"День памяти святых мучениц для каждого из нас – это день обновления нашей совести, это обращенный к нам лик святых угодниц Божиих, которые мужественно, решительно сохраняя свою веру, обращаются и к нам. Как мы сохраняем свои веру, надежду и любовь? Не размениваемся ли мы, не отказываемся ли мы от них в угоду сегодняшнего быстропреходящего и меняющегося времени?"
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня все мы вместе собираемся здесь под сводами этого святого храма, чтобы совершить день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Сегодня мы совершаем престольный праздник нашего храма.
Я хотел бы вернуться к памяти этих святых угодниц Божиих, которые жили во II веке в Риме и пострадали при злочестивом императоре Адриане. София воспитывала своих детей в глубокой вере. Она оказалась без мужа, потеряв его. И оставшись вдовой, не предала себя ни печали, ни отчаянию, особенно свойственным для того языческого времени. Но, напротив, с особым усердием и надеждой на Бога воспитывала своих дочерей, имена которых были: Вера, Надежда и Любовь – по именам добродетелей для православного христианина. Это были совершенно юные девицы. И мать вкладывала в них всю силу своей веры. Сила веры помогала Софии преодолевать разные испытания. Можно представить себе как она испытывала нужду, можно представить себе как она, по всей вероятности, еще быв достаточно молодой женщиной, оставшись одна, претерпевала в окружающем ее мире очень непростые вызовы, говоря языком современным. Дочери, конечно, видели переживания своей матери. И все то, чем они могли помочь ей и чем они могли утешить ее – это верность ее слову, это отзывчивость на ту любовь, которую питала к ним София. Конечно, все матери любят своих детей, и, наверное, трудно сказать, какая мать любит больше или меньше.
Хотя и сегодня можно много найти примеров, основываясь на которых, с уверенностью сказать: какая же это мать для своих детей. И так говорят не только о тех, которые, как будто бы, не принимают участия в какой-то физической жизни: одевают, питают, но, прежде всего, так говорят о тех, рядом с которыми дети еще не стали настоящими людьми. Прежде всего, так говорят о тех, кто коверкает духовный мир своих детей из-за своего собственного исковерканного духовного мира. Какая это мать? – так говорят о тех, кто становится открытыми дверями ада для самой семьи и для детей. Когда через несчастную мать ужас, отчаяние, пороки, гнев входят в семьи и хозяйствуют в ней.
Но не такой была София. Она по-настоящему была премудрой, как и означает ее имя. И мудрость ее заключалась не в том, что она имела собственную твердость в каких-то своих убеждениях, а мудрость заключается в том, что во всем она доверяла промыслу Божьему. Она по-настоящему жила Его волей и всегда говорила себе и своим деткам: на все воля Божия, Господь не оставляет тех, кто не оставляет Его. По-настоящему она исполняла слова Священного Евангелия, в котором Господь говорит: кто может добавить себе росту, хотя бы на локоть? Волосы сочтены на главе вашей. Все происходящее с каждым из вас, происходит не потому, что так хотите вы, но так дает Бог. Все в Его руках. Пути человеческие от Господа направляются, исправляются, - говорит святой пророк. София так и воспитывала своих дочерей. Она говорила им, что для них самая главная доблесть – это чистота жизни, самая главная мудрость – это твердая вера и упование на Бога.
Она учила своих детей слушать слово Божие, которое сама знала, и, конечно же, которое пересказывала своим чадам. Она учила доверять их слову о Боге, которое приносило утешение. Представьте себе то время! Время не только больших соблазнов, но и распространенных обычаев, совершенно далеких от чистоты жизни настоящего человека. Время, где грех торжествует, как традиция для того языческого времени. И в этом клокочущем окружении святые София, Вера, Надежда и Любовь жили, сохраняемые благодатью Божией, доверяя промыслу Божьему, прислушиваясь к Его слову. Если говорить языком более современным, то выбор конъюнктуры их жизни заключался в том, чтобы быть рядом с матерью так же, как мать рядом со Христом. Их жизнь у многих вызывала как восхищение, так и раздражение. Эти чистые девочки, как ангелы, в городе для некоторых становились самым ярким и видимым обличителем греха. О них донесли императору. Донесли, что они христиане, как доносили о многих христианах, твердо держащихся православной веры, сохраняющих чистоту своей веры и святость своей жизни. Их привели к мучителю, и он требовал только одного от них: отказаться от веры.
Казалось бы, эти маленькие дети, эта несчастная одинокая вдова, какой могли быть угрозой для великого императора, которому подчиняются сотни и сотни воинов, тысячи и тысячи людей? Эта несчастная женщина с маленькими детьми, какой могла быть угрозой для этого величественного императора своего времени? Что она могла сделать против него? Ничего. Она никак не могла бы нарушить его жизни.
