Читаем Евангелие. Пророчества

28.01.2016
Просмотры: 4407

 

Еще одну параллель можно провести, вспомнив римского историка Тацита. Может быть, не всем известно, что его творения дошли до потомков в виде единственной рукописи. Итак, четыре тысячи манускриптов с евангельскими свидетельствами и только один, благодаря которому мы знаем о Таците. Тем не менее, если следовать логике нашей псевдоисторической науки, получалось, что Тацит — это несомненно существовавшая историческая личность, а Иисус Христос — миф и легенда.

Никто не сомневается ни в реальности историка Тацита, ни в аутентичности его “Анналов”. Так какие же основания могут быть для того, чтобы ставить под сомнение подлинность Евангелий? Таких оснований нет. Единственной причиной сомнений в историческом существовании Спасителя и подлинности евангельских повествований остается признать априорную идеологическую установку, требующую от людей, называющих себя атеистами, антихристианских приношений на алтарь безверия.

Вернемся к вопросу, сформулированному нами в конце предыдущей публикации: "зачем понадобилось рождение Предтечи?"

Тысячелетняя практика истолкования Священного Писания учит нас отвечать на вопросы, возникающие по поводу Библейских откровений, текстами, взятыми из того же источника, то есть из Библии.

В третьей главе книги пророка Малахии, которая была написана около V столетия до Рождества Христова, мы читаем: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете…" (Мал. 3: 1).

Такой текст в Священном Писании называется — пророчество. Давайте вспомним, что пророчество — это момент общения Бога с человеком (пророком), а также то послание, которое пророк должен передать человечеству.

Текст этого же пророчества приводится и в Новом Завете. В XI главе Евангелия от Матфея читаем: "се, Я посылаю Ангела Моего перед лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою" (Мф. 11: 10). Эти слова произносит Господь Иисус, говоря о личности Иоанна Крестителя.

В Евангелии от Марка мы снова встречаем эти слова, и снова они произнесены об Иоанне: "Вот, Я посылаю Ангела Моего перед лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою" (Мк. 1: 2).

Вернемся к тексту, который мы рассматриваем. Это рассказ, содержащийся в Евангелии от Луки и повествующий нам о рождении Иоанна Крестителя.

Захария, отец будущего пророка говорит о нем: "И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их…" (Лк. 1: 76-77).

Опираясь на вышеизложенное, мы не можем не признать, что ответ на вопрос: "зачем понадобилось рождение Предтечи?" нами найден в полной мере. На чем особенно хотелось бы остановить внимание уважаемых читателей, что этот ответ мы не придумали, не нашли в сочинениях какого-либо автора, а извлекли из Божественного Откровения, содержащегося в Священном Писании.

Задержим немного свое внимание на этом немаловажном факте и соотнесем его с нашей обыденной повседневностью. Припоминая слова известных куплетов, о том, что люди устроены исполненными желания узнать, что будет, нельзя не удивляться легкости той веры, с которой каждый день миллионы людей слушают всевозможные предсказания, путая их грубую ничтожность с Божественным Откровением.

Мы, безусловно, верим в то, что звезды предсказывают нам финансовую неудачу, или предупреждают о необходимости поберечь свое здоровье, или обещают полный успех во всем. Хуже становится, когда человек обращается к "профессиональному" предсказателю. Отсюда его уже просто так не выпустят, открывая по большому секрету, страшные тайны порчи и сглаза. Надо ли говорить, что эти тайны стоят немалых денег.

Очень хотелось бы, чтобы наши уважаемые читатели еще раз внимательно просмотрели тексты, сообщающие нам Божественное Откровение. И, просмотрев, навсегда уяснили для себя, что Пророчество никакого отношения к астрологическим прогнозам не имеет.

Продолжая рассмотрение текста о рождении Иоанна Крестителя, хотелось бы остановится на тех кратких строках, которые дают нам, при внимательном прочтении, некоторые понятия о жизни израильтян до Рождества Христова, а также на их морально-нравственные установления.

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: "так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми" (Лк. 1: 24-25).

Нельзя не признать, что поведение Елизаветы, с точки зрения современного читателя, весьма необычно. Женщина, так мечтавшая о рождении ребенка, скрывает факт беременности от окружающих. Что же происходит? Для ответа на этот вопрос нам необходимо вспомнить о некоторых убеждениях, существовавших в иудейском обществе в рассматриваемое нами время.

Обилие детей и потомство считалось у иудеев внешним выражением особенного благословения Божия праведным людям, и наоборот, бездетность служила знаком немилости Божией к грешным людям. Давайте снова обратимся к Священному Писанию, чтобы понять, откуда взялась эта уверенность у древних евреев. В книге Второзаконие читаем: "Если ты, когда перейдете за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам, будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего…" — далее в тексте следует перечень благословений и благодеяний Божиих. Читаем дальше: "Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя". Далее следуют проклятия, одно из которых звучит так: "Проклят будет плод чрева твоего…" (Втор. 28: 1-2; 15; 18).

Следовательно, к праведным Захарии и Елисавете окружающие относились как к грешникам, нарушившим Заповеди Божии. Потому и таится Елисавета, говоря: "так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми" (Лк. 1: 25). Не хотела она вызвать насмешки и кривотолки, пока ясные признаки беременности не лишили бы всякого другого возможности поносить ее за бездетность. Нам не следует забывать и еще об одном мнении, существовавшем в еврейской среде: иудеи считали, что прервавшийся род не сможет принимать участия в царстве Мессии, когда на Земле это царство настанет. На основании этого убеждения логично сделать вывод о своеобразной отверженности бездетных родителей в обществе. Мало того, что у них нет детей, так они еще и в Царство Божие не попадут. Стоит ли тратить время, общаясь с обреченным? Это, конечно, довольно жестокая позиция, но говоря о несправедливости общественного мнения, читатели Евангелия призваны задуматься не столько о предвзятости в отношениях тех древних людей, сколько о своих поступках, которые очень часто, к сожалению, столь же близки к заповеди о любви к ближнему, сколь справедливым было осуждение праведных Захарии и Елисаветы.

Наша следующая публикация будет посвящена наречению имени Крестителю Господа, а также значению имени в разные исторические периоды человеческой культуры.

протоиерей Евгений Субтельный

4407