"Сегодняшнее Евангелие предупреждает нас с тобой о тяжком злом грехе тщеславия. И теперь, когда мы с тобой слышим эти слова, и когда мы с тобой размышляем над этим Евангелием, прислушаемся к своей совести. Будем гнать от себя то, что делает нас неблагодарным. Не будем тщеславиться, чтобы оставить радость для Бога. Не будем искать себе награды и не заглядывать в глаза другого человека с ожиданием, когда же он скажет: «спасибо». Бог скажет нам: «спасибо»".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья казаки, дорогие станичники, дорогие братья и сестры, я радуюсь тому, что в этот день имею счастливую возможность помолиться вместе с вами здесь, в станице, и вместе с вами назидаться Священным Евангелием особенно теперь, накануне Великого и спасительного поста. И я хотел бы перечитать Евангелие, которые мы только что слышали за Божественной литургией, чтобы поразмышлять над этим Евангелием.
Апостол и евангелист Матфей в своём Евангелие говорит следующее: "сказал Господь: смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь". (Мф 6:1-13).
Какое удивительное слово заботы Господа о каждом из нас! Посмотри, как Господь желает всем нам спасения, и как Господь, научая нас доброй, настоящей жизни, приводит разные примеры для того, чтобы мы не попадались в сети дьявольские. И сегодня Господь говорит о превозношении, говорит о хвастовстве, говорит о том, что так нередко уязвляет людей, которые в общем-то стараются достойно следовать слову Божию. Когда человек как бы освобождается от дурных дел, тогда, как замечает святитель Иоанн Златоуст, на него нападает бес, как ярая собака, с тем, чтобы погубить его духовное всходы – и губит их тщеславием. Для кого-то может показаться: что уж здесь тщеславие? Есть, мол, поступки, которые могут всё погубить. Есть, мол, поступки, которые страшнее любого другого греха. Ну, а если где-то внутри живет во мне некое самодовольство или самохвальство, превозношение - разве это может испортить человека?
Напротив, как часто можно увидеть и услышать примеры, когда человека даже понуждают к тщеславию: тебе есть чем гордиться; ты - достойный человек. И многие другие слова, которые мы слышим, как кажется сначала, для некоего ободрения, а в настоящем этот злой пёс рано или поздно нанесет страшные раны. Тщеславный человек, со временем становясь гордым, отсюда становится раздражительным, отсюда начинает не любить всё то, в чём он сам не отражается. Тщеславный человек никогда не порадуется радости другого человека. Тщеславный человек никогда не будет сострадать другому. Тщеславный человек во всём будет искать только свое собственное отражение. Он никогда не замечает других людей, и мало-помалу начинает терять друзей. Самая главная потеря тщеславного человека - это награда Божия.
Афанасий Великий, знаешь, вот как об этом говорит: Господь любит не то, когда что-то Ему приносят в дар, или когда что-то делают ради Него. Господь любит то, когда что-либо человек, делая, что-либо человек, совершая доброе, делает это лишь только с одной мыслью быть благодарным Богу. Господь всегда с любовью принимает человека искренне благодарного, без какой какой-либо надежды на вознаграждение, а просто как сын благодарит отца, как чадо благодарит своего наставника. Господь радуется именно этому и драгоценные для Него наши чистые, искренние сердца, которыми мы что-либо делаем.
Святой пророк восклицает в Священном Писании: не нам, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу (Пс 113:9). Совершаемое каждым из нас, кажется, что это есть некая, если так можно сказать, грань нашего благополучия, но, с другой стороны, самым главным и самым важным в любом поступке, в любом добром деле является наша искренняя любовь к Богу, наше желание быть Ему верным, благодарным, настоящим. Как бывает и в отношениях между людьми, когда один человек дорожит другим человеком, то, чтобы он не делал, он не ищет похвалы для себя, а радости от того, кому это сделал. Радость другого лучше всякой похвалы.
Господь потому и говорит, что, когда ты творишь милостыню, то не делай это так, чтобы все прославляли тебя. Тогда какая тебе будет награда? И чем ты порадуешь Того, ради которого ты эту милостыню творишь? Если свою награду ты получишь теперь, а награда Божия останется для тебя недосягаемой, потому что Он не порадуется тому, что ты ищешь только радость для себя самого. Когда молишься, - говорит Господь сегодня в Евангелии, - особенно это важно теперь, в дни наступающего поста, делай это в тайне. Пусть твое общение с Богом и твоя молитва к Нему будет такой, каким бывает твое тайное дело. Надо сказать, что у нас бывает немало тайных дел. Знай, - говорит Господь, - за тайное Господь воздаст тебе явно. Если тайное – доброе, то воздаст явным добрым, а если тайное – недоброе, злое, то воздаст таким же.
Сегодняшнее Евангелие открывает нам удивительную меру любви Божией и того, что Ему надобно. Кто-то говорит, что Богу угодны одни или другие поступки. Правы и первые, и вторые. Ему угодны и молитвы, и наши посты. Ему угодны и наши поклоны, наше воздержание во время поста. Богу угодна наша милостыня и наше прощение другим людям. Но радуется Он не тому, как мы это делаем, а тому, когда мы это делаем ради Его радости, не для себя, а для Его радости - порадовать своего Небесного Отца. А радость Отца – это счастье детей, радость Бога о нас – это наша достойная жизнь. Радость Его к нам – это свет, в котором мы никогда не споткнемся и никогда не сделаем ошибок в выборе правильного, нужного шага.
Сегодняшнее Евангелие предупреждает нас с тобой о тяжком злом грехе тщеславия. И теперь, когда мы с тобой слышим эти слова, и когда мы с тобой размышляем над этим Евангелием, прислушаемся к своей совести. Будем гнать от себя то, что делает нас неблагодарным. Не будем тщеславиться, чтобы оставить радость для Бога. Не будем искать себе награды и не заглядывать в глаза другого человека с ожиданием, когда же он скажет: «спасибо». Бог скажет нам: «спасибо». Не будем печалиться, когда не находим благодарности от других. И уж тем более не станем говорить это всем: вот, даже слова доброго не сказал, а сколько я ему сделал. Знай, что, говоря так, ты лишаешь себя радости Небесного Отца, а Его радость, - усвоим это с тобою, - это наша достойная, счастливая и по-настоящему свободная человеческая жизнь. Сегодняшнее Евангелие дает нам хорошее, доброе лекарство. Употребим его для нашей совести, подлечим ее. И достойно с благодарностью к Богу, не ожидая человеческих похвал, а зная, что истинная похвала - это радость Небесного Отца, вступим в дни Великого и спасительного поста. Аминь.
***
17 февраля 2018. Михайловский храм станицы Государственной (Советской)