Но вот для императора эта несчастная женщина со своими детьми была настоящей угрозой в том, что она твердо верила. Она была угрозой в том, что она жила настоящей чистой жизнью, которая для многих становилась как яркое солнце, при котором исчезают всякие тени, солнце, которое, освящая все вокруг себя, показывает это все в настоящем виде – искаженные, исковерканные жизни, обычаи и традиции. Эта женщина со своими детьми была счастливой, потому что твердо уповала на Бога и жила Его словом. Это счастье и не давало покоя императору. Он приказал мучить несчастных девочек на глазах у их матери. Вере было двенадцать, Надежде – десять, Любови – девять лет. Совершенно маленькие девочки.
И когда император начал со старшей мучить их, каждая из них, хотя и со слезами, и претерпевая страшные боли, смотрели на свою мать, которой всегда доверяли. Мать горячо молилась о них. Она знала, что счастье их вечно. Она знала, что Господь никогда не оставит Своих. Она твердо верила в то, что, если теперь отречься от веры, то сама жизнь потеряет смысл. Она не теряла этого смысла в годы лютых испытаний и теперь не хотела расставаться с этим смыслом. По одной девочки были замучены на глазах у матери. Ужас не в том, как на это смотрела мать. Ужас в том, что творил император и чему радовались горожане.
И не нужно думать, что этот ужас давно ушел в прошлое. Бывает, нередко этот страшный император врывается в дома и даже неродившихся детей отымает. И говорит родителям: отрекитесь от них, зачем вам они? Зачем вам верить в то, что Бог дает жизнь? Зачем вам верить в то, что Бог дает чад? Отрекитесь от этой веры. Не дайте родиться своим детям. И некоторые слушаются этого злочестивого Адриана, теперь уже одетого в белые халаты или в одежды друзей, или еще чего страшней – в одежды собственных родителей, которые говорят своим детям: отрекись от этого дара жизни, ты еще молодая, тебе бы жить.
Так говорили и Софии, но она говорила: без Бога и жизнь мне не нужна. Отрекусь от Него, и уже не будет счастливой и моя жизнь, она станет пустой. Погибли девочки. Софии отдали их похоронить. Она по-матерински с любовью предала их погребению, и, оставаясь у их могил, горячо молилась. Мы только можем представить себе, что испытывало материнское сердце, как она терзалась, расставшись со своими дочерями. Она их не отдавала истязателям, которые покушались на них, она не отдавала их не для каких развлечений, на сохраняла их и сохранила их чистоту для Бога. Через некоторое время скончалась и сама София. Бог призвал ее душу, чтобы она была рядом со своими детьми.
Церковь прославила этих мужественных юных дев и Софию в лике святых и прославила их подвиг. На протяжении столетий совершает память, и в честь них называет своих дочерей: Вера, Надежда, Любовь, София. И каждый раз, когда мы слышим эти имена, даже если этими именами мы не называем своих родных и близких, а хотя бы знакомых людей, будем вспоминать эту поучительную историю. Историю верности и чистоты. Историю, когда София не дрогнула перед вызовом, когда она делала единственный выбор – сохранить верность Богу и не разменивать своей веры, своей надежды, своей любви ни на какие сиюминутные блага. Она никогда не расставалась с ними в угоду тех, кто предлагал ей поступить иначе, против веры, против надежды, против любви.
День памяти святых мучениц для каждого из нас – это день обновления нашей совести, это обращенный к нам лик святых угодниц Божиих, которые мужественно, решительно сохраняя свою веру, обращаются и к нам. Как мы сохраняем свои веру, надежду и любовь? Не размениваемся ли мы, не отказываемся ли мы от них в угоду сегодняшнего быстропреходящего и меняющегося времени? А не подымали ли мы руку на чужую жизнь? А не становимся ли мы такими же жестокими истязателями, как был Адриан, предав неповинной смерти совсем юных девиц лишь только потому, что они хотели жить и были счастливы, и он не разделял их счастья? Сохраняем ли мы подлинное стремление к счастью, поддерживая, утешая и вдохновляя жизнь в других людях? И это не праздный вопрос. Это самые главные вопросы, на которые каждому из нас предстоит отвечать и теперь, и в будущем веке.
Помолимся же сейчас крепко святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии, чтобы Бог укрепил в каждом из нас веру, сделал непоколебимой в каждом из нас надежду, помог бы возгореться горячим пламенем в каждом из нас любви, чтобы Господь даровал нам мудрости – софии, жить по Его слову, а не по быстроменяющимся человеческим окрикам. Помолимся святым мученицам, чтобы они помогли нам всегда сохранять в себе эти добродетели. Помолимся и о самом главном и дорогом – в час испытаний и вызовов, в час искушений помогли бы нам сделать правильный выбор, не дрожать перед мучителями, лжецами и клятвопреступниками, а только перед Тем, Кто дал жизнь – перед истинным Богом. Ему же слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.