"Сегодняшний день памяти святых вифлеемских младенцев – это память и о почивших детях, погибших злой человеческой и родительской волей. Даже и слово такое трудно назвать: родительской злой волей. Но эта боль к страху и ужасу бывает в наших семьях. Помолимся о таковых почивших детках и о том, чтобы никогда наши дети, желая стать родителями, не становились бы иродами".
Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, сегодня мы все собираемся в храм, чтобы силой духа Божия, причастием Божественных Тайн, прикосновением к святыням храма в своей душе и в своем сердце укрепить радость о Пришедшем в мире, о Родившемся Богомладенце и Спасителе Христе.
Наверное, каждому из нас приходилось переживать особое чувство ожидания избавления от каких-либо очень тяжелых и непреодолимых только лишь человеческими силами и опытом обстоятельств наши жизни. Вот в таком же переживании находилось человечество до Рождества Христова. Казалось, что все устройство человеческой жизни была разрушено укрепляющейся всё более и более жестокостью и ненавистью, войнами, проклятиями, потерями детей и людей. В то время казалось, что злая человеческая власть достигла наивысшей точки своего существования, и всё было подвержено именно этой власти. Как бывает в засуху, когда гибнет вокруг всё живое, и все понимают, что уже никакие внутренние земли, ни какая-либо забота о растении не могут ничего исправить, если не пойдёт долгожданный дождь, который увлажнит землю и вернет ей жизнь. Вот таким благодатным излиянием милости Божией стало Боговоплощение – пришествие в мир Господа и Спасителя Христа.
Это благодатная влага для жаждущих душ и благодатная сила для истощенных сердец приходит в мир как некий источник, который открывает всем нам возможность прикосновения к Нему, посредством которого сообщает нам силу к человеческой жизни. Сообщает нам самое важное и главное, как Сам Господь говорит о Себе, - эта та самая живая вода, которой, если вкусим, то сами делаемся источником воды, проистекающей из нас. Господь приходит в пустыню нашей жизни как животочный и удивительный источник, дающий нам не только утешение от вкушения этой воды, но делающий нас источником этого утешения и для других людей. Господь через Свое Боговоплощение дает нам удивительно особую силу самим становится местом воплощения Божьего, самим становиться вертепом и пространством, в котором Господь, приходя, устрояет Свой мир.
Подлинно, ангелы возвещали мир на Земле, но этот мир не от внешнего благосостояния, не от внешней безопасности и благополучия, а от внутреннего устройства. Мирный сердцем человек всегда вокруг себя созидает мир, а человек не мирного сердца, человек, отчаявшейся жизни, возмущенной души, оскверненной поступками дурными и вокруг себя сеет раздражение, страх и всякую неуверенность. Мир проистекает из нашего сердца и распространяется не только на нашу собственную жизнь, но на всё, к чему мы прикасаемся. Как добрый человек, что бы не взял в свои руки, всё покрывает своей улыбкой и нежной заботой. Или напротив, как человек недобрый, у которого в руках что бы не оказалось, тут же придаётся биению, тут же придаётся через раздражение отвержению. Добрые сердца всегда сохраняют жизнь, а злые разоряют ее. И эта злость коренится в ненависти к Богу и к правде Его. Добрый человек любит слово Божие и живёт этим словом, а злой человек, напротив, ненавидит слово, потому что оно для него как свет, который обнаруживает его изъяны, и губит это слово и в себе, и вокруг себя.
И сегодня в этот день мы вспоминаем 14000 младенцев, в Вифлееме от Ирода убиенных. Мы слышали сегодня евангельскую историю о том, как радость пришествия в мир Христа не всеми воспринималась как счастливая возможность напитаться живоносный водой. Но в некоторых рождала страшное раздражение и ненависть. Как всегда тьма ненавидит свет. Ирод с омраченной душой и омраченным сердцем, узнав о Рождестве Христовом и о пришествии в мир Небесного Царя, так прогневался и так раздражительно воспринял эту весть, что приказал во чтобы то ни стало найти этого Младенца. Говоря это, объясняет свое желание лишь только одним: чтобы пойти и поклониться Ему.
