О нашем винограднике

13.09.2017
Просмотры: 1824

"Сегодняшняя притча – это притча о сегодняшнем дне, о том, что сейчас происходит в нашем винограднике, в нашей Церкви, о том, как я люблю закон ее и приношу жертвы, о том, как я отдаю плоды Хозяину виноградника и о том, как я люблю Его Сына, Который пришел в мою жизнь".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вместе с вами в этот воскресный день, совершая молитву Господу и Спасителю Христу, свое сердце, свою совесть открываю перед Священным Евангелием, чтобы в слове Божием найти слова для назидания, утешения, для размышления в собственной духовной жизни. Я хотел бы вернуться к чтению Евангелия и перечитать то повествование, которое мы только что слышали для лучшего и осмысленного понимания церковно-славянского языка.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: "Сказал Господь притчу сию: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды, виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?" (Мф 21:33-42).

Святые отцы, говоря об этой притче, толкуют ее, как о Церкви, которую создал Господь, как виноградник, и отдал в управление виноградарям – Своему избранному народу. Поставил в этой Церкви точило – место, где приносилась жертва ветхозаветная, поставил в этой Церкви столб – Закон, который ограждал ее. Но ветхозаветные люди не приносили плода от этого виноградника и побивали пророков, и побивали посланных от Хозяина виноградника к Своему народу за плодами, их жизни. И тогда в мир пришел Сам Христос – Сын Хозяина виноградника. И Его, выведя вон, побили камнями и повесили на Кресте, и убили. Эту притчу рассказывая, Господь говорил и о Своем предстоящем Ему искупительном подвиге.

Эта притча толкуется святыми отцами, как повествование о ветхозаветной Церкви. Но если мы поразмышляем о времени том и о времени нынешнем, то многим ли мы отличаемся от тех виноградарей, злых, побивающих слуг Господина, хотящих взять то, что принадлежит Господину? Господь дал нам Церковь. В этой Церкви поставил жертвенник, в котором Сам приносит Себя в жертву о каждом из нас. Господь дал нам закон, которым мы живем, закон, в котором вмещаются две заповеди: возлюби Господа Бога своего и возлюби ближнего своего, как самого себя. Говоря об этом законе, говорит: в этом и есть вся сила закона. Господь присылает в нашу жизнь людей, которые, протягивая к нам руки, требуют, ищут нечто от нашей жизни, от того, чем питает Он нас в нашей жизни. Он дал нам сам дар этой жизни и ищет от нас, чтобы мы этим даром делились с другими. Он дал нам возможность любить, возможность быть справедливыми, возможность быть честными. Он подарил нам свободу от греха в искупительной жертве и возможность быть жертвенными.

И присылает к нам Своих слуг, людей: кто-то лишился дружбы, кто-то лишился свободы и стал зависим от греха, кто-то лишился своей любви, кто-то был оклеветан. Присылает людей с пустыми руками, которыми просит поделиться с Ним виноградом – дарами веры, которые мы имеем, дарами жизни, которые мы имеем. Как часто в этот момент мы начинаем рассуждать не о своем даре, а о достойных вокруг нас.

Поясню. Казалось бы, все таланты, которые я перечислял, несомненно, это дар Божий, и наш отзыв на этот дар – все то, что мы растим. Но растим мы эти таланты из почвы, из земли, которую Бог нам дал. Трудимся мы на ней, в том числе, и нашими силами, которые Господь подарил нам. Да, мы немало трудимся в этом винограднике, но никогда нельзя забывать, что посадил его Бог. Он все дал нам и ввел нас в этот виноградник. Не мы сами себе достаем жизнь и берем ее, не мы сами себя рождаем, не мы сами себе продлеваем годы жизни, не мы сами себе даем дыхание. Хотя мы и ищем пищу, но не мы сами себе растим ее, хотя трудимся над ней, но Бог растит и пшеницу, и то, что мы полагаем на стол, для того, чтобы подкрепить себя. Когда приходит в нашу жизнь нужда других людей, нужда в чем-то физическом или нужда в чем-то духовном, как нередко мы становимся теми злыми виноградарями, которые рассуждают: а почему мы должны с кем-то делиться, это все наше. Забывая, кто Хозяин виноградника.

Мы должны хранить свой виноградник и никому ничего не должны отдавать. Все, что мы здесь делаем – это и есть наша плата Хозяину. Мол, мы же трудимся, вот и все, что получаем – это мое. Все, что сделал – это мое. Мол, никто мне не помогал и не поможет. Я сам по себе. И так от раза к разу. Сначала в малом, а потом в большем. Сначала замечаем, как наши дети иногда дерутся друг с другом, не умея поделить какую-либо игрушку, иногда, забавляясь, утешаемся, посмотрим, кто из них сильнее будет. Дети вырастают, становятся чуть взрослее. Затем в школе им говорим: ты, несомненно, должен постоять за себя и не надо никому ничего давать. Знаешь, сам за себя, время сейчас такое. Каждый должен быть только за себя. Хорошо, что есть друзья, но ты должен знать, чего ты хочешь. И не должен знать, чего хотят другие, уж тем более отзываться на их просьбы. Дальше – больше. Вырастаем, и уже кажется, когда становимся совершенно взрослыми, когда уже вокруг нас расплодился виноградник, говорим: это моя жизнь, как хочу, так ей и распоряжаюсь, кому какое дело до моей жизни.

