"Если мы сейчас не славим Бога, мы не будем Его славить ни в новой квартире, ни в машине, ни в шубе. Это первое, чему сегодня мы учимся, с чем сегодня мы соразмеряем свою совесть. И второе, пожалуй, самое важное: а хватит ли нам мужества, хватит ли нам веры, хватит ли нам любви, рядом с человеком, который был болен и выздоровел, был грешен и исправился, сказать вместе с ним: слава Тебе, Господи? Пожалуй, это самое важное".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Думаю, что каждый из нас когда-нибудь да слышал это выражение, когда-нибудь да произносил его сам. «Жизнь так согнула, что не выпрямиться. Столько в жизни обстоятельств, что не разогнуться. Тяжело». Вот об этих обстоятельствах и о том, как становится легко сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы вместе с вами вновь его перечитать на русском для лучшего и осмысленного понимания церковнославянского языка.
Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее:"В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его". (Лк 13:10-17).
Обстоятельства, о которых сегодня повествуется в Евангелие, немощь, которой была объята эта несчастная женщина, стала следствием бесовского воздействия. Дух нечистый всегда силен там, где ему есть место. Он всегда наполняет то, что высвобождено от него, для него. А что же является в душе человека местом, высвобожденным для демона? Это место, незанятое Богом. Там, где нет света, там всегда тьма, где появляется свет – тьма расточается – совершенно понятное и ясное правило духовной жизни. Мы не знаем, что стало источником тьмы для этой женщины. Но знаем, что нечистый дух сковал ее. И вся ее жизнь теперь была жизнью одинокой несчастной согбенной женщины. Восемнадцать лет она страдала своим недугом.
За эти годы многое произошло, должно быть, в ее жизни. Изменившись внешне, конечно же, она изменила и свой внешний образ жизни. Должно быть, когда-то вполне здравая, имеющая достаточную привлекательность она вызывала одни чувства, но теперь, когда болезнь сковала ее, кроме сожаления она не вызывала никаких других чувств. И знаете, она научилась смотреть по-другому на людей. Представьте себе, как согбенный человек может смотреть на другого человека. Он не посмотрит на него в прямой рост, он не взглянет на него глаза в глаза. Всегда взгляд согбенного человека будет едва заметным, снизу, изо всех сил вверх. Можно себе представить, как жила эта женщина, которая не могла поднять своей головы. И так можно говорить не только о тех, кто болен этим страшным недугом, но и о всяком человеке, кто свою голову не может поднять к небу, обстоятельства жизни которого, так сковали человека, что ему и стыдно, невозможно преодолев себя, разогнуться.
С годами эта женщина говорила, наверное, себе: уже нужно оставаться такой навсегда, уже ничего не исправить. Если бы спросить, что бы она хотела – конечно, быть здоровой. Тогда она могла бы вернуться к своей прежней радостной жизни, тогда она могла бы вернуть друзей в свою жизнь. Но понимала, что случившееся с ней, этот страшный недуг, скорее всего, до конца ее дней. Она смирилась не с тем, что другой ей уже не стать. Она смирилась с тем, что и в таком согбенном положении она может оставаться человеком. Она не отчаялась.
Откуда мы это знаем? Господь ее встретил в храме. Она не отчаялась. Она не сказала себе самой: ну, что ж, коль так, теперь уже ничего не поменять, а будь оно, как будет. Она продолжала горячо верить. То, что она пришла в храм к молитве, говорит о ее глубоком доверии Богу. Человек, который отчаивается и который не благодарит Бога, навряд ли находит дорогу в храм. Ему милы другие дороги. Куда он только не ходит! Да и что только себе не позволяет, говоря: кому я теперь нужен, будь, как будет, теперь уже все равно! Но не эта женщина. Она верит и приходит в храм, и молит Бога, не имея возможности поднять голову к небу, изо всех сил просит о Его милости, о прощении своих грехов, из-за которых демон ее сковал. Она просит о тех, кого любила и продолжает любить, о тех, кто ее бросил, о тех, кто о ней забыл, о тех, кто забыл о словах, что говорили ей когда-то с признаниями, с пожеланиями, а теперь – не всегда замечают. Она продолжала изо всех сил оставаться человеком.
Что произошло в храме? Бог ее исцеляет. Он возлагает на нее Свои руки. Своей божественной плотью Бог прикасается к поврежденной человеческой плоти. Видишь, откуда источник исцеления – от божественной плоти! Тот, к кому Господь прикасается посредством Своего присутствия, а ныне через Божественную Евхаристию, через участие в Таинствах, в которых Господь прикасается нам Своим Телом и Кровью, Господь дает силу человеку, Он сообщает ему целостность. Он, Бог возвращает человеку свободу от греха.
