В нальчикском филиале Краснодарского университета МВД России прошел межкафедральный круглый стол на тему: "Воспитание толерантности и профилактика экстремизма". В дискуссии участвовали представители государственных, общественных, религиозных организаций, преподаватели и студенты местных вузов.
Участников совещания приветствовал начальник вуза доктор юридических наук, профессор Заурби Шхагапсоев.
Участники отмечали, что слово "толерантность" в России не прижилось и многим режет слух. В связи с этим благочинный церквей Нальчикского округа Пятигорской и Черкесской епархии, протоиерей Валентин Бобылев напомнил, что в "Декларации принципов толерантности", принятой ЮНЕСКО в 1995, черным по белому прописано, что толерантность – это не уступка, снисхождение, или потворство, а беспристрастное соблюдение судебно-процессуальных и административных норм международного права.
"Однако, пункт 1.3 первой статьи этого документа гласит, что толерантность – понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные международными актами о правах человека, - продолжил священник. - И тут возникает целый ряд вопросов, один из которых: "Кто и по каким критериям определяет нормы взаимоотношений в обществе?".
"Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что одним из факторов ограничивающих свободу, является мораль, продолжил представитель Церкви. - Тем не менее, на практике международные правовые стандарты этот пункт игнорируют. Нас пытаются убедить, что гомосексуальные браки - альтернативная форма семейных отношений, и это всего один из множества примеров.
К сожалению, в наше время нередко происходит подмена понятий, и под словом "свобода" подразумевается вседозволенность. Дескать, человек – альфа и омега, начало и конец. Он носит в себе абсолютный критерий истины, и вправе делать все что пожелает. Как результат, в человеке раскрепощается инстинктивное начало, дающее свободу греху.
По словам апостола, свобода для греха – не есть свобода. Вседозволенность превращает человека в раба своих страстей, и в этом случае мы рискуем создать деструктивное общество. Нейтральной свободы не бывает - либо свобода от греха, либо свобода во грехе. Церковь не может принять эти два понятия, как равнозначные. Мы говорили, и всегда будем говорить, что есть - добро, и что есть - зло. Что человек не является абсолютным критерием истины. Это прерогатива Бога. Через слово Свое, он дал нам понимание добра и зла. Поэтому Церковь никогда не согласится с тем, что свобода выбора человека – это только его личное дело. Именно на этом основано наше пастырское служение, воспитание людей, и особенно молодежи. В нашем понимании, свобода неразрывно связана с ответственностью. Это ответственность перед Богом, перед совестью и другими людьми. Только такая свобода поможет людям построить мирную и справедливую жизнь. Цивилизацию духа, а не инстинкта".