1 июня, в рамках Международной научно-практической конференции "Формирование духовного пространства современной России" в конференц-зале Свято-Георгиевского женского монастыря Пятигорской и Черкесской епархии состоялось обсуждение перспектив развития высшего православного теологического образования в России.
Модератором круглого стола стал Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. В дискуссии участвовали Епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий, ректор Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), проректор Московской Духовной Академии протоиерей Павел Великанов, проректор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Димитрий Юревич, проректор Пермской духовной семинарии, заведующий кафедрой теологии Пермского государственного университета протоиерей Алексий Марченко, представители Ставропольской духовной семинарии, вузов Москвы, Краснодара, Ставрополя.
Одной из фундаментальных проблем участники обсуждения назвали необходимость разграничения целей и задач различных форм теологического образования. Протоиерей Павел Великанов говорил о принципиальной невозможности конвергенции светских и религиозных теологических учебных заведений. Этот тезис оратор обосновывал тем, что для подготовки будущего пастыря в семинарии равно важны и научная составляющая, и сам строй, ритм семинарского распорядка, вводящий человека в практику церковной жизни.
Протоиерей Алексий Марченко рассказал о пермском опыте. Университетская кафедра теологии в Перми специализируется на дополнительном образовании, которое получают люди, уже имеющие высшее образование и даже ученые степени. Те же из них, кто имеет призвание к пастырству, по окончании кафедры теологии поступают в семинарию, где восполняют недостающий опыт церковности.
Живая дискуссия завязалась по вопросу о статусе религиоведения. Некоторые из участников высказали мнение, что существующее разделение между двумя дисциплинами, и предпочтение теологии религиоведению стало следствием предрассудков, сложившихся в советский период, когда религиоведение было сведено до "научного атеизма" и использовалось властями как инструмент в их антирелигиозной политике. Было высказано мнение, что, по сути, предмет изучения у религиоведения и теологии один – религиозный опыт.
Большая часть участников круглого стола не согласилась с таким тезисом. Приводились аргументы, как практического свойства – деятельность современных религиоведов в России, как продолжателей советских "научных атеистов", так и методологического. Теолог всегда исходит из бытия Божия, в то время как для религиоведа Бог остается лишь понятием.
Указывалось на то, что развитие высшего теологического образования тесно связано с тенденциями в сфере образования и науки, в том числе, и изменениями в законодательстве