О лодке нашей жизни

27.02.2018
Просмотры: 1534

"Удивительная история, которая повторяется теперь и с тобой, и со мной. Вот пост. Вот в этой вечно опрокидывающейся из стороны в стороны лодке я - то молюсь, то устаю от молитвы, то пощусь, то разжигаюсь на трапезу, то молчу, то разрываюсь гневливыми словами, то улыбаюсь, то бесконечно обижаюсь и хмурюсь, то обнимаю, то хлопаю дверью - всё качаюсь в этой лодке. Но вспомни – Кто ждет тебя на берегу, Кто послал тебя в эту жизнь. Вспомни о Нём, Который говорит: брось и поймаешь. Держись изо всех сил, продолжай свой труд, и Я не оставлю тебя без твоей трапезы, без нашей трапезы, без Моего Царства, без твоего наследства". 

Очень много сравнений к Великому посту мы можем найти с тобою. И святые отцы находят столько много примеров, которыми сравнивают время Великого поста. Это ещё как лодка и как плавание в лодке. Ну, наверное, тебе приходилось бывать в лодке. И ты знаешь, как каждое движение отзывается обратным, как нужно быть осторожным и аккуратным. А когда ещё не просто тебе приходится плавать в ней, а совершать какое-то дело, тогда это требует особенной сосредоточенности. Христос проповедовал с лодки. Однажды Он пришел на берег озера и там встретил апостола Петра, который вместе со своими друзьями в этот день ничего не поймал. Он был очень уставшим. А так как еще ничего не поймал, то, наверное, его душу терзало отчаяние.

Мы с тобой тоже иногда очень сильно устаем. И бывает устаем так, что уныние и отчаяние охватывает все естество. Кажется, уже больше не удержать равновесия, кажется, еще немножко и всё – и упаду. В эту лодку к уставшему апостолу Петру тогда вошел Христос и попросил его отплыть немного от берега, чтобы учить народ. Он сел в эту лодку и, покачиваясь на волнах, говорил что-то людям. Слушали Его люди с берега и апостол Петр. Апостол Петр, должно быть, сидел за Его спиной. Так бывает нередко, когда в лодке моей жизни сидит Сам Христос, но я вижу Его как бы в спину. И за этой спиной всё продолжаю размышлять о своей усталости, о своём отчаянии, о том, что я сейчас принесу. В этой пустой лодке только мокрые сети - ничего не поймал. Вот так думаешь о своей жизни: чем же ты можешь порадовать другого человека? Почти ничего не приобрёл. Не знаем, о чём размышлял Петр. Но мы с тобой, наверное, размышляли бы так.

А потом происходит нечто необычное. Христос, выйдя из лодки Петра, говорит ему: отплыви на глубину и брось твои сети. Уставший и отчаявшийся апостол Петр, тогда еще до призвания своего рыбак Петр, повинуется голосу Человека, в котором он услышал проблеск надежды. Должно быть, тогда Христос говорил о спасении, говорил о доверии Богу, о том, что Господь никогда не оставляет человека. Никогда нельзя думать, что твоя безжизненная пустыня или глубина черная могут только погубить тебя - как некоторые думают. Сознаемся, как и мы иногда думаем: что эта жизнь для меня слишком мрачна. Петр говорит Христу: мы ничего не поймали, всю ночь трудились, устали; но если Ты так хочешь, я сделаю это. И он плывет на глубину. Святые отцы говорят, что в этом удивительном образе, Господь показывает нам, что для того, чтобы найти жизнь, надежду, для того, чтобы опять из жизни достать нечто, что обрадует тебя, ну, как из моря рыбу, тебе вернуться нужно к твоим глубинам жизни. Тебе нужно остаться один на один с этой мрачной глубиной.

Вот мы сейчас - как апостол Петр. Преподобный Андрей Критский показывает нам всю глубину нашей жизни. И сегодня мы, продолжая читать его канон, смотрим в весь этот мрак, в эту глубину. И, Боже мой, жизни мы там мало видим, рыб мы там не видим. Столько всего утопили мы в своей жизни. Сколько там мрака и тины! Сколько разбитых кораблей! Сколько разбитых надежд, разбитых судеб! Сколько там разбитой дружбы, обманутых обещаний! Смотришь в глубину своей жизни и ужасаешься тому, что эта глубина тобою почти заполнена. Святые говорят, что очень важно нам оставаться так наедине с Богом, наедине со всей своей жизнью, чтобы разглядеть дно. И если бы не послушание Богу, если бы не доверие Ему, то в этой глубине можно было бы погибнуть и самому.

