"Вот и тебе, и мне сегодняшнее Евангелие говорит: Бога надобно искать в Священном Евангелии и общаться с Ним в пространстве храма, тогда наша душа будет спокойна, тогда мы не будем тревожиться и печалиться, тогда Он утешит нас".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вместе с вами перечитаю Евангелие, которые мы только что слышали, чтобы поразмышлять над этим Священным благовестием.
Апостол и евангелист Лука в своём Евангелии говорит следующее: "И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков". (Лк 2:20-21, 40-52).
Это единственное евангельское повествование, которое рассказывает нам об отрочестве Иисуса Христа. Это повествование удивляет многим. Некоторым может показаться, что Христос чему-либо обучался. Святитель Феофилакт Болгарский, замечая, говорит об этом так: не думай, что премудрость приходила ему от опыта, Он мало-помалу по возрасту Своего человеческого зрения открывал ту премудрость, которая была в Нём. Если бы Младенец Иисус или Отрок Иисус сразу показал бы Свою премудрость, воплотившуюся во плоти, то это бы напугало других людей. Он являл такую премудрость, которая была свойственна Его возрасту. И что же Он показывает для двенадцатилетнего возраста? Какое же свойство Он показывает? Любовь к слову Божьему. Посмотри, как Отрок Иисус находится в храме и рассуждает со священнослужителями храма о слове Божием, как Он внимательно слушает их слово, разумно задает вопросы и Сам отвечает на вопросы, которые задают Ему. Предмет Его интереса – слово.
И вот теперь посмотри на родителей, которые испугались, что оставили Его одного, и ищут Его между своими родственниками. А затем возвращаются в Иерусалим и только на третий день находят Его там. Конечно, все эти дни и Мать, и Иосиф Обручник тревожились об Отроке Иисусе, и находят Его в храме. И вот об этом я особенно хотел бы сказать тебе. Смотри, где человек находит Бога. Вот каждый из нас говорит: вот бы встретить Его, вот бы найти Его. Или задаётся вопросом: как найти Бога? Как можно познать Того, Кто создал нас Своей воле и Своею любовью? Как можно встретить Его? Какие должны быть условия? Найти Его можно там, где Его дом. Христа Отрока, Воплотившееся Слово находят в храме. И Христос Своим родителям говорит: что же вы так переживали или вы не знаете, где Мне должно быть.
Христа не найдёшь на страницах газетных публикаций, не найдёшь в просторах современного виртуального пространства. Христа можно найти только на страницах Священного Евангелия. Христа можно услышать, увидеть, ощутить всем своим естеством, причаститься Его благодати и прикоснуться к Нему только там, где Его дом - в храме. Пространство храма каждому из нас открывает присутствие Божие. Бог действует с нами и к нам по закону, который создал. И не отменяет его. И даже сегодняшний день воспоминания Обрезания Иисуса Христа говорит нам о любви Его к закону, потому что посредством закона Господь сохраняет в нас и для нас нашу жизнь.
Иногда ты можешь сказать: знаешь, я по-своему понимаю бытие Божие; знаешь, мне кажется Он не совсем такой, как о Нем могут рассказать другие люди; мне Он представляется иным. На это отвечу тебе сегодняшним днем. Смотри, Христос позволяет над Собою совершиться обрезанию, чтобы совершилось законное дело, по закону, который дал Бог через Моисея. Господь не пренебрегает этим законом. Хотя Сам является его основоположником, но не отменяет его в Себе, а исполняет то, что говорит, совершая Свое служение человеку от рождения и даже до Голгофы, и до гроба, и до воскресенья по закону, которым оберегает человеческую жизнь от беззакония. Ибо сила закона заключается в слове Его. Всякое Его слово дышит жизнью. Закон Божий – это не то, что нельзя, а то, без чего невозможна жизнь, и физическая, и духовная.
Сегодняшний день каждому из нас отвечает на очень важный вопрос о познании Бога и о следовании Его слову. И это познание заключается не только лишь в собственном опыте размышления о бытии Божием. Но это познание заключается в откровении, которое Бог оставил Сам о Себе. Ты можешь себе выдумать любого бога. Но Он не будет истинным Богом. Он не будет твоим отцом, а станет тем твоим выдуманным, который будет оправдывать все твои поступки, все твои недобрые дела, все твои дурные слова и дурное отношение. Такой Бог не спасет тебя, а погубит. Но истинный Бог, понимаешь, Сам Себя открывает, и открывает Себя в Своем слове, и через Свое слово, через Священное Евангелие показывает нам Себя: каков Он. Зная истинного Бога, ты никогда не погубишь своей души. Вот и тебе, и мне сегодняшнее Евангелие говорит: Бога надобно искать в Священном Евангелии и общаться с Ним в пространстве храма, тогда наша душа будет спокойна, тогда мы не будем тревожиться и печалиться, тогда Он утешит нас. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о силе Его закона, которая запечатлена в Его любви, в том, что Он ничего не делает, чтобы напугать нас, пригрозить нам, но всё делает, чтобы показать нам как любит каждого из нас. Аминь