О рецепте человеческого счастья

16.10.2017
Просмотры: 2165

"Сегодняшнее Евангелие обращается к каждому из нас. Этим Евангелием Господь, общаясь с каждым из нас, дает нам простой рецепт человеческого счастья: научиться прощать других, как прощаем себя, научиться любить других также, как снисходительно относимся к себе. И все свое снисхождение, и всю свою любовь, и все свое терпение посвятим и вложим в других, тогда Господь воздаст нам многими и многими благами и в этой, и в будущей жизни".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вместе с вами поразмышляем над Евангелием, которое мы только что слышали за Божественной литургией. И я хотел бы перечитать это Евангелие на русском языке для осмысленного и внятного понимания текста Священного Писания.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее: "Сказал Господь: и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд". (Лк 6:31-36).

Какое понятное и простое правило благополучной жизни и общения с другими людьми! Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы. И на это правило каждый из нас может обратить опыт своей жизни. К большому сожалению, часто приходится слышать наоборот, другое: вот, вроде бы все делаешь доброе для человека, а он делает злое. Вроде бы, к этому человеку стараешься относиться нормально, хорошо, по-человечески, а в ответ получаешь обратное. Почему же так происходит? Священное Писание прямо нас учит о добрых поступках по отношению к другим людям, и говорит о том, что это является залогом благополучия по отношению к нам. Но почему же происходит по-другому? Все кроется в том, что мы можем и чего не можем по-настоящему сделать для других людей. И в особенности речь идет о прощении других людей. Что же означают слова: как хотите, чтобы к вам относились, так и вы относитесь? Конечно, они имеют очень глубокий и широкий смысл. Я лишь коснусь только одного, но, на мой взгляд, очень важного и значимого смысла.

Итак, речь идет о прощении. Очень часто мы сами себе почти все прощаем. Мы можем вспомнить поступок, который мы совершили, любое дело, за которое стоило бы стыдиться. Но проходит время, и со временем к этому мы относимся совершенно спокойно. Проще говоря, мы забываем обижаться на себя, мстить самим себе, гневаться на самих себя от того поступка. Мы даже через некоторое время можем взмахнуть рукой и сказать: ну, было, с кем не бывает. Одним словом, себе мы прощаем почти все. И уж во всяком случае, недолго на себя держим обиду и досаду за сделанный поступок. Но как же мы относимся к поступкам других людей? Очень редко быстро приходит прощение этим поступкам. Мы, конечно, как бы можем забыть на время, но дай только нам повод, мы тут же вспомним.

Как тлеющая искра – кажется, она не горит пламенем и не источает много дыма, но только дай удобные условия, и из этой маленькой искры тут же загорится большое пламя и столько в нем готово сгореть. Еще вчера здесь было благополучно, а сегодня разгорается грандиозный скандал, и мы другим вспоминаем все. Кстати сказать, вот эта обида: ну, как же я делаю столько хорошего, а человек все равно ко мне относится плохо – она как раз и питается из этого пламени. Мы просто не прощаем. Нет, конечно, мы можем вытерпеть, конечно, мы можем почти забыть и перестать вспоминать. Но вот так, чтобы внутренне простить и начать все сначала – для этого требуются очень большие усилия и мы не всегда эти усилия предпринимаем.

Господь говорит, призывает нас к делу, которое кажется нам совершенно странным, если не сказать больше: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, давайте взаймы и не требуйте назад – все это нарушает условия, которые мы очень часто рисуем для своей собственной жизни по принципу: «ты – мне, я – тебе». Даже тогда, когда мы как будто бы решаемся на доброе дело по отношению к другому человеку, согласитесь, нередко мы перебираем в себе: а этот человек нам делал что-то доброе? Ну ладно, так уж и быть, и я ему что-то сделаю. И об этом добром еще не однажды вспомним себе и другим и скажем: вот, сколько этому человеку я делаю. Господь против этого нашего правила «ты – мне, я – тебе», говорит: взаймы давайте, не требуйте назад, любите ненавидящих и благословляйте проклинающих. Что же это за условие любви такой? В чем же тогда ее смысл? Этот смысл очень хорошо раскрывает нам святитель Иоанн Златоуст. Он говорит очень просто: делаем мы это ради награды, награды очень высокой: будете сынами Царства Божия, будете с Ним. Делаем мы это не ради того, чтобы сегодня дать и тут же забрать, а ради того, чтобы вложить и во время свое взять с лихвой.

