда эти двери за спиной затворились. Но, наверное, и тогда у этих дверей ещё стоял ангел, который ждал бы благой вести: он покаялся, он изменился, он хочет вернуться домой.

Весь человеческий опыт нашей жизни и поступки каждого из нас теперь как шаги Адама на пороге рая, когда мы выбираем то, что становится нашим делом, нашими поступками, нашей поступью. Когда наша жизнь наполняется от горечи и проклятия греха бессилием. Иной раз скажешь: я не могу, хочу, но не могу. Вместе с апостолом: бедный я человек! что хочу доброе делать – не делаю, а злое творю. Иной раз скажешь: не могу поменять себя. Как будто бы настолько глубоко и сильно вошел грех, что теперь он и я одно целое. Но это неправда!

Это неправда, потому что, если бы Бог оставил человека таким, каким он стал, то не стал бы становиться человеком, не пришёл бы на землю, не вочеловечился бы. Если невозможно было бы человеку измениться, то Бог не сделал бы шага к человеческой плоти, Он не поднял бы эту плоть на Крест и не пролил бы Свою божественную кровь на нём. Господь и поныне посылает Своего ангела за каждым из нас, чтобы мы не чувствовали сиротства как блаженства, чтобы напротив, через постоянную память о присутствии Божием в нашей жизни мы заставляли себя делать шаг домой.

Адаму не хватило слов покаяния. Этих же слов очень часто не хватает и нам. Казалось бы, в самый горький и самый страшный момент своей жизни только бы принести покаяние, только бы покаяться, и всё можно поменять. Но как больно даются эти слова! Как тяжело в нас остается проклятие нашей гордости, которая диктует нам, что непрощение и обида - это повод уйти. Сколько раз, Боже мой, сколько раз, люди, которых мы обижали, ждали наших слов извинения! Сколько раз они как ангел следовали за нами, ожидая только лишь одного слова: «прости», и уже с готовностью бы, прижав к себе, обняли и всё бы изменили! Да и мы сколько раз готовы были бы простить, если бы хоть одним намёком, если бы хоть одним вздохом, хоть одним взглядом тот, кто причинил боль, выразил эти слова: «прости меня».

Мы всегда остаемся и в образе одних, и в образе других. Мы знаем, что такое непрощенная боль и мы знаем, что такое не просить прощения самим. Самым важным, самым главным дыханием человека является дыхание, запечатлённое в нём от Самого Бога – это дыхание единства, о которым Господь молится в Евангелии: да будут они едины, как Мы едины. И когда это единство начинает разрушаться через непрощенные грехи и проступки, через жестокость сердца, тогда эта боль разрыва единства и делает нас одинокими. Но и тогда Бог не оставляет.

Сегодняшний день - это день нашего человеческого поступка, это день, когда ты перестаешь подкладывать бесконечно в противовес тому, кого не можешь простить, кому не можешь забыть, подкладывать бесконечный груз тяжести своих обид. Это день, когда ты всё смахиваешь с весов, и когда ты перестаешь мерить. Сколько бы мы не мерили, нам не выкупить свою бессмертную душу. Сегодняшний день – это тот день, когда на меру нашей жизни поставляется только одно измерение - вечного любящего истинного Бога, который теперь не взвешивает тебя, и который не становится противовесом, а становится единственным основанием, камнем, точкой возврата всей твоей собственной жизни. Сегодняшний день - это когда мы беремся за ручку двери, и если начнём открывать ее со словами: «прости меня», то она откроется. А если так и не решимся на эти слова, то она, оставшаяся без ключа твоего покаяния, останется заперта перед тобой. Теперь нас разделяет только эта дверь – нас от Бога. И если мы решились, если по-настоящему любим, если не имеем другого Отца и другого дома, и хотим вернуться домой, если по-настоящему верим, мы у этой двери говорим: прости нас, Господи.

Сегодня Церковь зовет всех нас по-человечески простить друг другу. Мы много раз, не замечая друг друга, можем пройти, не услышать, не остановиться, не запомнить, не помочь. Мы находим множество оправданий такой своей жизни, но сегодня мы ищем, прежде всего, оправдания от Бога. Плохо - что мы делали, но хуже оставаться в плохом. Не должно было бы этого делать, но хуже оставаться в этой грязи и не подниматься из неё. И вот теперь мы мало-помалу возвращаемся в свет Божий. На нас еще будут оставаться пятна от прежних поступков, но Бог, истинный Врач и заботливый Отец может отмыть от нашей совести, если мы расстаемся и больше к этому не вернёмся, любую рану, любое пятно.

Рассматривая свою собственную совесть, прислушиваясь к своей совести, я стучу в двери сердец вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, и у этих дверей прошу прощения. Я прошу прощения за то, что так далеко отступал от вас, за то, что не носил всегда имен ваших в своих молитвах, за то, что не всегда был внимателен, за то, что своим словом или своим делом кого-то из вас может быть соблазнил и заставил дурно измышлять о святой Церкви. Я не ищу оправданий, я сегодня горячо ищу вашего прощения. Я знаю, что всемогущий Господь может всякого человека поднять, и я верю, что Господь и меня восстановит вашими руками, вашими молитвами, вашим прощением, вашей любовью, вашим доверием. Сегодня, смотря в лица каждого из вас, я ищу горячей, искренней любви, и верю, что этой любовью мы по-настоящему спасемся. Сейчас здесь, в соборе находится и моя мама, и я хотел бы к ней тоже обратить свое слово. Прости, мама. Я верю, что твое материнское сердце, всегда умеющее поддержать и простить, вернет мне мою надежду и свободу в жизни. В этот день мысленно я прошу прощения и у почивших своих наставников и друзей, и верю, что теперь они у престола Божия возносят обо мне грешном молитвы. Надеюсь на милосердие Божие, на вашу любовь и верность, на ваше доверие, я обращаюсь ко всем вам, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, и прошу вас: простите меня, Христа ради. Помолитесь обо мне в дни наступающего Великого поста. И своей любовью, и верностью, своим единством послужим друг другу, поддержим друг друга, и совершая земной поклон, из своего сердца высвобождаю и обиды, и боли, и непрощения, и сам всем сердцем прощаю, ибо знаю, Бог мира там, где просто, где прямая жизнь, где она освящена настоящей надеждой, трепетной любовью, горячей верой. Простите мне, Христа ради, и помолитесь обо мне, дорогие отцы, дорогие братья и сестры.

Бог благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит, и да благословит всех нас. Аминь.

Желаю вам доброго, спасительного поста, пройти это поприще с достоинством человека, с любовью сына и дочери, с благодарностью к Небесному Отцу, и принять от Него блага прощения и множество даров к утешению и назиданию. Да поможет нам Бог в дни наступающей святой Четыредесятницы.

 

 

18 февраля 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1425