О болезнях духовных и исцелении

19.02.2016
Просмотры: 1544

Но Господь повелевает нам внимательно смотреть во времена, смотреть, чтобы не отвлечься от своей цели, к которой мы движемся всю свою жизнь, чтобы видеть маяк, указывающий путь к спасению. Церковь побуждает нас размышлять о конце мира, чтобы мы всегда думали о своей собственной жизни, о ее смысле и ее ценности.

Апостолы спрашивают Христа: какой же признак окончания века? И Христос, во-первых, говорит, что, когда придет это время, многие начнут выдавать себя за правду: "Многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят" (от Марка, XIII, 6). И когда мы вспоминаем эти слова, вспоминаем не только о еретиках, которые ложно учат о Боге, но еще рассматриваем и свою собственную жизнь: кто является богом в моей жизни, кому я служу, кого я люблю и кому я поклоняюсь? Кто является каждодневным источником моей жизни в моем внутреннем богопочитании? Кому я соотношу все свои силы и все свои надежды? На кого я надеюсь – на истинного Бога, Который призывает меня к милосердию и любви, к состраданию и жертвенной жизни, Который призывает меня свято и чисто хранить веру, или моим божком становятся страхи и пороки, страхи и ошибки, которые овладевают все моей жизнью, мало-помалу внушая мне мысль о том, что живу один раз, и этот единственный раз нужно использовать как шанс, но не дойти до грани жизни вечной, а как будто бы остаться в жизни временной. Чье имя я призываю чаще всего в своей жизни? Кого я люблю и кого я боюсь? Могу ли я вслед за пророком Давидом повторить его слова "В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге" (Псалтырь, LXI, 8)? Или эти слова повторяю только тогда, когда те, кому кланяюсь, уже не слышат?

В сегодняшнем Евангелии Господь говорит, что наступит время войн и опасности, когда народ будет нападать на народ, когда вся наша человеческая жизнь превратится в сплошное противостояние против другого человека. Кто сегодня является моим врагом – грех, который живет во мне и который делает меня рабом. Или сегодня моим врагом продолжают все еще оставаться люди, и таких людей становится все больше и больше, против которых я поднимаю свою войну и тем самым приближаю свой собственный конец жизни. Воюю ли я со своими страстями и внутренними страхами, преодолеваю ли я свою нечистоту жизнью полной подвига, очищающего человека от всякого греха? Кто является сегодня противником в моей жизни - те, которые говорят, или тот, который делает, сам я?

Когда размышляешь над этим евангельским словом, понимаешь, что восставшие народы или восставшие люди против меня – это в большей степени те, кого я сам именую своим недругом, живя собственными страхами и страстями, человеконенавистничеством и многим, что во мне питает корень ненависти к другому человеку. Как быстро мы можем возненавидеть другого человека, и как нескоро мы можем в другом человеке увидеть образ Божий!

Одно дело, когда поднимают руку на нашу веру, на наши традиции, на наш дом и на нашу землю, – так действует враг. Но другое дело, когда я сам перед собою ставлю врагов, которых ненавижу не оттого, что они преследуют мою веру и ненавидят мою жизнь и мою родину, но потому, что в них я, прежде всего, вижу противников себе самому, а иногда и обличителей. Это уже не против меня восстают, но я сам восстаю против других людей, сам становлюсь им врагом.

Когда Спаситель об этом говорил Своим ученикам, Он сказал об этом как о болезни – "это начало болезни". Сказав это, побуждает нас к мысли, что, хотя и приходит в нашу жизнь болезнь, и мы становимся болезненны, нужно стремиться к врачу. Если поражает мою жизнь ненависть к другому человеку, если начинаю жить жизнью идолопоклонника, поклоняющегося не Богу истинному, вечному, но временным, ложным божкам, которые становятся для меня источником моего ложного вдохновения и ложного счастья – когда все эти болезни приходят в мою жизнь, нужно жаждать врача и искать врача. И этот врач – Сам Бог. Никакая человеческая сила не может изменить мою свободу, если только я ее не отдам в руки Божии. Тогда моя свобода меняется ко благу, становится освященной Его волей, ведущей мою собственную душу в вечную жизнь.

Говоря о болезни, Господь приходит Сам в наш мир как Врач, не запугивая нас болезнями, не говоря, что это грань, за которой нет жизни, но, напротив, чтобы: "всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную", потому что Господь есть: путь, истина и жизнь. Он дает нам утешение как Врач, Который приходит не для того, чтобы разделить нас от жизни, а для того, чтобы, напротив, сохранить в нашей разделенной грехом жизни саму жизнь.

Сегодняшнее Евангелие призывает нас искать Врача в Его лечебнице. Имя этой лечебнице – Церковь Христова. И всякий, кто пытается найти себе исцеление вне этой Церкви, никогда не найдет его, ибо врач, дающий полное исцеление и освобождение от грехов – истинный Бог и Спаситель Христос. И всякий, кто не видит в Церкви лечебницу свою, но рассматривает ее иначе, никогда не получит для себя никакой пользы, напротив – может лишить себя спасительного врачества и надежного лекарства.

Сегодняшнее Евангелие собирает нас, как апостолов вокруг Христа, чтобы нам не бояться и не терять свое единство. Будем едины в Господе и Спасителе Христе, спасаясь в Святой Церкви Христовой. Не будем поддаваться соблазнам и лжеучениям, но твердо стоять в истине, которую оставили нам наши предки, стоять в традициях, которые они положили нам как путь, ведущий в жизнь вечную. Найдем надежного Врача и с любовью примем Его лекарство каким бы оно ни было – горьким или сладким – и скажем сегодня нашему Небесному Врачу: слава Тебе, Господи, давшему мне исцеление.

из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Марка, XIII, 1-8) за Божественной литургией в Никольском соборе Черкесска 19 февраля 2016

1544