Женщина, может быть, и не надеялась, но выпрямилась. И что она делает? Славит Бога. Она произносит те слова, которые научилась произносить в согбенном виде. В нас все продолжается, и когда мы думаем, что если бы изменились какие-то обстоятельства, мы сразу внутри изменимся – это ложь, это неправда. Мы останемся такими, какие мы есть вне зависимости от обстоятельств. Если мы научились славить Бога в болезни, мы будем славить Его и в здравии, если мы верим Ему через слезы, мы будем верить Ему и через смех. Если мы любим Его через свою боль, мы будем любить и тогда, когда эта боль пройдет. Если мы верны Ему в любое время, эта верность сохранится в любых обстоятельствах.
Выпрямившаяся, исцелившаяся от своего недуга женщина начала славить Бога. Она продолжила оставаться той, какой была, лишь только изменилась внешне. Теперь она могла поднять голову к небу. Теперь она могла прямо в глаза посмотреть Самому Христу, Богу не для того, чтобы упрекнуть Его, не для того, чтобы задать Ему вопросы, не для того, чтобы спросить Его: за что и почему, для чего, как это жестоко и больно мне было, а для того, чтобы сказать: слава Тебе, Господи.
Демон всегда бьет человека и добивается одного – чтобы тот человек прекратил свою надежду на Бога. Он знает, что там, где хотя бы маленький луч рассвета, тьма отступит, где есть хоть маленькая щелочка, через которую пробивается свет – можно увидеть дорогу. Демон это знает и поэтому старается так закупорить человеческую жизнь, чтобы никакого проблеска надежды не дать, он старается так испортить нашу жизнь, чтобы постоянно в самое ухо говорить нам: не верь, это не так, ничего нет, тебе лгут, тебя не любят, тебя обманывают, тебе завидуют, тебя ненавидят, тебя не прощают. Он постоянно нам лжет, чтобы тьма всегда была в нас, чтобы никакого проблеска не появилось, чтобы мы падали, падали и снова падали. Так и в той синагоге, где исцелилась эта несчастная женщина. Теперь уже счастливая!
Начальник синагоги говорит: не должно в субботу это делать. Бес его устами злится на совершившееся. Мол, по закону этого не должно совершать. Ну, как же можно по закону простить этого человека? Ну, как же можно по закону поверить в то, что другой человек изменился? Бес всегда начинает мучить нас сомнениями и говорит нам в самое сердце: нет, не верь этому человеку, ничего не поменялось, он все равно тебя обманет, он все равно сделает что-то дурное, это плохой человек, не верь ему. Бес продолжает лгать. Так и там. Этот несчастный начальник говорит: не должно в субботу это делать. Закон повелевает этот день как день покоя. Христос говорит ему о том, как начальник синагоги любит своего осла и ведет его на водопой, и развязывает его от уз, чтобы тот пошел и попил, и остался жив. И говорит: разве не надлежало ли развязать дочь Авраамову, ту, которую Бог создал, от уз, что связал ее злой демон. Разве не стоит дать ей жизни, надежды, разве не стоит приложить свой закон, в котором мы чаще требуем возмездия на любовь, и сказать вместе с этой женщиной: слава Тебе, Господи.
История исцеления согбенной женщины взывает и к нашей с вами совести. С одной стороны мы знаем, что не внешние обстоятельства, и сегодня этому учимся, меняют нашу жизнь. И если кто-то из нас еще продолжает думать, что если бы у нас все было по-другому: другая работа, другое положение, другое место жизни или что-то еще, и тогда мы станем другими – это неправда, это ложь! Мы останемся такими же, но в других обстоятельствах.
Если мы сейчас не славим Бога, мы не будем Его славить ни в новой квартире, ни в машине, ни в шубе. Это первое, чему сегодня мы учимся, с чем сегодня мы соразмеряем свою совесть. И второе, пожалуй, самое важное: а хватит ли нам мужества, хватит ли нам веры, хватит ли нам любви, рядом с человеком, который был болен и выздоровел, был грешен и исправился, сказать вместе с ним: слава Тебе, Господи? Пожалуй, это самое важное.
Хватит ли нам сил остаться людьми для других людей? Вместе с ними, когда они исправляются – радоваться и не думать, что это исправление ложное, а изо всех сил радоваться: был потерян и нашелся, был болен и выздоровел, был мертв и ожил, был скован грехом и наконец-таки, избавился от этого греха, покаявшись, изменил свою жизнь. И я думаю, что в жизни каждого из нас есть такие люди, к изменениям которых мы пока еще не привыкли, мы пока еще не верим. Может быть, стоило бы сказать: слава Тебе, Господи? Порадоваться изменению человека, его новой жизни, его свободе от греха, порадоваться его вере, и вместе с ним прославить Того, Кто всегда подымает любого из нас, Кто никогда не отворачивается от нас, Кто, даже если нам придется согнуться до самой земли, сгибается рядом, чтобы посмотреть нам в глаза и поднять нас и выпрямить каждого из нас. Аминь.
***
Видеозапись проповеди смотрите на канале "Благословенный Кавказ"