"Страшно будет именно от того, что оказывается для нас с тобой был приготовлен рай, но мы всё ещё разделяли одних от других, мы всё ещё перебирали сделать - не сделать, мы всё ещё позволяли своей совести глумиться. Мы и коверкали ее и глумились сами над ней, и она в ответ отвечала нам тем же, соглашаясь с нашими поступками. Мы всё ещё продолжаем смотреть на внешнее, забывая, что внутри каждого Христос".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
О Страшном Суде – так называется наступающая неделя, последняя перед началом Великого и спасительного поста. Я хочу вместе с тобой вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы поразмышлять над этим Евангелием, чтобы узнать, а что же будет страшного на Суде, и для кого этот Суд окажется страшным.
Апостол и евангелист Матфей в своём Евангелие говорит следующее: "сказал Господь: когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". (Мф 25:31-46).
Святитель Иоанн Златоуст очень интересно замечает, когда говорит о том, что Бог разделит одних от других - это нам первый с тобой урок. Только Бог может разделять одних людей от других. А мы так привыкли всех делить: на своих и чужих, на хороших и плохих, на добрых и злых, на тех, кто с нами, и тех, кто против нас. Мы постоянно с тобой кого-то делим и дружим нередко против кого-то. Видишь, святитель Иоанн Златоуст замечает: когда Бог придет во славе Своей, тогда Он отделит одних от других, а сейчас всё смешано. И в этом смешении не нам с тобой делить, а нам с тобой быть. Каким?
Христос придет теперь во славе. И посмотри, как Он удивительно говорит о Своем Царстве. Придите, - говорит, - благословенные Моего Отца и наследуйте то, что уготовано вам. Он Свое Царство как наследство готовит для нас с тобой. Он не говорит о Своем Царстве как о царстве, которое приготовлено для других. Уготовано вам, - говорит Бог, - людям. Вам, которые Меня замечали в своем земном царстве, которые Мне служили, которые были людьми не по плоти только, но по своим поступкам. Видишь, как Господь будет судить. Он не скажет: посмотри на тех, какие они плохие.
А скажет: Я видел тебя, когда ты был хорош; Я видел тебя, когда ты ко Мне приходил в темницу, когда Ты меня кормил, поил, помогал, одевал, дал холодной воды, не выгнал, принял в свой дом. Господь скажет: Я видел тебя тогда, когда ты служил Мне. Служить Ему - это значит каждый день, каждое мгновение своей жизни, сколько Господь дал нам, памятуя о том, что для нас приготовлено, как дар, как наследство, отзываться к тем людям, которые сейчас рядом со мной. Служить Богу не нужно ходить за тридевять земель, чтобы послужить Богу не нужно всё оставлять и отправляться куда-то в далёкие особые святые места, чтобы служить Богу нужно просто по-человечески отнестись к тем, кто рядом с тобой теперь, сейчас. Ты Ему служишь тогда, когда ты помогаешь другим людям. Понимаешь, когда ты помогаешь другим, Бог смотрит в твои глаза. Ты делаешь это Ему Самому.
Удивительно, как бывает в жизни! Ну, посуди сам. Когда мы на кого-то обижаемся, что перво-наперво дьявол приводит нам сердце? Мысль: ну, теперь я тебе никогда больше не помогу; вот ничего, придет тяжелое время - обратишься ты ко мне, тогда посмотрим, я с тобой также поступлю, как ты теперь. Знаешь, почему теперь дьявол это внушает тебе? Именно потому, что когда ты служишь другому, ты служишь Христу. Если ты решишься согласиться с этой мыслью - больше никогда не помогать вот этому или вот этой, знай, чего ты лишаешься, среди кого ты окажешься.
Господь не судит нас, измеряя с другими, сравнивая с другими. И это тоже удивительное свойство Суда Божия, которое нам с тобой стоило бы усвоить и для себя. Мы как себя судим - сравниваем с другими. Ну также чаще всего и бывает! Или как других людей судим? Ну, так и делаем: мы просто сравниваем, примеряем и говорим: ну, посмотри, как он хорош, а вот - плохой, а я еще лучше: и первого, и уж, конечно, второго. Бог никого ни с кем не сравнивает. Он не будет тебя и меня сравнивать на Своём Суде ни с кем. Он не покажет пальцем в ту сторону и скажет: посмотри вот на них, а вот ты. Нет! Он просто будет говорить с нами также, как Он говорит нам каждый день устами тех, кто говорит: давай дружить. Он будет протягивать нам руки каждый день, как протягивает руки теми, кто говорит: помоги мне. Господь каждый день всегда с нами и будет судить нас такими, как мы открывали Ему себя.
