"Уже не раз об этом мы говорили, что избранные – это не те, кого Он выбирает, а те, кто выбирает Его. Кого мы выбираем? Избранные – это те, которые пришли с Ним разделить свою благодарность, те, которые, понимаешь, не видят в своей благодарности силу, если они не говорят Ему, своему Создателю: «спасибо», Отцу: «люблю Тебя»".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Почитаем Евангелие. Апостол и евангелист Лука только что для всех нас передал причту, которую Господь сказал каждому из нас:
Сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк 14:16-24).
Вот знаешь, удивительная вещь – мы очень часто говорим друг другу: как в мире мало радости. Когда встречаемся, говорим: как мало радости; как много тревожных новостей, как много всего того, что наполняет душу смущением и, убеждая, друг другу рассказываем множество историй, как мало в мире радости, справедливости, честности, чистоты, святости. Мы это всегда замечаем вокруг себя, но понимаешь, мы этого почти не замечаем в самих себе. Радость, ведь, она начинается не снаружи, как и правда, как и святость, как и честность, как и дружба, как и любовь. Они ведь начинаются не снаружи, не извне. Они рождаются. Они могут родиться только в нас самих.
Вот сегодняшняя история про тех людей, которые должны были быть радостными. Ну, посмотри, все у них хорошо. У одного – земля новая – купил. Ну, разве не радость? У другого – волы совершенно здоровые, молодые, которые еще могут долго трудиться на земле. Ну, разве не радость? А третий? Тот вообще женился. Ну, разве кто-нибудь из нас не мечтает о такой радости, чтобы были такие подарки от жизни? И их общий друг зовет к себе на пир. Он зовет не для того, чтобы их лишить этой радости. Он зовет их для того, чтобы порадоваться вместе с ними. Он говорит им: придите ко мне, я уготовал большой праздник, ужин. Ну, вот настоящий бы друг, знаешь, так и понял бы, что этот праздник он приготовил для него, и зовет его к себе, чтобы порадоваться с ним. Вот тебе праздник – ты землю купил – порадуемся вместе. Я угощаю. Волов купил? – я радуюсь. Женился? – приходи со своей женой – я радуюсь вместе с тобой, для тебя уготована трапеза. Ну, ведь, правда, стало бы радости больше? Но, посмотри, что делают первый, второй и третий. Они, извиняясь, отказываются от этого ужина.
Понимаешь, нам иногда кажется в жизни, что моя радость, которая как будто бы у меня есть, может быть лишь только до тех пор сильной, пока я сам ее удерживаю. Ну, проще говоря, когда я с ней ни с кем не делюсь. Может быть, мы совсем забыли или разучились радоваться вместе с другими и нам кажется, что радость других по отношению к нам не искренняя и поэтому мы отказываемся? Мол, знаешь, мне и без тебя хорошо. Останусь я со своими радостями наедине. И вроде бы причина уважительная. Ну, ладно бы, болезнь, чья-то смерть, несчастье, пожар, дома нет, все украли, землю отобрали, жена погибла – тогда ты бы сказал: знаешь, я нахожусь со всем своим горем наедине, приходи ты ко мне, мне сейчас так тяжело. Ну, а здесь ведь все есть. Вот, мы говорим: радости меньше. А знаешь, ее меньше именно потому, что мы ею не делимся. И все нам кажется, что то, что мы приобрели, оно теперь и есть моя радость. А поблагодарить за нее, довериться кому-то, порадоваться с кем-то другим – нам уже почти не хватает нашей человечности, наших человеческих сил. Мы только можем радоваться тому, что оставляем себе.
Что сделал тот господин, тот общий друг? Справедливо разгневался. Он ведь не для себя этот ужин устраивал. Ну, ладно, бы, он себе его сделал и сказал: знаете, тут столько много накупил, некуда выкинуть, давайте, приходите. Так он же этот ужин делал для друзей. Он прогневался. Он прогневался не тому, что у них у всех нашлись свои причины, он прогневался потому, что он-то с ними всегда делится своей радостью. А они с ним не захотели вместе порадоваться всему тому, что у них есть. Он как друг всегда все дает. Он, наверное, помог и первому купить землю. Уж точно и второму помог купить этих волов. Наверное, и третьему нашел невесту и привел к нему. Он настоящий друг. Это Сам Бог. Он каждому для радости дает все. Понимаешь, Он каждому для радости дает все. Но, как замечает Макарий Великий, (я хотел бы вспомнить сегодня вместе с тобой его слова): мужественным и достойным остается только тот, кто может выйти против греха и мужественно бороться с привязанностью, принося Богу свою благодарность. Настоящий друг никогда без друзей не останется.