Забывая, Кто Хозяин виноградника, Кто поднимает над ним солнце, Кто посылает ему дождь, Кто дает ему жаркое время для созревания, Кто дает ему прохладу для отдыха. Забывая о Хозяине виноградника. Со временем мы убеждаем себя в мысли, что наша собственная жизнь – это наши законы, которые мы ставим и наши жертвы – это те, которые мы делаем не ради Хозяина доброго, жертвенного, а только ради себя. Я готов, может быть, сделать что-то другим, но обязательно пусть об этом все узнают. Пусть знают, что эта жертва ради меня. Ей я прославляю только себя. Я может быть и готов кому-то помочь, но обязательно об этом надо рассказать всем, потому что жертву приношу, прославляя только свое собственное имя. О тех, которые иногда пробираются ко мне через голос моей совести, через двери моей жизни, для них знаю, что ответить: я это все сам заработал, это все я сделал, а вам здесь не место. Для тех, кто пробирается в мою жизнь, знаю, что сказать и нередко выгоняю их.

Приходит в жизнь Сам Господь. Являет Себя так, как являет Себя всегда – в образе человека. Он всегда приходит узнаваемым, понятным. Очень трудно ошибиться, сказав: это не Он. Он являет нам Себя в виде храма, который мы проходим мимо. Он являет нам Себя в виде иконы, которая вдруг так прямо смотрит в наши глаза. Он являет нам Себя нам в виде старика, который, остановившись, протянув руку, так ждет от нас помощи, и мы понимаем – это Он явил Себя. Он являет Себя всегда понятно. И в этот самый момент, когда приходит Сын Хозяина виноградника, нам бы принести Ему свои плоды, нам бы порадоваться своими плодами, нам бы поделиться с Ним плодами, ведь Он приходит не вырвать виноград, от которого мы питаемся, а всего лишь взять немного плодов, чтобы, впрочем, поделиться ими с другими.

Всего урожая Он не требует, Своей части, то, что принадлежит Ему – первой любви, как об это говорит в Откровении: одного не прощу тебе, что ты забыл о своей первой любви. Он ищет у нас верной дружбы, Он ищет у нас слов, которые мы сказали и исполнили. Он ищет у нас данных обещаний и сохраненных клятв. Он ищет у нас чистоты нашей жизни. Вот какие плоды Он ищет в нас, в виноградарях в этой жизни, которую подарил нам. И в этот самый момент, стоя перед истиной, нам стоит подумать о следующем нашем шаге. Кто-то отворачивается прочь и начинает хулить Его имя, и начинает хулить Его Церковь, и начинает говорить, что все это лишь только лишает меня моего человеческого, ложного, но счастья. Кто-то начинает бояться, кто-то прятаться – каждый по-разному себя ведет.

Те злые виноградари убили Сына, думая, что убив Его, наследством завладеют. Убийцы наследниками не становятся. Сам Господь вопрошает в притче: что сделает хозяин виноградника с этими злыми виноградарями? Честные апостолы отвечают: злых виноградарей предаст лютой смерти, а виноградник отдаст добрым виноградарям. И нередко так и бывает. Кто-то, оставшись, как в известной сказке, у разбитого корыта, выгнанный из виноградника, все еще смотрит по сторонам и замечает: вот, там тому дали; вот, у того столько счастья; тому как повезло. Дело не в везении, дело в твоей благодарности. Если бы из твоих рук плоды твоей жизни, то, что ты выращиваешь, как труд своей жизни, добродетели, чистоту своей жизни ты отдавал бы в руки Хозяина виноградника, Он бы навсегда оставил тебя в этом винограднике. Ты не имел бы ни в чем нужду.

Сегодняшняя притча не только о той, ветхозаветной Церкви, которую Господь обличал, но и о нашей Церкви, о моем сегодняшнем дне, которую Господь также обличая, зовет принести плод, пока еще не пришел Отец, чтобы взять Свое Себе, пока еще есть время для покаяния, чтобы, прислушавшись к этому голосу, изменить правила своей жизни и помнить, что закон силен только Божий. Все, что я сам себе там придумывал, как закон, не сохранит моей жизни. Закон сохраняется только тот и сохраняет жизнь только Тот, Кто дал эту жизнь.

Жертвы, которые я приношу, если приношу во имя Того, Кто дал эту жизнь и во имя Божие прощаю и во имя Христово люблю, и во имя Божие остаюсь верным, и во имя Спасителя Христа сохраняю данные мной обещания, то эта жертва угодна Богу, и она становится как источник, что питает корни моей жизни. А если я в жертву приношу только лишь свое собственное имя, свою собственную гордость и себялюбие – от этой жертвы ничто не капнет на корень моей жизни. Ему не хватит влаги долго сохраниться, и он быстро иссохнет.

Сегодняшняя притча – это притча о сегодняшнем дне, о том, что сейчас происходит в нашем винограднике, в нашей Церкви, о том, как я люблю закон ее и приношу жертвы, о том, как я отдаю плоды Хозяину виноградника и о том, как я люблю Его Сына, Который пришел в мою жизнь. Поразмышляем над этой притчей. Честно и прямо, решительно и очень внимательно рассмотрим свою собственную жизнь. Кто питается от моего виноградника? Рад ли Господин, давший мне эту жизнь, моими дарами Ему? Дары мои в Его руках или я все их сжимаю в своих пальцах, боясь их разжать, превращая все в жуткое месиво? Поразмышляем над этой притчей и помолимся, чтобы Господь помог нам быть добрыми виноградарями в Его святой Церкви. Аминь.

1824