С чем можно сравнить? Ну, к примеру, с посевами. Смотри, как мы сеем то, от чего ждем получить плоды. Бросаем, топчась в грязной земле, поливаем водой, превращая все иногда в непролазную грязь. Кажется, разве в этом есть благоразумие: бросить в грязь семя? Но неужели нельзя было бы его оставить себе и из этого последнего семени что-то себе сделать. Но мы знаем, что если мы не вложим, не ожидая тут же, а с надеждой ожидая определенное время, мы не получим никакого плода. Так и добрые дела, которые мы влагаем в других, кстати сказать, которые кажутся нам очень даже грязными, очень даже неподобающего вида. Но Бог повелевает нам идти на это поле и сеять там добрые семена, не бояться замараться этой грязью, и более того, повелевает не требовать обратно. А что делать? Ждать своего воздаяния. Ждать доброго урожая. Было бы совершенно странно видеть человека, который посеял свое поле, и каждый день приходил на край этого поля и говорил ему: отдай мне то, что я тебе дал. Это выглядело бы крайне странно. Таким же бывает странным каждый из нас, когда, что-то кому-то сделав, тут же требует, чтобы это сделанное им вернулось ему сторицей. Не требуем? Тогда не будем говорить: сколько доброго я делаю этому человеку, а он все никак ко мне по-доброму не относится.

Не требуем? Тогда и не будем ждать от других добрых дел взамен на наши собственные. Наше дело тогда полезно, когда созреет, тогда оно приносит свой плод. Вот к этой зрелости и призывает нас Господь. Давайте и не требуйте обратно, любите не тех, кто любит вас, благословляйте не только тех, кто благословляет вас, и тогда, если терпением запасетесь, получите в сто крат больше – будете наречены сынами Царства Божия, наследуете Его Царство. Справедливость – это не только, когда по отношению ко мне поступают хорошо. Справедливость – это тогда, когда по отношению к другим я поступаю правильно. Любовь – это не тогда, когда любят меня, а тогда, когда я люблю других и прощаю им.

Надежда – это не тогда, когда я жду, что мне вернут данное мною, а тогда, когда я поддерживаю человека отчаявшегося, человека, который находится на грани уныния и почти уже в омуте отчаяния и боли. Вот то, что является настоящими и надеждой, и любовью, и верой. Это не тогда, когда ко мне, а тогда, когда я. Потому Господь и говорит: как хотите, чтобы к вам относились, так вы относитесь к другим. Прощая, умейте прощать, когда любите, делайте это без тоски, когда надеетесь, делайте это с большим запасом терпения и времени, когда верите, никогда не оглядывайтесь назад, сделав шаг, продолжайте идти, взявшись за орало, и не смотрите на пройденный путь, и не ищите времени, когда же я получу. Бог даст это время тогда, когда твой плод созреет. Ведь ты же хотел бы получить плод сторицей. Не только лишь появившуюся маленькую небольшую завязь, а ты хотел бы получить уже созревший плод, значит запасись добрым терпением.

Сегодняшнее Евангелие обращается к каждому из нас. Этим Евангелием Господь, общаясь с каждым из нас, дает нам простой рецепт человеческого счастья: научиться прощать других, как прощаем себя, научиться любить других также, как снисходительно относимся к себе. И все свое снисхождение, и всю свою любовь, и все свое терпение посвятим и вложим в других, тогда Господь воздаст нам многими и многими благами и в этой, и в будущей жизни. В этой жизни – поможет стать нам настоящими людьми, а в будущей жизни остаться в вечности настоящими сынами Царства и дочерьми Его, настоящими и верными христианами, преданными Богу и друг другу.

Итак, сегодняшнее Евангелие ко всем нам, к нашей совести. И теперь за Божественной литургией, когда мы продолжим нашу молитву, помолимся о тех, которым все еще не можем простить, забыть, от которых все еще ждем возвращения данного им, помолимся о том, чтобы то, что мы им дали и то, что мы в них вложили, осталось в них добрым семенем. Не будем вырывать из других то, что мы им отдали, чтобы не оставить в них глубокой и горькой раны. Пусть это останется в них и принесет через наше милосердие большой и добрый, съедобный и полезный плод. Аминь.

2165