О правильном понимании смирения

17.12.2017
Просмотры: 8322

"Смириться – это значит переступить через свою собственную гордость, которая не дает сил человеку изменить себя".

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, мне радостно сегодня разделить с вами молитву. Я поздравляю причастников с причастием Святых Христовых Тайн от единой Чаши. И хотел бы сказать о том, что в дни поста особо важно и полезно, спасительно, правильно, должно каждому христианину приступать к святым таинствам: приступать к таинству исповеди и к таинству Причащения. Дерзайте в эти дни Рождественского говения быть причастниками Святых Христовых Тайн, чтобы причаститься великой радости Божественного воплощения в день Рождества Христова.

Сегодня я хотел бы вспомнить вместе с вами слова преподобного Силуана Афонского, который, размышляет о нашем счастье. Почему, - говорит он, - человек бывает несчастен? Почему его посещают скорби? Почему его посещают беды? На этот вопрос каждый из нас может ответить по-разному. Ну, конечно же, когда мы черпаем силу для ответа или почву для ответа из опыта своей жизни, мы можем найти множество причин всяким нашим несчастиям и бедам.

Надо сказать честно и признаться, что нередко этими причинами мы называем обстоятельства, которые находят вне нас. Мол, так сложилось вокруг нас: то нас не поняли, то нас обидели, то оклеветали, то поступили нечестно, то еще как-то поступили с нами. Будем откровенны перед самими собой. Мы не всегда причину разного рода несчастий и бед ищем в самих себе, а если даже и знаем об этой причине, то чаще всего стараемся и этой причине найти объяснение: вынудили меня обстоятельства так поступить.

Преподобный Силуан Афонский, отвечая на вопрос о наших бедах, говорит следующее: оттого мы несчастны, что не имеем смирения, это лишает нас благодати Духа Божия. Что же это за слова и о чем говорит нам преподобный Силуан, когда говорит о том, что мы не имеем этого смирения. Все мы часто это слово слышим и знаем это слово. Кому-то может показаться, что смирение – это некая покорность перед обстоятельствами нашей жизни. Мол, смирение – это сродни почти с тем, что ничего не делать, смириться. Как говорят: ты смирись. И думают, что «смирись» – это означает сложить руки. Это неправда!

Смириться – это не означает свыкнуться с тем, что происходит вокруг тебя. Смириться – это не означает перестать сопротивляться или перестать действовать. Напротив, смирение – это, прежде всего, покаяние пред Богом о своих собственных грехах. Но не когда мы говорим, что вся причина произошедших событий во мне, а тогда, когда мы говорим: Господи, оставь, прости мне и дай мне возможность изменить события, которые произошли из-за меня.

Человек смиренный – это человек, который осознает свою неправоту, и это осознание в нем рождает желание сделать правильно. Ну, как если бы, к примеру, строитель, который начал строить дом, и в какой-то момент допустил бы неточность, неправильный расчет. И дальше все его строительство с большим количеством времени приводило бы к изъяну. Что остается этому строителю? Смириться. Что это значит? Это значит признать свою неправду, разобрать то, что было сделано неправильно.

Смириться – это значит потрудиться над исправлением, вернуться к той самой точке, к тому кирпичу, который он положил неверно, исправить все и заново выложить теперь уже правильно. Вот это и есть «смириться». То есть усмирить свою гордыню, которая говорит: ну, пусть будет так, ничего уже не исправить. Умирить свое самолюбие, которое говорит: ну, как же я могу разобрать это здание – обо мне скажут, что я плохой строитель; не буду ничего делать, всех буду убеждать, что так должно быть или ничего исправить нельзя.

Смириться – это значит переступить через свою собственную гордость, которая не дает сил человеку изменить себя. Смиренный человек – это человек, который, осознавая свои ошибки, возвращаясь назад, исправляет неправильное и идет правильной дорогой. Смирившийся – это тот, который когда едет дорогой неверной, на перекрестке имеет в себе силу остановиться и признать – я свернул не туда, нужно вернуться. Потеряю время, потеряю силы, еще что-то потеряю, но не потеряю одного – верной и правильной дороги. Нужно вернуться. Потому преподобный Силуан Афонский говорит: благополучие и счастье дается человеку смиренному, в котором действует благодать Святого Духа. Эта благодать рождает мир, любовь, милосердие, блаженство.

Вот как говорит Силуан Афонский. Когда человек исправляет неверное, даже если для этого исправления требуется отказаться от своего ранее принятого решения, что-то разобрать, вернуться к тому самому перекрестку, потерять доверие тех, кто едет вместе с тобой. И пока ты будешь возвращаться, все они будут говорить тебе: куда ж ты нас завел. Смириться – это означает вернуться для того, чтобы исправить. И тогда, когда ты все исправляешь и начинаешь двигаться правильно, и дальше стена твоего дома идет верно, и вся твоя жизнь выправляется, тогда Господь дает мир Своей благодати, любовь и блаженство, - говорит преподобный Силуан Афонский. Так оно и бывает, когда ты исправишь неверное и потом по прошествии некоторого времени смотришь на это исправление, то радуешься сердцем и говоришь: вот теперь все верно.

Слова преподобного Силуана Афонского, я на это очень надеюсь, в каждом из нас воспитают, родят и взрастят две важные вещи. Первое: никогда не бояться признать свою неправоту. И второе - важнее, чем первое: никогда с этой неправотой не жить дальше. Если ты знаешь, что ты неправ, никогда не оправдывай свою неправоту, никогда не ищи ей оправдания разными обстоятельствами, чтобы она не выросла и не погубила, как терние, как сорняк, как раковая опухоль всю твою собственную жизнь. Всегда исправляй себя. Никогда не ищи себе оправданий. Все свои силы, когда ты хочешь что-то оправдать отдавай для оправдания других, потому что тех, кого оправдываю я, тех, кого я прощаю, и тех, кого я люблю, и Бог прощает и оправдывает и помогает. Но когда я оправдываю сам себя и люблю сам себя, я лишаю себя любви Божией и оправдания от Господа. Итак, смирение – это не тогда, когда ты говоришь себе: ничего не изменить. Это ложное смирение! Это неправда, это не смирение. Смирение – это тогда, когда ты возвращаешься и все исправляешь. И тогда Бог дает тебе блаженство, радость жизни, тишину жизни, смысл жизни, счастье в жизни.

Поразмышляем над этими словами тогда, когда мы сами себе говорим, кто прав и кто виноват. Поразмышляем над этими словами тогда, когда мы ищем виновников всех наших несчастий и всех наших бед. И не будем далеко ходить за виновными, не будем называть имена тех, которые, как нам кажется, всю нашу жизнь наполнили болью и горечью. Вспомним имя собственное и свои кривизны, и не отмахнемся от них. А особенно в эти дни Рождественского поста постараемся горячо в них покаяться и изменить, исправим в себе кривизну, от которой жизнь наша начала вилять и постоянно разбрасывать нас то в одну, то в другую сторону. Пусть слова преподобного Силуана Афонского будут для нас силой жизни, а его молитвы о всех нас да будут нам в утешение, да будут нам в пользу, да будут нам в поддержку. И дай Господи, чтобы эти дни Рождественского поста для нас были днями подлинного смирения, возвращения и изменения, и исправления, чтобы прямой дорогой, свободным от порока сердцем, свободной греха душой поклониться Тому, Кто воплощается ради нашего спасения – Господу и Спасителю Христу. Аминь.

8322