"Сегодняшнее Евангелие призывает каждого из нас поразмыслить о том, достойна ли моя любовь Бога. Принимает ли Господь мою дружбу с другими? Принимает ли мою любовь по отношению к другим людям? Принимает ли? Потому что мы должны задаться правильным вопросом: для себя ли я люблю или для Него, для Бога? Для себя ли я дружу или для Него?"
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, радуюсь, что в этот день вместе с вами молюсь здесь, в этом замечательном храме. И вместе с вами открываю свое сердце, свою совесть перед Священным Евангелием, в котором Господь обращается ко всем нам. Я хотел бы сейчас перечитать Евангелие для лучшего понимания церковно-славянского языка и для того, чтобы мы свободно могли с вами поразмышлять над этим евангельским благовестием.
Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелие говорит следующее: "Сказал Господь: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня, кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их". (Мф 10:37-11:1).
На что мы тратим силу своей жизни? Или можно еще по-другому задаться вопросом: на что мы тратим свою жизнь? Ради кого и ради чего мы живем? На этот вопрос, конечно же, каждый может ответить из опыта своей жизни совершенно по-разному, но, наверно, в перечне ради чего мы живем, в этом повествовании обязательно будут и отец, и мать, и дети. Ради родителей, ради детей – все это кажется правильным, только все это до конца не может быть настоящим. Это только кажется правильным отчасти. И вот об этом сегодняшнее Евангелие.
Кто любит, - говорит Господь, - родителей или даже детей своих больше, чем Меня, тот не достоин Меня. Может показаться, что эти слова звучат с какой-то жестокостью, но они были бы жестокие и непонятные, если бы Господь сказал не любить своих родителей или своих детей. Нет, об этом Господь не говорит. Но призывает нас к тому, чтобы смысл и целеполагание нашей жизни были бы во имя Того, Кто дал эту жизнь. Хорошо, что ты любишь своих родителей. Хорошо, что ты любишь своих детей. Но если ты живешь только ради них, то тогда что же ты скажешь Тому, Кто дал тебе жизнь? Что же ты скажешь Тому, Кто есть Причина всякой жизни? Ведь тебе придется прийти к Нему на ответ за всю свою жизнь. И если ты придешь к Нему и скажешь, что я всю жизнь жила или жил, не зная Тебя. Тогда какова была твоя жизнь? Что в ней было ценного?
Если что-то ты в своей жизни творишь только во имя свое, чтобы удовлетворить свои собственные, хотя и естественные потребности, естественную любовь, к примеру, любовь к отцу и к матери, к детям, то же любовь заложена в нашу физиологию, она естественная для нас, мы не можем не любить своих родителей или детей, - это вполне обычное дело. Но если в этой любви не было жертвы во имя Христово, если вся наша любовь только сводилась к тому, что мы любили свое, но никогда не жертвовали своим сердцем, силой своей жизни ради того, что не является нашим и никогда не любили так, когда надо было бы преодолевать свое, проще говоря, не любили жертвенно, то эта любовь не достойна Бога. Бога достойна та любовь, в которой есть жертва. Что силы любить тех, кто любит нас? Какая в этом польза, или какая в этом особая радость?
Другая радость, наоборот, когда ты совершаешь подвиг любви даже тогда, когда все кажется против этого. Любишь тех, кто обижает, тех, кого ты называешь своими врагами. Любишь, конечно, не так, как родителей или как своих детей, но любишь. Это означает: не стремишься к тому, что мстить, чтобы ответить тем же, на горькое слово не отвечаешь таким же и еще горше, на дурной поступок не отвечаешь таким же и еще более жестоким. Вот, что значит любить своих врагов. И еще даже больше – молиться о них. Хорошо, когда ты в храме поминаешь имена своих родных и близких. Но еще крепче твоя молитва будет тогда, когда в твоем сердце ты помянешь имена тех, о ком, как ты говоришь, и больно подумать. Помолишься о тех, кто несправедливо, жестоко относится к тебе самому.
Любовь, достойная Бога – это та любовь, которая не ищет для себя, которая не ищет своего, эта та любовь, которая только дарит. Если мы, любя кого-либо, начинаем от них что-то требовать или что-то ждать, то эта любовь не достойна Бога, ибо Бог – Воздаятель всего. Как и в сегодняшнем Евангелии: кто примет кого-либо во имя ученика Моего, - говорит Христос, - и тот не упустит своей награды. Хотя бы протянет ему чашку холодной воды, и тот получит награду Божию. Ведь жертвенная любовь всегда открывает щедрую руку Божию каждому из нас. И надо сказать еще о том, что иногда наша обычная, не редко смешанная со страстью, и уже переставшая быть любовью, оставшееся лишь только каким-то чувство, нередко приносит нам огорчение, когда мы, всецело отдав себя кому-либо, потом обижаемся и огорчаемся, когда не получаем того же.
Как горько бывает слышать слова матери, которая говорит своему ребенку: я всю жизнь тебя кормила и поила, и вот дождалась твоей ответной любви. Эти слова горьки не для ребенка. Эти слова горьки для того, кто говорит их – для матери. Потому что означает, что всю жизнь она не любила, если бы любила, не попрекала. Любовью настоящей никогда не попрекают. Она никогда не требует обратно, она никогда не требует своего, она всегда радуется правде. А правда заключается в том, что эта любовь растворена именем Божиим.
Я люблю тебя, не потому что я хороший, а потому что так повелел мне Бог. Я люблю тебя не потому, что ты мне нравишься, а потому что так повелел мне Бог. Я люблю тебя, потому что повелел мне Бог и тогда, когда, напротив, ты мне совершенно не нравишься, и более того, даже наносишь мне какие-либо душевные, сердечные раны. Я все равно люблю тебя, ибо так повелел Господь: да любите друг друга. Сегодняшнее Евангелие призывает каждого из нас поразмыслить о том, достойна ли моя любовь Бога. Принимает ли Господь мою дружбу с другими? Принимает ли мою любовь по отношению к другим людям? Принимает ли? Потому что мы должны задаться правильным вопросом: для себя ли я люблю или для Него, для Бога? Для себя ли я дружу или для Него?
Помолимся сейчас за Божественной литургией о тех, чьи имена в нашем сердце не только близки нам кровью и духом, но еще и стали близки нам через слезы и боль. Научимся первому правилу любви: помолимся о тех, прежде всего, кто вызывает горечь в нашей памяти. Сейчас за Божественной литургией поразмышляем и о нашей любви к своим близким: в чем суть и смысл этой любви. Поразмышляем для того, чтобы никогда ею не попрекать родных, а напротив, помогать им, поддерживать их, никогда не требовать обратно, но бесконечно сеять и надеяться на милосердие Божие, которое рано или поздно принесет плоды в этом человеке.
За Божественной литургией сегодня и в эти дни чаще будем вспоминать слова Евангелия: кто любит отца или мать, или сына, или дочь больше, чем Меня, не достоин Меня. Будем любить своих отца и мать, сына и дочь во имя Христово. Будем любить их так, как повелевает нам Бог, показывая им Его образ в своей собственной жизни. Будем любить их во имя Его, и тогда эта достойная любовь и нас, и тех, кто с нами приведет к Нему, Победившему смерть и ненависть, к истинной Любви, ко Христу в вечности. Аминь.