Апостол Петр бросает вновь сеть. Уставший, унывающий, смотрящий в эту глубину безнадежно – ведь он знает, что там ничего нет. Но вместе с этим, в нём борется уже новый Петр, который говорит ему: по слову Божьему сделай то, что Он говорит. Если ты будешь жить только по своему слову, если ты будешь постоянно смотреть в этот мрак и жить только своим итогом жизни без надежды, то это глубина останется мертвой. Но если ты будешь надеяться на Его слово, если ты поверишь Ему, что твое покаяние - это один опять поднявшийся на воду утопленный тобой корабль надежды; если твое покаяние и надежда на Него - это ещё одна выпрямившаяся судьба человека, с которым ты примирился; если твое покаяние, если твоя верность и твое послушание Богу искренне, то в этой глубине мало-помалу начнёт отражаться солнце. Сначала Петр не поверил напряжению в своих руках – в сети что-то есть. Хотя пока он еще не видел, что там. Может быть – горсть тины, может быть - что-то из того, что уж точно не вытащишь на берег и не похвастаешься, не похвалишься и никого не угостишь этим.

Как бывает и в нашей жизни. Иногда уныние говорит нам: на что твоя надежда? Да никогда уже ничего не получится. Брось ты всё это дело, потому что всё то, что ты чувствуешь - напряжение в своей жизни - лишь только добавит тебе усталости. Не верь! Если ты поступаешь по слову Божьему, не верь больше человеческим словам, потому что твое уныние - это твой ветхий человек, это тот человек, который ищет своего, но не Божьего. И будет он тебя тянуть в эту самую пучину. Плыви обратно, как почувствуешь вновь тяжесть в руках - к Нему. У Него никогда не бывает пустой трапезы. Когда Петр подплывал к берегу, он ужаснулся, увидев, сколько рыб поймал в сети. И позвал своих друзей и вытащили, и даже начал тонуть. И когда вышел ко Христу, то тогда сказал Ему: выйди от меня, Господи, я не достоин Тебя. Какое глубокое, какое удивительное покаяние! Почему же Петр говорит Ему: выйди? Потому что чувствует в себе ещё столько обломков кораблей и порванных сетей, чувствует в себе ещё столько тяжести, от которой говорит: Господи, выйди от меня, я человек грешный. Знаем, как Христос ему ответил – Он сделал его ловцом душ человеческих, и взял с Собою в Свое Царство.

Удивительная история, которая повторяется теперь и с тобой, и со мной. Вот пост. Вот в этой вечно опрокидывающейся из стороны в стороны лодке я - то молюсь, то устаю от молитвы, то пощусь, то разжигаюсь на трапезу, то молчу, то разрываюсь гневливыми словами, то улыбаюсь, то бесконечно обижаюсь и хмурюсь, то обнимаю, то хлопаю дверью - всё качаюсь в этой лодке. Но вспомни – Кто ждет тебя на берегу, Кто послал тебя в эту жизнь. Вспомни о Нём, Который говорит: брось и поймаешь. Держись изо всех сил, продолжай свой труд, и Я не оставлю тебя без твоей трапезы, без нашей трапезы, без Моего Царства, без твоего наследства. Твой улов рождается от твоего послушания, от твоего доверия, от твоей верности. Продолжай труд, свою усталость отложи в сторону, какие бы не приходили тебе помыслы, всегда взгревай себя словом Божиим. А поэтому давай весь пост будем читать Евангелие, чтобы каждый раз в Евангелии находить такие слова, которые могли бы опять поднять тебя, нас. И когда почувствуешь опять тяжесть на себе, не спеши сбрасывать ее. Возможно это уже тот улов, который Бог послал тебе. Дотяни до берега и увидишь, что будет в этой сети. Если ты искренне каешься, если я искренне сожалею о всём том, что погибло там, в пучине и глубине, размышляя о своей жизни, о своей совести, о своём выборе, Бог очистит это дно. Бог всегда возвращает жизнь, потому что Он, именно Он, сказал мне правду: не смерти грешника хочу, но, если обратится, то дам ему жизнь вечную, жизнь вечную. Аминь.

Благословение Божие и Покров Преблагословенной Богородицы да пребывает со всеми вами. Храни и благослови всех вас Господь.

22 февраля 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1534