"Я полагаю, что за молитвой мы можем вспомнить имена людей, которые нуждаются в нас, которые жаждут. Перед каждым из нас есть люди, от которых нам хочется спрятаться, чтобы больше не слышать или, наконец-таки, нам нужно ответить на их надежду, на их просьбу. Перед каждым из нас есть такие люди. И сегодня Христос мне говорит: ты дай им есть. Для этого Я дал тебе все: ты жив, ты можешь любить, ты можешь молиться, ты можешь прощать, ты можешь трудиться; Я дал тебе разум, ты можешь разумно творить, ты можешь дружить – у тебя есть все; Я дал тебе имя, которое любят многие люди; Я дал тебе жизнь, за которую многие благодарят Меня. «Ты дай им есть» – речь идет о человеческом поступке, о сострадании, которое рождает надежду в другом человеке".
Каждый из нас, наверно, в своей жизни имел опыт жажды. Да, пожалуй, этот опыт повторяется не раз, когда мы что-либо жаждем, желаем: пищи, утешения, быть услышанными в молитвах, быть прощенными, быть понятыми, быть принятыми. Об этой жажде сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы вместе с вами вернуться к евангельскому тексту, которое мы слышали, перечитать его для лучшего понимания церковно-славянского языка и усвоения труднопонятных выражений.
Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: "И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных, а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ". (Мф 14:14-22).
Итак, каждый из нас переживал чувство жажды, нужды. В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам источник всякого утешения. Прежде всего, Он являет нам вновь и вновь Свое бесконечное милосердие Отца: сжалился над ними и исцелил их (Мф 14:14). Любящий Отец никогда не проходит мимо боли. Кому-то может показаться, что он со своей болезнью, со своими нуждами никому не нужен, что о нем никто не заботится, что все проходят мимо него. Знаете, так скорее может показаться человеку, который сам частенько проходит мимо других и по-настоящему так мало о ком заботится, ну, разве что от нужды: обязывало положение или так складывались обстоятельства, больше делать было нечего, никак нельзя было избежать этого. Бог заботится и милует от одной лишь только нужды – от Своей любви к человеку, такой любви, которая была вознесена на Крест и там, проливая кровь, угасла на Кресте. Бог показывает только одну силу, которая Им движет по отношению к любому из нас – Его отцовская любовь.
И вот, сегодня Господь являет еще одно удивительное чудо – насыщает тысячи людей пятью хлебами и двумя небольшими рыбами. По-человечески апостолы заботятся о людях и говорят Ему: Господи, отпусти людей. Уже как будто бы больше ничего они от Тебя принять не могут, пусть они идут в свой город, пусть они вернутся в свою жизнь, пусть они вернуться к привычной своей жизни. Зачем их здесь держать? Здесь они не найдут утешения. Да, найдут утешения в слове, но нам же так же хочется, чтобы слово еще питало не только душу. Нам еще хочется и некоего удобства или насыщения в жизни. Мы всегда заботимся о себе, и нередко эта забота ставит нас перед выбором, который кажется вполне естественным, но очень опасным. Апостолы говорят: отпусти их, пусть уйдут. Христос говорит: вы дайте им есть. Как и в жизни бывает. Нам иногда так хочется сказать: Господи, да, пусть этот человек уже уйдет; уже ничего не могу для него сделать. Или внутренне всеми силами своей души мы делаем все, чтобы остаться далеко от этого человека. Как будто бы уже ничего не помогает. Пусть он вернется в свою жизнь, а я буду своей – жить. Христос нам говорит: вы дайте им есть. Именно тогда, когда нужда особо велика, когда в вас нуждается не потому, что другого выбора нет, а когда именно от вас сейчас ждут поступка самого, что ни на есть человеческого. И апостолы решаются. Да, мы отдадим все, что у нас есть: вот пять хлебов и две рыбы – это то, что оставили,
приготовили для нас, двенадцати человек и для Тебя, Господи. Совсем немного, заметьте. Христос повелевает через апостолов всем присутствующим возлечь на траву. Обращается к небу и благословляет все, что принесли апостолы, как образ всех последних сил: это все, что у нас есть. Как образ последних сил Господь благословляет и каждого из нас. И когда мы говорим: это все, что я могу сделать, - этого даже слишком много. Если это все, что ты можешь сделать, отдай им, не прогоняй. Все, что ты можешь сделать «последнее» – это до последнего веришь, до последнего любишь, до последнего прощаешь, до последнего терпишь, да последнего молишься, да последнего надеешься, до последнего ждешь. Не отчаиваешься до последнего. Христос благословил хлеб и сказал: раздавайте народу. И раздали тысячи, и осталось много. Сегодня Господь тоже благословит нам пять хлебов, которые принесены на литургию. И увидим, сколько насытятся от Божественного причащения – сотни людей. Сегодня Христос преподносит нам Свое благословение, которое умножается в вере и жертвенности каждого из нас. Его благословение всегда множится там, где для Него открыта душа и сердце. Сегодня Бог приносит нам утешение, как эти небольшие рыбы, когда мы в покаянии и в молитве утешаемся, получая прощение, и насыщаемся им. Кто-то скажет: разве можно духовное смешивать или искать в телесном. Одно как будто бы разнится от другого. Питает не рука, в которой что-то есть. Она может и не разомкнуться, а сердце, в котором живет Бог, может заставить руку разомкнуться. Питает не полный карман, из него можно достать и камень. Помните, как у классика: и кто-то камень положил в его протянутую руку. Питает не то, что ты достаешь из кармана, а любовь, которая тобой движет. Она разбирается в том, что нужно дать. Только любовь в тебе может отделить камень от хлеба, змею ядовитую от рыбы полезной, нужной.
