О силе освящённой воды

24.01.2018
Просмотры: 1657

"Какие бы внешние действия, сопряженные с нашими традициями мы не совершали, они не способны изменить нашу жизнь до тех пор, пока мы не изменяем сами свою собственную волю, отлучая ее от зла и присовокупляя ее добру...И если от крещенской воды в каждом из нас не тонет ни одного греха то, тогда наше вкушение этой воды не принесет нам никакой пользы. Если от вкушения и общения со святыней в нас не гибнет ни одна страсть, то это не принесет нам долгожданного утешения и радости".

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с праздником Божественного явления, с днем Крещения Господня, с праздником Светов, как этот день называли и поныне называют в традиции нашей православной Церкви. Я поздравляю всех вас с днём, когда освящаемое естество вод обновляет и наше собственное вещество, и пространство нашей жизни через окропление освященной водой, омовение, вкушение. Окроплением водой нашего жилища мы освящаем всё пространство, в котором находимся. Для чего же совершается это освящение? Что же мы ищем от этого освящения? Некоторые могут подумать и решить, что само освящение является лишь только неким действом, которое способно преодолеть в человеке действующей извне силой: освящением борются с тьмой, как свет борется с тьмой. Но само освящение, благословение Божие, совершаемое для нас и ради нас всегда действует посредством нашего собственного выбора. Бог всегда на нас действует не вопреки нашей воле, а в соучастии нашей воли, в поддержке нашей воли. Бог сохраняет нашу жизнь, избавляя от смерти вечной, избавляя от проклятия греха тогда, когда мы становимся на краю, и может лишь только слегка подтолкнуть нас к свету, но никогда насильно нас не ведёт к нему. Всякое освящение и благословение совершается не там, где окропляют, а там, где молятся, не там, где приносят какую-либо святыню, а там, где приносят покаяние.

Совершая крещение в реках Иордана от Иоанна Крестителя, Господь показал нам, что всякий путь благословения Божия начинается с раскаяния. Ведь и к Иоанну Крестителю приходили люди приносить свое покаяние. Иоанн Креститель об этом прямо говорил: знайте, что самая главная сила благословения – это ваше покаяние, это ваша собственная жизнь, которая совершается по установлениям слова Божия, жизнь, которая созвучна слову Божьему, заповедям Христовым. Поэтому и говорит о Христе, как о грядущем Агнце, который приносит Себя на заклание, который приносит Себя как слово, чтобы этим словом, как жертвенным Агнцем, мы напитались. Говорит о Христе, как о том, Который приходит, как новая, обновленная пища для души человека.

Какие бы внешние действия, сопряженные с нашими традициями мы не совершали, они не способны изменить нашу жизнь до тех пор, пока мы не изменяем сами свою собственную волю, отлучая ее от зла и присовокупляя ее добру. Если мы думаем, что сила благодати Божией и действо Божие заключается во внешних предметах, отчасти действительно это так. Но новый воздух наполняет дом тогда, когда в нём открыты окна и двери. Но если они прочно заперты, как может внешнее попасть во внутреннее? Как может подействовать благодать Божия на сердце человека тогда, когда его воля, когда его жизнь остаются неизменяемой? Бог при Ное в водах потопил грех. И если от крещенской воды в каждом из нас не тонет ни одного греха то, тогда наше вкушение этой воды не принесет нам никакой пользы. Если от вкушения и общения со святыней в нас не гибнет ни одна страсть, то это не принесет нам долгожданного утешения и радости.

В эти дни Светов мы друг другу желаем Божественного света. Но чтобы этот Божественный свет проник в каждого из нас, мы должны к нему направить свое лицо и открыть глаза. Чтобы этот Божественный свет проник в нас, мы должны открыть свою душу, свое сердце, свой ум перед Евангелием, как источником истинного, вечного, живого и нетленного света. Что же это означает? Это означает, что этот свет, проникая в нас, может изгнать из нас тьму и укорениться в нас только тогда, когда мы согласуем свою жизнь со словом Божиим, тогда, когда мы обращаемся к слову Божьему. Не только к святой воде обращаемся, не только моем лицо свое святой водой и вкушаем ее, но, прежде всего, руководствуемся словом Божиим каждый день во всех поступках нашей жизни, в самых незначительных и в самых важных. Если во всём мы руководствуемся Евангелием, а не только лишь своим собственным нередко искаженным, испорченным опытом, тогда этот свет может в нас побороть тьму, тогда этот мир через свет приходящий может из нашей души вон изгнать всякий страх, всякое отчаяние, маловерие и всё то, что делает нашу жизнь иногда печальной, иногда несчастной, как нам кажется, иногда совсем тяжёлой.

Праздник Богоявления – это день реальной истории отношения Бога с человеком, в которой Господь показывает Себя. Ибо Господь показывает Себя не однажды в год, девятнадцатого января, когда мы видим Его явление, в том числе, вкушением освященной воды. Господь показывает нам Себя всегда. Господь всегда запечатлевает Свой образ в каждом из нас, потому что этот образ стал основой нашей жизни, по которому создан каждый из нас. Господь являет Себя нам всегда, только мы сами не всегда отзывается на это явление, мы сами не всегда видим это явление. А не видим потому, что не всегда ищем славу Божию и не всегда во всём прославляем Его имя. Нам ближе бывает нередко слава человеческая, как об этом сегодня в Евангелие читалось, но Господь показывает нам, что поклонение и прославление Ему есть подлинное служение, призвание настоящих людей: Господу Богу одному служи и Ему одному кланяйся. Праздник Светов, праздник Божественного явления – это день освобождения нас от сомнения в том: а видит ли Бог нас, а слышит ли наши молитвы, а нужны ли мы Ему. День Богоявления отвечает нам на все эти сомнения словами: Бог Господь и явись нам. Явление Божие – это убеждение каждого из нас в том, что Его присутствие с нами во все дни жизни нашей. И по молитвам всей Церкви, по молитвам Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по молитвам святых угодников Божиих да дарует Господь каждому из нас сил к доброй, настоящей, свободной от тьмы и зависимости жизни во Христе и Спасителе Иисусе, жизни, которую Господь даровал нам даже без всякой грани, даровал нам даже сверх того, что мы могли бы понести, ибо говорит нам: ваше есть Царствие Божие. Аминь

1657