За 25 постсоветских лет мы пережили поистине драматичные события, и нашего запаса прочности хватило для сохранения культуры диалога

26.01.2016
Просмотры: 1595

 

Сегодня, строя российскую гражданскую нацию, стоило бы учитывать ошибки XX века, и отказаться от представления о самоидентификации людей, как об угрозе.

Другое дело, что необходим поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования. Эта задача представляется важнейшей государственной и социально-политической задачей для России сегодня. И в этом смысле Кавказ может служить примером для других регионов страны.

За 25 постсоветских лет мы пережили поистине драматичные события, включая боевые действия, которые, надо признать, оставили свою зарубку в памяти всех народов, населяющих Кавказа. И тем не менее, нашего запаса прочности хватило для сохранения культуры диалога.

Но в современном обществе мы не можем рассчитывать на самовоспроизведение этой культуры через семейные и родовые традиции, потому что и на Кавказе, при особой крепости семейно-родовых связей, они разрушаются, как и везде в мире.

Поэтому мы с надеждой смотрим на школу, как профильный институт социализации. Человек не рождается богатым в нравственном и моральном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды.

Опыт преподавания основ религиозных культур и светской этики в регионах Северного Кавказа показывает, что изучение конфессиональных культур (для нашего региона — Православия и ислама) хотя бы в рамках одного учебного года уже оказывает положительное влияние на подростков, хотя и не изменяет их коренным образом. В то же время изучение таких модулей, как "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики" в лучшем случае служат источником дополнительных знаний.

При этом изучение традиционных религиозных культур в школе не влечет за собой каких-либо конфликтных ситуаций. Да и не может к ним привести, поскольку за пределами школы подростки знают, кто из них принадлежит к какой конфессии, к какому этносу. И это знание помогает в формировании навыков реального взаимоуважения. Если школьник-мусульманин держит уразу, а православный сверстник соблюдает Великий или Успенский пост, каждый из них видит в другом человека, способного соблюдать правила.

В завершение хотел бы напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им во время посещения Северного Кавказа в 2013 году: "Посмотрите: горцы всегда уважали казаков. А ведь все казаки верили в Бога, ходили в храм, старались жить по заповедям Божиим. Значит, не было никакого религиозного противостояния с казаками. Да, у них другая вера, но они-то держатся этой веры, хранят верность семье, придерживаются нравственных основ, — и у горцев было уважение к казакам. То же самое было и у казаков по отношению к горцам. Да, горцы — мусульмане. Но у них семьи, у них крепкая духовная основа, они верят в Бога. А значит, что оставалось? Оставалось уважать друг друга. Жизнь-то была общей, ценности были общими, поэтому было уважение, была готовность работать вместе, когда это необходимо. Так казачество жило вместе с горцами, и когда наступала необходимость постоять за Отечество, и те и другие вставали под ружье и шли защищать свою страну".

Из выступления архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта на IV Рождественских парламентских встречах 26 января 2016 в Совете Федерации

1595