Иоанн Златоуст замечает: смотри, Христос в Своей притче употребляет животных: овец и козлищ. Одни, - говорит, - приносят пользу, с них бывает шерсть, и ягнята, и молоко; а другие кажутся совсем бесполезными. Козлища – ну какой с них прок! Но посмотри, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - и нам с тобой стоит на это обратить внимание, эти животное устроены так: не может козёл дать шерсти, а овца может; ну, не может тот принести пользу больше, чем овца. Они так устроены. А мы устроены свободными. Если их ограничивают устройство их физического естества, то нас с тобой быть людьми ограничивает только собственный выбор. Собственный выбор! Все мы устроены быть людьми, но не каждый из нас старается это устройство в себе поддерживать.
И вот, посмотри, что будет со вторыми. Скажет им Господь: Я нуждался, и вы Мне не помогли. И они по привычке спросят: а когда мы Тебе не помогли? мы же как бы старались всем помогать; ну, конечно, перебирали: этому помогу, а этому не буду, с этим буду дружить, а с этим - не буду, этому прощаю, он же мне деньги в долг дает, а вот этой никогда не прощу; вот этот человек хороший, а этот - плохой. Мы же всю свою жизнь делили всех. Делили их для того, чтобы, и это самое страшное, - чтобы самим не быть людьми. Мы делили их не потому, что было жалко или самим не хватало. А мы делили их только потому, что сделали такой выбор. Мы не хотели давать, слушать, помогать. Мы такие были. И скажет Он вторым: уйдите от Меня в то место, которое приготовлено дьяволу и ангелам его. Видишь, и даже здесь какое человеколюбие Божие! Господь не говорит мне и тебе, что ад приготовлен для нас. Он говорит, что ад приготовлен для дьявола и его услуг. Слугами Божиими или слугами дьявола становимся мы сами, своей службой, своей услужливость, своей человечностью, своим вниманием, своей заботой, всем тем, что нас отличает от козлищ или роднит с ними.
Страшный Суд будет страшен, потому что, когда мы всё это с тобой поймем, уже ничего нельзя будет поменять. Это будет суд – это будет последняя точка в нашей временной жизни и начало жизни вечной. Тогда пред нами откроется вечность, которая наполнит нас. Но это наполнение будет зависеть от тех поступков, которыми мы сейчас наполняем свою временную жизнь. Страшно будет именно от того, что оказывается для нас с тобой был приготовлен рай, но мы всё ещё разделяли одних от других, мы всё ещё перебирали сделать - не сделать, мы всё ещё позволяли своей совести глумиться. Мы и коверкали ее и глумились сами над ней, и она в ответ отвечала нам тем же, соглашаясь с нашими поступками. Мы всё ещё продолжаем смотреть на внешнее, забывая, что внутри каждого Христос.
Бог внутри каждого человека! Слышишь? Каждого! Теперь, когда мы будем с тобой продолжать жить, будем смотреть на других людей, будем изо всех сил стараться рассмотреть в этом человеке образ Божий и послужить ему. И никогда больше не будем соглашаться с дьяволом, который говорит нам: больше к этому человеку ни шагу: не звони и не пиши; выбрось и забудь. Будем помнить, почему дьявол нам это внушает. Тогда мы с тобой послужим Христу.
Наступающая неделя широкой Масленицы. Мы будем посещать друг друга в гостях. Мы будем прощать, просить друг у друга прощения. Мы будем искать друг в друге образ Божий. И в особенности, давай постараемся, ну, хотя бы попробуем образ Божий отыскать в том человеке, в котором ты давно уже, как и я, не видим этот образ. Постараемся им подать прощение. И потом, чтобы, как оказывается, наследовать Царствие Божие, не нужно быть богатым человеком, не нужно быть человеком с большой обеспеченностью, нужно быть человеком с большой душой. Просто стакан холодной воды может открыть дверь в вечное наследство. Не будем его греть в своих руках. С легкостью протянем тому, кто в нём нуждается. И больше не будем их делить, потому что однажды Бог всех нас рассудит и отделит овец от козлов, одних от других. Но будем помнить: нам уготовано Царство, и ради этого будем стараться изо всех сил быть нормальными, достойными, настоящими людьми, блаженными, о которых говорит Господь: благословенные от Моего Отца. Аминь.