О страхе смерти и чего он нас лишает

20.02.2016
Просмотры: 1753

 

Иногда о людях, которые переживали тяжелую болезнь, говорят – отстрадался, отмучился. Но это неправда. Смерть не лишает человека вечной жизни, она лишь только лишает человека жизни временной, но вечная жизнь остается достоянием человека, созданного по образу и по подобию Божиему. Вечная жизнь остается всегда нашим настоящим и вечным будущим. 

Ученики не узнали Христа, явившегося им, потому что были всецело поглощены смертью, мыслью о смерти – как будто все закончилось, как будто бы уже нет ничему продолжения. Мы не знаем, какие они решения приняли для себя. Наверное, кто-то говорил одно, а кто-то – другое. Но знаем, что они были испуганы и смущены.

Они пригласили спутника, неузнанного ими Учителя, остаться с ними на ужин. Христос остался с ними. И когда благословил хлеб и подал его им, они узнали, что перед ними Сам Господь и Спаситель Христос. И в тот момент, когда они Его увидели, Господь исчез из их физического взора. Когда наш внутренний, духовный мир перестает зреть Бога, Господь так близко подходит к нам иным образом, нам лишь стоит только открыть себя этому образу.

Апостолы говорили друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (от Луки, XXIV, 32), как же мы не почувствовали, что это Он? Сердце может гореть о Боге только когда ты живешь надеждой на Него, на источник жизни, а не страхом перед смертью и всем тем, что временно в жизни. Когда ты становишься человеком с убеждением временной жизни, и все вокруг тебя временно, и когда ты живешь только этим временным, ты согрешаешь перед бессмертным Богом, и ты Его перестаешь видеть в своей жизни. Все, что ты можешь видеть – не дальше своей руки и своего дыхания.

В сегодняшнем Евангелии Господь, как Солнце Правды, всходит на новом горизонте нашей жизни и повелевает нам, и призывает нас горячо исповедовать Его и жить надеждой на жизнь вечную, и временную жизнь, физическую жизнь переживать как не то, что неизбежно, и уж тем более как не то, с чем закончатся все наши страдания, с чем закончатся все наши человеческие чувства, а как преддверие жизни вечной. К чему себя приучим во временной жизни, то будет с нами и в вечности.

Приучим себя к вере в Бога, и в вечности эта вера будет с нами. Приучим себя к служению Ему, и в вечности все это продолжится. Приучим себя к любви, к прощению, к надежде и к добродетелям, и в вечности будем жить ими. Приучим себя к страху, и в вечности будет страх. Приучим себя к отчаянию, к маловерию и сомнению, и в вечности не будет нам утешения.

Сегодняшнее Евангелие открывает нам врата вечности, которые перед нами предстоят через нашу собственную веру. Один Бог знает, когда Он позовет нас к этим вратам. Но, вне всякого сомнения, к этим вратам подойдет каждый из нас.

Апостолы, когда познали Господа в преломлении хлеба, так же, как и мы имеем счастье познавать Господа, когда вкушаем Тело и Кровь Господню за Божественной трапезой, вновь зажгли в своем сердце, в своей душе пламенеющий огонь веры. Никогда не поздно стать другим, пока ты жив. Как и пророк говорит: кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву (Екклесиаст, IX, 4). Никогда не поздно поменять свою жизнь, пока твое сердце бьется и пока дышишь этой жизнью.

Сейчас, здесь, в вечернее время, как путешествующие во Эммаус ученики Господа, мы встречаем Христа. И Он сейчас здесь, с нами, и говорит о Себе устами Священного Писания и устами церковных песнопений. Нам лишь только стоит посмотреть в свое сердце, горит ли оно надеждой к Нему, посмотреть в свой ум, просвещен ли он Его ликом, посмотреть на свою волю, не скована ли она грехом или соблазном, страстью или пороком, чтобы двигаться ко Христу.

Христос сейчас с нами. И дай Бог, чтобы этот благословенный вечер стал для нас новым днем в собственной жизни, в готовности исправления собственной жизни через искреннее, истинное, подлинное покаяние, о котором сегодня начала петь Церковь словами молитвы: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…". Аминь.

из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангелия (от Луки, XXIV, 12-35) за вечерним богослужением 20 февраля 2016 в Ильинском храме Владикавказа

1753