О силе слова

05.07.2017
Просмотры: 2582

"Если ты требуешь от другого сделать что-то, а сам не делаешь. Чему ты удивляешься, что и другие не делают? Ты хочешь кого-то научить молитве, а сам не молишься. Не удивляйся, что тот, кого ты учишь молитве, не научится. Ты хочешь кого-то научить терпению, а сам не терпишь. Ты думаешь, твое обучение будет успешным? Ты хочешь кого-то научить смирению, а сам не можешь склонить своей головы. И ты веришь в то, что смирению ты можешь научить? Твоего слова могут слушаться только тогда, когда ты слушаешься слов тех, кто над тобой: твоих родителей, учителей, духовных наставников, тех, у кого ты находишься в послушании, в работе, службе, в трудах."

Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с воскресным днем и радуюсь молитве, которую сегодня мы вместе совершаем здесь в доме Божием.

Священное Писание всегда отвечает нам на вопросы нашей жизни, прямо Господь говорит с нами словами Евангелия. Я хотел бы вместе с вами сейчас вновь вернуться к евангельскому тексту, который мы только что слышали. Я перечитаю это Евангелие для лучшего понимая церковно-славянского языка и усвоения труднопонятных слов. И вместе с вами поразмышляю над сегодняшним евангельским благовестием.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час". (Мф 8:5-13)

Сколько в этом удивительном благовестии преданного послушания Богу. Христос, повинуясь воле Отца, Своей собственной волей приходит в послушание в мир, чтобы взять на Себя грехи людей. Быв послушен даже до крестной смерти - свидетельствует о Христе Спасителе Священное Евангелие. И вот Христос в Своем глубоком послушании и смирении, в котором приходит в мир, встречает человека, который удивляет Его своим послушанием.

На мой взгляд, в сегодняшнем Евангелие не то радостно, что исцелился человек, хотя на самом деле это действительно вызывает надежду, радостно другое. Смотри, что происходит! Сотник, человек, который имеет у себя в подчинении воинов, человек, о котором можно было бы сказать по современным меркам, вполне заметный и состоявшийся, относящийся к тем людям, которые занимают руководящие посты. Этот сотник приходит ко Христу просить не за свою семью, не за своих детей, не за своих родителей. Просит у Него и молит не о тех, кто близок ему еще какими-то родственными узами. Он просит у Христа о своем слуге: помоги ему, он жестоко страдает. Отчасти можно уже сейчас сказать, что этот несчастный страдающий человек, при всем своем ужасе боли и страданий, был человеком, которого утешал другой, не имеющий к нему никакого родственного отношения, просто по-человечески поддерживал его.

В своей болезни он мог страдать от физической боли, но уж точно он никогда не мог сказать: никому я не нужен; кто я такой, маленький человек, слуга в доме господина, от которого мало что зависит. Кому я нужен, - мог бы сказать другой, - окажись на его месте в его положении. Этот слуга такого сказать не мог. Господин не только не вывел его из своего дома. Мол, заболел, другого на твое место найдем; ну, а ты уж как-то найди себе место. Нет, он не только не выгнал его из дома. Он еще и просит о нем Бога: помоги моему слуге, он тяжко страдает.

Размышляя над этим Евангелием, я пытаюсь вспомнить время, когда со всей силой своей веры я просил у Бога не для себя и не для тех, кто рядом, а о тех, кому больно. Да, такое бывает, но говоря честно, скажу, что такое бывает не чаще, чем я прошу о тех, кто рядом. И Евангелие сегодня говорит мне об этом, обличая меня в этом. Что же происходит дальше? Христос, видя сострадание этого военноначальника к своему слуге, и немало удивляясь такой заботе о неблизком человеке, говорит сотнику: Я приду и исцелю его. Говоря, что все мы Его дети. Я приду, - говорит Господь, - как Отец, и посещу Своего сына и исцелю его. Ты пришел просить о нем, через твою просьбу Я приду в твой дом, - говорит Господь. Какая радость! Какая честь! Кажется здесь можно было бы торжествовать победу. И сотник мог бы сказать всем другим и себе самому: значит я еще что-то стою пред Богом, коль Сам Бог ко мне идет.

Но все свое достоинство, всю свою доброту, всю свою жертвенность он выражает в словах: я не достоин, чтобы Ты пришел ко мне. Тот, кто любит по-настоящему никогда не считает себя достойным взаимной любви, потому что любовь своего не ищет. Она ничего не ищет. Она только дает. Тот, кто дружит по-настоящему, никогда не требует такой верности, которая никогда бы не отступалась, потому что дружба дарит, а не отнимает. Тот, кто по-настоящему надеется, никогда не произносит слов, лишающих надежды. Потому что настоящая надежда всегда рождает новую надежду. По-настоящему надеющийся на Бога никогда не скажет: все плохо, не вижу будущего, все рушится, зачем такая жизнь. Это не надежда! Это не любовь! И это не вера!

