О возвращении блудного сына

28.02.2016
Просмотры: 1507

 Соблазнившись, человек, оставив дом отца, лишившись помощи благодатной Божией, извратив свою свободу, расточает свое имение – все, что Бог дает ему. Очень быстро силы ума, силы сердца, силы души как будто бы приходят в такое истощение, что человек иной раз говорит: "Тяжко мне. Как же мне тяжело. Ничего во мне не утешает, и ничто не радует больше меня". И человек, желая найти утешение вне дома Божия, грех умножает ко греху. Все, что не освящено именем Божиим, не может быть нам утешением, потому что все это губит наши данные от Бога силы и не дает им никакой свободы.

Человек сам приводит себя в такое положение, что уже готов пасти свиней и даже есть их корм, но никто не дает ему. Святитель Игнатий говорит: свиньи, которые поселяются в душе человека – это страсти, которые начинают жить в нашем сердце и в нашей душе, когда мы лишаемся жизни по правде Божией: на кого-то обиделись, осерчали, с кем-то поссорились, кого-то, искушая, обманули, сами подвергли себя страшному греху и осквернению плотского греха. Все это становится стадом свиным в нашей жизни, и бывает так, что человек, не помышляя о своем Небесном Отце, думает, что, прокормив этих свиней, он тем самым и прокормит себя, и сохранит свою жизнь.

Но если кормить это животное, оно становится только тучнее и требует все больше. Так и любая страсть, которая поселяется в нашем сердце: если ты начинаешь кормить ее усладой мысли, поступками, если говоришь себе "ну еще один раз, и все, пусть это будет в последний раз, больше этого не сделаю", с каждым последним разом, которым ты вновь и вновь кормишь свои страсти, они становятся только сильнее, с каждым разом требуя все большего и большего пропитания всех сил твоей жизни.

Блажен тот человек, говорит святитель Игнатий, кто вспомнит о Небесном Отце. В таком состоянии человека павшего и греховного, в таком состоянии человека, лишенного небесного дома, этот человек впадает в страшное уныние, бесконечной боли и скорби и даже покушается на собственную жизнь. Блажен, кто вспомнит об Отце.

Этот человек, блудный сын, вспомнил об отце в самом крайнем положении своей жизни, когда ему даже не дали насытить себя свиным кормом. Он пришел в себя в таком положении жизни, за которым уже дыхание вечного ада, смерть. Вокруг него не было ни одного любящего взгляда - презрение, ненависть, насмешки. И он все заслужил это, потому что все силы своей жизни растратил не в доме своего отца, растратил как протест против Бога – я сам. Без Бога не до порога – говорят у нас в русском народе.

Первый шаг к покаянию, – это осознание своей греховности, осознание не того, что греховны все, а осознание того, что согрешил я. Осознание того, что ты находишься среди свиной жизни. Второй шаг к покаянию, – это желание исправления, это желание изменить свою жизнь. Говорит себе этот сын: "Вернусь к отцу моему. Пусть не примет меня как сына, но буду хотя бы как раб, ибо и рабы у него едят хлеб". Покаяться, значит, встать, изменить свою собственную жизнь и начать ее менять шаг за шагом в тех страстях и тех навыках греховной жизни, которые так прилепились к тебе, шаг за шагом начинать менять себя.

Наконец, еще один шаг к покаянию – это мысль, которая должна утешать каждого из нас, – мысль о любящем Отце. Господь любит каждого Своего сына и дочь, и каждый, из созданных Им, дорог для Него, как бесценное сокровище, как бесценное создание. Любовь Божия не ограничивается и не останавливается перед нашим человеческим несовершенством, перед нашей греховной жизнью. Любовь Божия всегда переступает любую пропасть человеческой жизни - только поверь в эту любовь, начни идти к ней.

Отец встретил кающегося своего сына, и, услышав слова покаяния, приказывает своим слугам подать белую одежду. Святитель Игнатий говорит: так же Господь встречает кающегося человека. Только ты сделал шаг к покаянию, Господь уже посылает к тебе Своих Ангелов. Только ты вознамерился восстать против греха, Господь уже спешит к тебе с белыми одеждами твоей новой жизни, Он уже подает тебе Свою Божественную благодать, Свою силу, которая переступает любые человеческие пропасти. Ты только сделай шаг навстречу к Богу, и Он перед тобой загладит самые глубокие пропасти, самые страшные дороги исправит – только повернись к Нему.

И подает ему, – говорит притча, – перстень и обувь: делает его сыном, наследником Своего Царства, запечатлевает его через Свои Божественные Тайны, вводит во Святая Святых, в свой дом, и через Божественные Тайны, через трапезу, которую делает для Своего вернувшегося сына, восстанавливает в нем свободу, подлинную свободу: без греха, без зависимости, без пороков, без страхов, без ненависти, без отчаяния – свободу во Христе. 

Милосердие Божие безгранично. Но это милосердие безгранично только для кающегося грешника. Для человека, не имеющего покаяния, для человека отчаявшегося, для человека, который укоренился в своем грехе – эта безграничная любовь Божия остается как бы недоступной – не потому, что Бог бессилен, а потому что человек силен отвергнуть Бога.

В этой притче мы видим радость отца. "Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. XV:7). Мы видим, как Господь радуется человеку, стремящемуся к исправлению своей жизни, и помогает ему вернуться из страны далече в Свой дом.

Из этой притчи вынесем для себя несколько важных уроков. Во-первых, будем помнить, что покаяние начинается с осознания того, в каком состоянии ты находишься: в горячей мысли упования на Бога и в следовании в Его дом. Только в Своем доме Бог прощает, здесь в храме, в Своем доме Он делает для тебя пир, без этого дома можно думать о любви Божией, но никогда не вкусить ее. Здесь Он подает Божественную трапезу и еще сегодняшнее Евангелие призывает нас к радости о едином кающемся грешнике, призывает нас вместе с Отцом ожидать покаяние человека, укоренившегося в грехе. 

Пусть время Великого поста будет временем суда над нами самими и временем поддержки, любви, сострадания, проповеди, призыва к покаянию к тем, кто укоренился в грехе. Не судом Божиим будем их наставлять, а милосердием Божиим будем привлекать их к покаянию. Не биением будем исправлять их жизнь, а любовью, рукой протянутой будем показывать им дорогу к Богу. Исправляя себя в дни Великого поста, совершая подвиг покаяния, сделаем это покаяние доступным и для тех, кто рядом с нами. Покажем им любовь Божию в своей любви, покажем им прощение Господне в своем прощении, покажем им силу в силе своей дружбы и своей любви, в поддержке тем, кто стал на путь исправления, шаг за шагом приближаясь к дому Небесного Отца, где Он с радостью встретит и произнесет самые драгоценные слова: "Сын мой был потерян и нашелся, был мертв и ожил". Аминь.

из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (Лк. XV:11-32) 28 февраля 2016 за Божественной литургией в кафедральном соборном храме во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели

1507