Но сердце его жаждало не поклонения Богу, но жаждало убить этого Божественного Младенца. Его сердце, омраченное желчью ненависти к Богу, настолько овладело силой воли несчастного Ирода, что кроме как убийством он ничем более не промышлял устанавливать, как ему казалось, свою правду. На крови царства не построить, на неправде, убийстве не жить долго. Ирод гневался, что волхвы, извещенные и наставленные ангелом Божиим, не последовали призыву Ирода и не пришли к нему, чтобы рассказать о месте рождения Младенца. Тогда гневливо он приказывает убить всех детей в том городе, где родился Спаситель Христос. 14000 младенцев от двух лет и младше в одночасье по приказу злого царя были уничтожены.
Господь, заботясь о Святом Семействе, вывел Святое Семейство из города, и сохраняя жизнь Божественному Младенцу, сохраняя в Себе Самом жизнь, как в источнике, сохраняет Его неприкосновенным. Но там в городе происходит страшное и жестокое зрелище: невинные дети лишаются своих родителей и самой жизни, а родители лишаются своего подчас единственного и радостного утешения. Думаю, излишне сейчас говорить о том, какие чувства охватывали сердца людей, лишившихся своих детей. Это страшное злодеяние вошло в историю человечества, как преступление, которое было совершено от ненависти к Богу и к дару жизни. Это преступление ещё не раз совершалось. Мы видим, что мир, который Господь приносит в наше пространство, это мир, повторюсь, который должен корениться в наших сердцах, а если он не коренится в сердцах то, тогда его и не бывает вокруг нас.
Сегодня, вспоминая и молясь 14000 вифлеемским младенцам, мы поминаем и вспоминаем тех детей, которые ныне в наше время и по сей день к великой боли и к не утешимой скорби злодеяния их смерти совершаются и поныне. Это и дети, которые гибнут в современных войнах, это и дети, которые гибнут от беспечности родителей, это дети, которые гибнут от жестоких сердец родителей, не дающим им жизнь и отнимающим эту жизнь в угоду выбора своего мнимого благополучия, это даже те дети, которые не успевают родиться. Как и те вифлеемские младенцы, еще не успевшие пожить.
Сегодня, вспоминая память вифлеемских мучеников, мы совершаем это для того, чтобы со всей трезвостью и внимательностью относиться к собственной жизни, мы вспоминаем это для того, чтобы нашу собственную жизнь наполнять не гранями и желаниями служения самим себе, а радостью созерцания жизни вокруг нас. Потому что только тогда эта радость может принести и силу нашего собственного бытия. Убив младенцев, Ирод остался кровавым в памяти народной, и поныне его имя как имя нарицательное. Когда мы имеем обоснованное желание обратиться к человеку, запятнавшему свои руки в детской крови, мы говорим о таких «ирод». И это историческое имя сегодня стало именем, обозначающим страшное человеческое падение. И в этот день памяти святых вифлеемских младенцев мы молимся о том, чтобы эти имена редко, никогда не звучали бы в наших семьях, в наших домах, чтобы памятью этих святых младенцев Господь укреплял нас в мысли сохранения дара жизни, а тех, которые омрачаются мыслью детоубийства, приводил к трезвому рассуждению. Ведь перед ними дар жизни, который милосердный Бог изливает на всех нас.
Сегодняшний день памяти святых вифлеемских младенцев – это память и о почивших детях, погибших злой человеческой и родительской волей. Даже и слово такое трудно назвать: родительской злой волей. Но эта боль к страху и ужасу бывает в наших семьях. Помолимся о таковых почивших детках и о том, чтобы никогда наши дети, желая стать родителями, не становились бы иродами. Помолимся о том, чтобы в наших семьях, в наших домах, городах, станицах, селах Господь даровал чудо чадородия и посредством благодати Своего Рождества и Боговоплощения укреплял бы в здравии, вере и в крепости наших детей. В этот день рождественских святок, в этот день рождественского торжества, я хочу пожелать всем нам с полнотой души и сердца напитавшись живой водой и самим быть источниками благости, любви, мира, жизни, честности, святости. Аминь.