Вот у сотника настоящая вера, и настоящая дружба, и настоящая любовь. «Господи, я не достоин, я не достоин, - говорит сотник, зная о своих грехах и о своих проступках, зная о том, что достоинство заключается не в том, что он хороший, а в том, что он мог быть еще лучше. Ты только скажи слово, и мой слуга выздоровеет. И скажу вам, что так говорит не тот человек, кто привык приказывать, а так говорит тот человек, кто привык повиноваться. Ибо сотник, продолжая эти слова, говорит следующее: я подвластный человек, надо мной есть власть, я слушаюсь этой власти. Но и сам, имея власть, приказываю одному воину, сделай то, и делает, приди, и приходит. Мы все под Твоей властью, любое Твое слово продолжится в нас, скажи только слово. Так верить в силу слова может только тот человек, который сам исполняет просьбы, обращенные к нему, который сам исполняет слово, обращенное к нему. Верить в силу слова может тот, кто сам живет силой этого слова.

Если ты требуешь от другого сделать что-то, а сам не делаешь. Чему ты удивляешься, что и другие не делают? Ты хочешь кого-то научить молитве, а сам не молишься. Не удивляйся, что тот, кого ты учишь молитве, не научится. Ты хочешь кого-то научить терпению, а сам не терпишь. Ты думаешь, твое обучение будет успешным? Ты хочешь кого-то научить смирению, а сам не можешь склонить своей головы. И ты веришь в то, что смирению ты можешь научить? Твоего слова могут слушаться только тогда, когда ты слушаешься слов тех, кто над тобой: твоих родителей, учителей, духовных наставников, тех, у кого ты находишься в послушании, в работе, службе, в трудах.

Христос истинный Бог говорит: не нашел даже в Израиле Я такой веры. И отвечает сотнику: иди, слуга твой здоров. И с этого часа он выздоровел. Чудо не в том, что слуга выздоровел. Чудо в том, что в жизни слуги, рядом с ним оказался человек, который его на верность ответил своей верностью, который на его преданность ответил своей преданностью, который на его доверие, ответил доверием. Слуга всю свою жизнь, быть может, служил этому господину. И вот, господин немного послужил и ему.

Чудо именно в этом, в умении служить Богу через службу тем, от которых нам не требуется что-либо. Умение служить не потому что это нужно человеку, или потому что от этого человека что-то зависит, а умение служить любому, потому что в нем, в любом – образ и подобие Божие. Сотник служил Богу тогда, когда поддерживал своего слугу, тогда, когда просил о нем, молился о нем Христу. Он служил Богу, и Бог принял эту службу и исцелил слугу, и исцелил и сотника, потому что его сердце было уязвлено болезнью своего друга. Он тоже болезновал и получил исцеление.

Сегодняшнее Евангелие так ярко и так убедительно показывает каждому из нас образ подлинного смирения и силы слова. Тебя услышат только тогда, когда ты сам можешь слышать других. Тебя послушаются только тогда, когда ты сам слушаешься других. Тебе поверять только тогда, когда ты сам веришь. Об этом сегодняшнее Евангелие. И о любви бесконечной Бога к Своему созданию. Я приду и исцелю его, - говорит Господь. Нигде Я не нашел такой веры, - продолжает говорить Он. Иди, слуга твой жив, - дарует жизнь Господь. В бесконечной любви, в бесконечной жертвенной, деятельной, сострадательной, вечной жизни, в бесконечной жертве ради каждого из нас и каждому из нас.

Сейчас мы продолжим Божественную литургию, за которой помолимся, как никогда горячо о тех, о болезни и боли которых мы знаем. Быть может мы даже имена не всех знаем, но мы знаем, что этому человеку сейчас плохо. Сейчас помолимся не только о тех, кто встретит нас в нашем доме, о тех, кто близок нам по-родственному или духовному родству, помолимся о тех, кто тяжко страдает, о них попросим Господа. Потому что молитва друг о друге это всегда подлинная радость общения с Богом.

Ведь Господь говорит: когда вы собираетесь во имя Мое, там Я посреде вас. Не ради себя приходите, а во имя Мое. Обратим к Его имени молитву о тех, кому больно, тяжко, о тех, кому мы отказали в помощи, не потому что не могли помочь, а потому что не захотели этого сделать. Помолимся о тех, кто так и не услышал от нас слова поддержки, кто еще продолжает ждать от нас милости. Помолимся о них и поспешим быть милосердными к ним, и Господь будет милосерден и к каждому из нас. Аминь.

***

Видеозапись проповеди смотрите на канале "Благословенный Кавказ"

2582