Сегодняшнее Евангелие показывает нам безграничное милосердие Божие, показывает нам то, как Господь питает каждого из нас. И теперь можно сказать: да, Господи, и тысячи миллионов Ты питаешь. Слава Богу, и сегодня, вернувшись в дом, Господь позаботился – нам будет, что вкусить за трапезой. И поныне, Господи, Ты как будто бы из ничего умножаешь, и не знаем, откуда это берется, но Ты, даешь нам, Господи. Это первое, о чем мы должны размышлять сегодня, вспоминая Евангелие, - о благодарности к Подателю всяких благ. Все, что нужно, у меня есть, и даже больше! Но сегодняшнее Евангелие зовет еще каждого из нас через свою собственную сострадательную любовь, через свою решительную и жертвенную жизнь раздавать из своей души последнее, выносить из своей жизни все то, что ты делаешь из последних сил. И никогда не думать, что Бог не примет эту жертву. Напротив, блаженнее давать, нежели принимать, - говорит нам Священное Евангелие. Блаженнее быть тем, кто отдает, чем тем, кто отбирает. Я полагаю, что за молитвой мы можем вспомнить имена людей, которые нуждаются в нас, которые жаждут. Перед каждым из нас есть люди, от которых нам хочется спрятаться, чтобы больше не слышать или, наконец-таки, нам нужно ответить на их надежду, на их просьбу. Перед каждым из нас есть такие люди. И сегодня Христос мне говорит: ты дай им есть. Для этого Я дал тебе все: ты жив, ты можешь любить, ты можешь молиться, ты можешь прощать, ты можешь трудиться; Я дал тебе разум, ты можешь разумно творить, ты можешь дружить – у тебя есть все; Я дал тебе имя, которое любят многие люди; Я дал тебе жизнь, за которую многие благодарят Меня. «Ты дай им есть» – речь идет о человеческом поступке, о сострадании, которое рождает надежду в другом человеке. Те люди, наверно, были рады уже тому, что их не прогнали, а сказали им: садитесь. Они, наверно, не ждали, что сейчас им принесут большой пир. Могли бы они подозревать, что на такое количество – тысячи человек, сейчас придут обозы с продовольствием, и их накормят? Они не ждали еду, они хотели всего лишь быть рядом. И радовались тому, что их рядом оставили: оставайтесь здесь, садитесь. И получили еще больше. И мне думается, что когда они ели этот хлеб и эту рыбу, они, наверно, чувствовали не только вкус хлеба и рыбы, а радость того, что они здесь, что они рядом с Ним, со Христом, что они рядом с Его учениками, настоящими христианами, любящими, сострадающими, умеющими понять, простить, услышать, терпеть, надеяться.
Скажем и мы всем тем, кто рядом с нами: оставайтесь. Не будем выгонять их из своей жизни: оставайтесь тут. Хватит веры, поделиться и с вами, хватит мне жизни, поделиться и с вами, хватит мне и любви, поделиться с вами, а хлеба и рыбы Господь даст нам вместе. Сегодняшнее Евангелие о сострадании, об истинной любви, о Божественной Евхаристии, которой Бог питает нас. И когда мы сейчас останемся здесь в храме, как те тысячи людей, и приступим к Чаше, и причастимся Святых Тайн, будем радоваться не тому, что Он накормил нас, а тому, что не прогнал. Будем благодарить и за то, что утешил, принял, простил, подал Свое Тело нам в пропитание. И свою благодарность выразим в поступках своей собственной жизни к тем, кто рядом с нами. Аминь.