10 апреля, во вторник Страстной седмицы Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Покровском храме города Пятигорска. За усердное служение Церкви Божией, и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Епископ Феофилакт вручил ряду клириков свидетельства о награждении богослужебно-иерархическими наградами. После чтения Евангелия Епископ Феофилакт обратился с проповедью к прихожанам:
"Сегодня мы слышали евангельское чтение, в котором говорится об ответственности. О том, что Господь призовет нас к ответу за дела нашей собственной жизни. Некоторым может показаться, что эта ответственность наступает после разлучения души тела, после смерти. Рассуждая так, некоторые думают: ну вот поживу, а там посмотрим, и живем так, как будто ответ не будет принадлежать нам. Мы доподлинно не знаем того, что ждет нас в вечности.
Один из угодников Божиих, просиявших в России в XX столетии, святой праведный Алексий Московский (Мечев) говорит, что там мы узнаем все и немало удивимся. Бог спрашивает тогда, когда Сам пожелает. Как говорит нам Евангелие: посмотрите "как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; (Мф. 24, 37-39). Церковь зовет всех к себе, в корабль спасения, и напоминает, что время нашего ответа перед Богом очень близко. Благополучие нашей жизни не является гарантом того, что такой благополучной наша жизнь будет всегда. Это временное благополучие. Обычно перед бурей бывает удивительная тишина, именно эта удивительная тишина и несет опасность грядущих волнений. Священное Писание повторяет нам, что человек должен быть готовым дать в любой момент отчет Богу о своей собственной жизни.
Иногда нам кажется, что мы сможем оправдаться перед Богом, ведь пред сколькими людьми нам удавалось оправдаться. Парадокс суда Божия состоит в том, что Бог во время суда у нас спрашивать ничего не будет. У нас не будет возможности что-то говорить, говорить за нас будут наши дела. В Евангелии сегодня был очень яркий образ: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. (Мф. 25, 42-45). Господь так часто является передо мной и так часто спрашивает о моей жизни, что если бы каждое явление я мог уразумевать я был бы потрясен восторгом и повержен одновременно в ужасе. Как часто Бог прикасается к моей собственной жизни, Бог каждый раз меня об этом спрашивает. Господь, сказав мне свою заповедь, смотрит, как я исполняю ее сейчас.
Не нужно ничего искать в завтрашнем дне, ибо Бог, в чем застанет нас, в том будет и судить, как и сегодняшних юродивых дев. Пять из них были мудрыми, а пять оказались юродивы, безумны. Пять из них встретили жениха, а другие пять - нет,. Если бы они действительно хотели встретить жениха, то они бы позаботились о том, чтобы у них было масло для светильников, но, видимо, им было не до того. Думать о Боге нужно не тогда, когда Он перед нами предстал, но думать нужно тогда когда мы находимся на пути к Нему. Задумываться о смерти на пороге жизни, это также безумно как задумываться о жизни на пороге смерти, это равносильное и равнозначное безумство. Задумываться о Боге нужно тогда, когда я еще имею жизнь.
Время Великого поста, уже уходящее от нас, оставляет нам определенного рода навыки: молитвы, воздержания. Дай Бог, чтобы мы этими навыками не только пользовались, но и жили ими, и сегодняшнее Евангелие нам прямо говорит, что в чем застанет нас Господь, в том и будет судить. В каком состоянии застанет нас Господь, в таком состоянии и будет спрашивать нас. А отвечать за нас будут наши дела, которые являются свидетелями нашей веры и нашей подлинной жизни. Дай Господи, чтобы оставшиеся дни страстной седмицы были временем искренней молитвы и серьезным размышлением о своей собственной жизни".