О цене человеческой свободы

01.05.2016
Просмотры: 978

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в Великий Четверг Страстной седмицы, вводящей нас в Таинство Святой Пасхи, все мы дерзаем приступать к Святой Чаше, чтобы причаститься Тела Господа и Спасителя Христа. И сегодня, в Великий Четверг, совершается воспоминание о Тайной Вечере, когда Господь впервые причастил Своих учеников и апостолов. Эта Тайная Вечеря стала образом, который и поныне, по слову Священного Писания, мы творим в воспоминание Самого Христа, - образом служения Бога человеку. Доселе это было невиданно.

Всегда в восприятии обычного человека, наверное, совершенно правильным будет тогда, когда человек служит Своему Небесному Создателю. Но, а если человек обессилел, если человек потерял свою свободу, если человек разменял свою свободу на рабство греху, как же тогда этот человек может свободно служить Своему Создателю? И тогда Бог приходит в мир людей, и Сам служит человеку для того, чтобы освободить его от проклятья смерти.

Наша свобода дается нам бесконечной ценою. И цена эта – сама Кровь и Плоть Самого Господа и Спасителя Христа. Господь, говоря о любви, показывает эту любовь на Кресте, говоря о служении другим, показывает это служение Своим собственным примером, говоря о верности и дружбе, Собою являет образ верности и дружбы.

И сегодняшнее воспоминание о Тайной Вечери – это наша безграничная благодарность Своему Создателю за то, что Он нам послужил; это наша с любовью принимаемая Его служба каждому из нас. Подумать только - даже Ангелы на небесах не имеют возможности причащаться Святых Таин. Подумать только - человек со своим падшим естеством может быть причастником Божественной Сути. Ведь это не просто некое символическое действо, а реальное физическое и духовное соединение с Самим Богом. Причастие – это не просто некий обряд, как кому-то может показаться, но это Таинство, которое соединяет нас с Самим Богом, Таинство, которого да этого никогда не было.

День сегодняшней Тайной Вечери – это день нашей безграничной благодарности Богу и размышление о том, с каким внутренним миром мы приходим к Божественному Причащению. И сейчас многие из нас станут причастниками Святых Христовых Таин. И прежде, чем мы приступим к Причастию, посмотрим внутрь  своего мира – что в нем является основой этого мира, к чему мы приглашаем Бога? И если мы сегодняшнее причащение именуем Вечерей, то есть трапезой, то кто или что станет сотрапезником Богу в нас самих? Посмотрим в наше сердце, как в открытый трапезный стол, – кто вокруг этого сердца собран, что мы собрали вокруг нашего сердца? Что стало нам родным – наши обиды или немощи, наши бесконечные недовольства и ропот, наши слабости, наша неискренность, наше предательство? Что стало сотрапезниками сегодня нашими?

Как и в сегодняшнем воспоминании, сотрапезниками тогда на Тайной Вечери был и Иуда Искариотский - предатель, который пришел к этой трапезе, уже положив в своем сердце мысль предать Его, ибо вся его жизнь была наполнена лишь только им самим. Размышляя о том, кто сегодня в нашем сердце становится соучастниками этого Таинства, мы еще и вместе с этим голосом и призывом Церкви призываемся к тому, чтобы очистить не только себя от своих собственных скверн, но и послужить другим чистотою.

В сегодняшний день вспоминается, как Христос омыл ноги Своим ученикам. Заметьте, Христос не Себя омывает, не спешит Свои руки или ноги сделать чистыми. Но в этот день Господь спешит омыть ноги Своим ученикам, показывая нам пример, что чистота жизни начинается не с того, что ты себя очищаешь, а с того, что ты приносишь чистоту другим.

В нашей жизни, к большой боли и сожалению, немало тех людей, которые стали скверными от нашего языка, от наших поступков, от нашего отношения. И сегодня мы должны, прежде всего, омыть ноги тем, кого сами испачкали и осквернили своим отношением, своей нечестностью, своей слабостью, данным словом и нарушенным этим словом. Мы сегодня должны, прежде всего, поспешить очистить сердца и умыть тех людей, кого соблазнили своим поведением, своим отношением.

Господь сегодня призывает нас очищать не себя, а тех, кто рядом с нами. Как редко из наших уст истекает чистая вода доброго слова по отношению к тем, кого мы не видим. Как редко мы бываем теми, кто очищает других добрым, ласковым и верным словом. Чаще всего наше слово жжет и горячо ранит.

И сегодняшний день Великого Четверга – напоминание нам о том, что мы призваны служить Богу через службу тем, кто рядом с нами. Мы призваны сделать чистыми их своим словом и своим примером, своей службой и своим добрым, по-настоящему Евангельским, служением ближним. День сегодняшнего Причащения – это день суда Божия, который ходит внутрь нас.

И прежде, чем мы приступим к Божественной Чаше, поразмышляем о том, кому мы делаем сотрапезниками Самого Бога. И если увидим, что в нашем сердце живет ненависть к кому-то, как Иуду изгоним прочь от трапезы Господней. И если увидим, что в нашем сердце живет обида и непрощение к кому-то, постараемся избавиться от этого сейчас же, внутренне обратившись к Богу с просьбой оставить и простить, и самим оставить и простить. Ведь Причащение – это всегда суд. «В чем застану, - говорит Господь, - в том и судить буду».

И пусть ныне Господь каждого из нас застанет в нашем прощении другим, в любви к другим, в изменении по отношению к другим. И пусть сегодняшнее Причастие станет для нас еще и источником силы к тому, чтобы поспешить отмыть тех, кого мы осквернили своим словом, чтобы поспешить извиниться перед теми, кого мы обидели своим поступком.

Сегодня день Тайной Вечери, и пусть тайна любви Божией в каждом из нас станет смыслом нашей жизни. Пусть наша любовь к Богу станет основой и нашей великой тайной, отношением к другим людям.

 

Сегодня Господь служит нам. Примем эту службу с благодарностью и с любовью. И эту службу повторим во всей своей жизни, служа другим – тем, кого мы обидели или оклеветали, тем, с кем мы поссорились или оказались очень далеко из-за притязаний друг другу; послужим тем, которые только на пути к вере, примером доброй веры, добрым словом и добрым назиданием. Аминь.

978