О страхе Божием

24.02.2018
Просмотры: 1972

"Страх перед Богом, страх оскорбить Его божественную любовь, страх потерять Отца рождает источник нашей тихой и достойной жизни, потому что тогда Бог начинает заботиться о нас особым образом. Тогда ты ничего своего человеческого не потеряешь. Наоборот, понимаешь, мы тогда приобретаем свое настоящее человеческое лицо, в котором отображается небо. Небо. Мы приобретаем настоящую свободу, в которой больше нет страха смерти".

С Чистым вторником!

Я радуюсь, что в этот день мы вместе продолжаем нашу молитву, нашу надежду, начатые шаги в дни Великого и спасительного поста. И я сегодня вместе с тобой хотел бы задаться вопросом. А чего мы боимся? Отвечая на этот вопрос, я думаю, что мы с тобой могли бы составить очень длинный список. И чем больше бы мы об этом задумывались, о том, чего мы боимся, тем, наверное, этот перечень занимал бы всё больше и больше пространства. Не стану пересказывать его весь, но переспрошу: а есть ли в этом перечне то, о чём сегодня мы молились горячо? А боишься ли ты Бога? А боишься ли ты не исполнить данное Ему слово? А боишься ли ты опять вернуться к тому, в чём только вчера ещё просил прощения и решил для себя, что больше этого делать не будешь? А боишься ли ты изменить данным клятвам? А боишься ли ты нарушить пост? А боишься ли ты не помолиться? А боишься ли ты разгневаться? Будем честны - об этих страхах мы меньше всего думаем. И скажу еще больше. Понимаешь, очень часто нам кажется, что здесь как бы, ну, если уж невозможно убедить, поймут. Бог всё видит. Да, это так.

Мы боимся потерять доброе имя. Мы боимся потерять друзей. Мы боимся потерять здоровье, работу, детей. Мы боимся многих вещей, но самого главного – Того, Кто есть источник нашего счастья, - мы думаем, что с Ним мы всегда сможем найти слова примирения. Если бы эти слова примирения, которые мы находим, рождали в нас ответную любовь и страх нарушить это слово. Но мы опять с лёгкостью делаем то же самое! Самая страшная открытая язва души - это безбоязненность Самого Бога. Нам кажется, что все наше счастье - это то, что рядом вот сейчас, и мы не всегда помним о Том, Кто подарил нам это «сейчас», Кто хозяин нашего времени, Кто источник и причина нашей жизни. Это происходит ещё оттого, что очень часто, как замечает апостол Иоанн Богослов, говоря о фарисеях: они возлюбили больше человеческое и человеческую славу, чем Божие. Вот поэтому наши страхи так глубоко упираются в нас самих, потому что все наши опасения касаются нашего человеческого, нашей славы. Как же наше имя обесславится?! Как же наша жизнь обесславится?! И мало-помалу, из мгновения в мгновение, изо дня в день наша человеческая слава в нас самих вытесняет славу Божию. И когда мы видим рядом страдающего человека или слышим о нём, или знаем о нём, мы нередко задаемся с тобой вопросом: а как же я? Вот сейчас, что? Вынуть да отдать последнее? А мне как? Вот, что сейчас рядом с этим человеком встать? Ну, а потом ещё про меня что-то скажут и подумают.

Мы боимся потерять человеческую славу. И почти совсем не размышляем, что уж там говорить, делаем о славе Божией. А в чём же она, слава Божия? В простом – в верности Его слову. Если обещал Ему - делай; если покаялся перед Ним - не возвращайся к тому, в чём раскаялся; если решил идти - не оглядывайся; если полюбил, хоть и страдаешь – люби; подружился - теперь уже не отказывайся от принятого решения. Во всём ищи не свою славу, а Божию. Даже если тот человек, к которому твоя любовь и твоя дружба, твое слово и твой обращенный взгляд изменился. Мы с тобой на что? Мы должны его исправить.

Помнишь, как Христос говорит апостолам: вы дайте им есть (Лк 9:13). Не отпускайте их в далекий город, чтобы пока дошли до него, совсем потеряли силы. Не отпускайте их испуганных и одиноких. Вы дайте им есть. То, что сейчас есть у тебя, может кого-то спасти. И не думай, что ты можешь другого спасти хорошим советом. Другому помочь мы с тобой можем только делом. Но, чтобы так было, нужно бояться не успеть выполнить Его божественную волю, нужно научиться иметь страх Божий, который заключается в том, что вдруг, вот это мгновение моей жизни рядом с этим человеком последний удар моего сердца. Нужно бояться не того, что скажут или, что сделают по отношению к тебе, а бояться того, что ты отвернешься от него, испугавшись, спрячешься во всех своих лохмотьях скверной, дурной жизни и в этих лохмотьях так и задохнешься, не увидев света Божия.

Страх перед Богом, страх оскорбить Его божественную любовь, страх потерять Отца рождает источник нашей тихой и достойной жизни, потому что тогда Бог начинает заботиться о нас особым образом. Тогда ты ничего своего человеческого не потеряешь.

Наоборот, понимаешь, мы тогда приобретаем свое настоящее человеческое лицо, в котором отображается небо. Небо. Мы приобретаем настоящую свободу, в которой больше нет страха смерти. Мы приобретаем вечность, в которой больше нас ничто не пугает и не диктует, как поступать, чтобы эту временную жизнь наполнить собой. Наполнив временное собой, что возьмешь в вечное? Найдем ли мы там пристанище, если для вечного пристанища не нашлось в нашей душе?

Дни Великого поста нам с тобой даны, чтобы мы начали преодолевать эти ложные страхи, эту ложную человеческую славу. Она, ведь смотри, как быстро проходит! Ты же видел. Вчера этот портрет на всех углах, а сегодня - в мусорных баках. Еще вчера ты восхищался этим человеком, а сегодня ты ужасаешься этим же человеком. А что о других? Ещё вчера тебе говорили слова бесконечного восторга, а сегодня с тобой не здороваются. Ещё вчера всё было по-другому, что-то произошло. И кто сегодня остался рядом с тобой? Вот цена нашего человеческого счастья, любви к человеческой славе. Она как тень всегда исчезает.

Великий пост призывает нас рассмотреть свою жизнь, самую ее основу. Начало премудрости страх Господень. Именно с этого начинается премудрая достойная жизнь человека. Когда ты боишься не показаться странным, а когда ты боишься согрешить. Когда ты боишься не рискнуть своим именем, а боишься нарушить слово Божие, которое зовет нас помогать нуждающимся, посещать находящихся в темнице, открывать двери своего дома перед немощным. Вот тогда это подлинная премудрость может сделать нас подлинно свободными, бесстрашными людьми пред другими и страшащимися греха перед Богом. Тогда и Бог ответит нам: войди в радость своего Небесного Господина, потому совершенная любовь вон изгоняет страх.

Мы должны с тобой научиться бояться Его не за то, что Он нас подкараулит и воздаст. А бояться за то, что мы можем потерять Его. Дорожить этим. А если Его потеряем, ничто не вернет нам человеческого счастья. Не будем с тобой больше писать длинный перечень наших страхов, отложим это для слабоверных, отложим это для маловерных, для себя в прошлом. Теперь же с твердой верой впишем только лишь одно: «боюсь Бога и согрешить перед Ним». Тогда мало-помалу Он поможет нам стать смелыми против греха и достойными временной жизни и наследниками в жизни вечной. Аминь.

1972