Посмотри, что делает Хозяин вечери, этой трапезы, этой жизни. Он себе других друзей находит. Пойди, - говорит своим рабам, - зови всех, кого встретишь, имена которых даже ты не знаешь; зови всех, не важно, кто они. И собрал всех. И его ужин, трапеза наполнилась большим праздником – не ради себя, ради других. Он всегда так поступает. Ну, а те? Один – с землей, другой – с волами, другой – с женой. И никого вокруг. Надолго ли им хватит этой радости? Надолго ли им хватит этого счастья? Ну, обойдет он свою землю. Ну, поработает на волах. Ну, не один раз пообщается и обнимет свою жену. Но пройдут годы, времена, и, кстати, очень быстро. И потом скажет: знаешь, земля уже обнищала. Может быть другую? Волы потеряли силу – наверно, нужно искать других. Жена – тоже время прошло, уже не отношения, прошли чувства. А все из-за чего? Из-за того, что радостью этой ни с кем не делился. Она ведь начинает чахнуть в тебе, если ты ни с кем ею не делишься, если ты не благодаришь Того, Кто и подарил тебе все это. И понимаешь, Ему-то какая благодарность нужна – Ему не нужно это все вернуть, Ему не нужны ни земли, ни волы, ни жены. Ему не нужно это все отдать. Он этого не возьмет. Или правильней тебе скажу. Он и так это все держит твоими Своими руками. Это и так все Его. Ему нужна лишь просто благодарность, чтобы в своей радости ты всегда мог поделиться с Ним. Потому что, если когда тебе радостно и ты с Ним не делишься, что же случится с тобой, когда тебе больно и одиноко? Как же ты тогда сможешь поделиться с Ним этим? Если ты в своем мнимом земном счастье пытаешься обходиться без Него, кто тебя в несчастье утешит? Кто тебя в несчастье поддержит?
И вот, теперь послушай, что говорит Он нам: много званных, но мало избранных. Уже не раз об этом мы говорили, что избранные – это не те, кого Он выбирает, а те, кто выбирает Его. Кого мы выбираем? Избранные – это те, которые пришли с Ним разделить свою благодарность, те, которые, понимаешь, не видят в своей благодарности силу, если они не говорят Ему, своему Создателю: «спасибо», Отцу: «люблю Тебя». Если не говорят своему небесному Другу: «спасибо Тебе за Твои подарки, которые для меня, впрочем, лишь только возможность и другим приносить эту радость, делиться этим счастьем». Если ты с Богом не радуешься о своем браке, то ты никого не научишь верной жизни. Если ты с Богом не радуешься о своих каких-то земных приобретениях, то ты никого не научишь настоящему успеху. Если ты с Богом не радуешься окружающему тебя миру, живому, дышащему, то ты никогда не сможешь его сохранить, потому что Он источник всему тому, что есть у тебя.
Что же значит радоваться с Ним? Понимаешь, это значит, в эту радость всегда ставить Его вместе со всеми своими обстоятельствами жизни. Это значит вместе с Ним, это значит жить Его словом, это значит никогда не выбирать себе счастье без понимания того, что ты сейчас на Его вечери. Это значит, как на празднике ты приходишь к дорогому гостю и садишься рядом с ним. И все, что ты делаешь, он видит, и все, что ты говоришь, он слышит, и все, к чему ты прикасаешься, ему заметно. Это значит не прятаться в темной комнате своих ложных радостей и не думать, что он тебя не заметит, поймет и не будет ждать. Твое место никем не будет занято, впрочем. Он лишь только прогневается, что ты не пошел к нему. Но твое место тебе оставит. Может быть, ты еще успеешь одуматься. Вот ты говоришь: счастья мало. А счастье начинается изнутри. Все начинается изнутри. И если по-настоящему ты чем-то счастлив, то приди к Нему и поблагодари Его за это. И всю свою оставшуюся жизнь проведи рядом с Ним, как сын рядом с отцом, как дочь рядом с матерью, и будь с Тем, Кто все тебе это дал, как дар жизни, Кто желает лишь только одного – чтобы ты был с Ним. И Он желает быть с тобой.
Много званных, но мало избранных. Подумаем сегодня, сейчас на службе будем молиться об этом. Домой придем, пока будем к дому идти, оглядываясь по сторонам, будем вспоминать эти слова и понимать, что если сейчас я со своей радостью приду к другому человеку и поделюсь этой радостью, а с ним порадуюсь его радостям, значит я в Его доме. А если все еще буду озираться недоверием, сомнением, лукавством, значит я остался вне Его дома.
И еще сегодняшнее Евангелие нам говорит о том, чтобы двери нашего сердца были открыты не только для проверенных людей. Видишь, как проверенные отказались прийти на праздник, свои. Евангелие говорит, что Бог зовет всех и проверяет не на улице, а у Себя дома. Ты пришел ко Мне – значит ты проверенный, значит мы вместе. Бог проверяет не на морозе, не на холоде. Понимаешь, Он открывает дверь Своего дома и проверяет тем, что ты находишься рядом с Ним. Нам бы тоже поучиться так проверять – не на вытянутой руке, а при открытой двери своего дома, своего сердца, своей души. И тогда в этой душе и в нашем доме, знаешь, никогда не будет пусто. И тогда ты никогда не скажешь: как мало в мире радости, как мало в мире справедливости и честности, как мало хороших людей. Тогда вокруг тебя всегда найдутся те, которые скажут тебе: спасибо за твое доверие, за твою веру, спасибо за твою любовь, я хотел бы отблагодарить тебя тем же, и если позволишь, то буду всегда и тебя любить, и молиться о тебе, и буду верен тебе. Много званных, но мало избранных – эти слова сегодня Он говорит нам с тобой. Нам на них нужно ответить. Аминь.