АРХИПАСТЫРЬ

АРХИПАСТЫРЬ (277)

Понедельник, 11 Июль 2016 09:43

Об общей молитве

Автор

"Ничто так не объединяет людей, как общая вера, как общая молитва. А основой этой веры, несомненно, становится любовь к своим ближним, любовь к своей земле, на которой мы живем. И сегодняшняя наша молитва прежде всего о нашем доме, о родной республике; о нашем доме, который Господь сотворил в удивительном, красивейшем и живописном месте нашей великой страны, и здесь дал нам жить рядом с нашими друзьями, с братьями и сестрами".

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, господа казаки! Я с особой радостью всех вас приветствую здесь сегодня в нашем благословенном граде Карачаевске, в нашей любимой республике за богослужением, которое мы совершаем.

Ничто так не объединяет людей, как общая вера, как общая молитва. А основой этой веры, несомненно, становится любовь к своим ближним, любовь к своей земле, на которой мы живем. И сегодняшняя наша молитва прежде всего о нашем доме, о родной республике; о нашем доме, который Господь сотворил в удивительном, красивейшем и живописном месте нашей великой страны, и здесь дал нам жить рядом с нашими друзьями, с братьями и сестрами. Здесь живут люди разных национальностей и разных религиозных традиций, но и одни, и другие всегда друг друга называют «брат» и «сестра». И эти слова понятны для тех, кто живет рядом с нами, и эти слова всегда мы произносим тогда, когда говорим о своих соседях. Пожалуй, этим особенно отличается наш дом, наша республика, от многих других уголков великой России. Здесь слова «брат» и «сестра» звучат постоянно, как утверждение и убеждение нашего единого дома.

Я хотел бы порадоваться тому, что здесь, в нашем доме, мы имеем счастливую возможность молиться в своих храмах. И, слава Богу, об этом мы сегодня не только слышали свидетельство, но и сами можем свидетельствовать. Продолжается строительство новых храмов, закладываются новые храмы. Это происходит ни от чьей-то воли административной, ни от чьего-то желания – одного или двух человек. Это происходит от жажды людей. Это ответ на ту жажду, которую испытываем мы, живущие в нашем доме. Потому что для наших детей очень важно, чтобы они продолжали нашу традицию. И мы для них должны оставить эту традицию такой, которая могла бы продолжать сохранять, соединять и поддерживать наш мир здесь, в доме. Для этого в том числе и ставятся храмы Божии.

Наша республика еще отличается и тем, что является хранительницей одних из самых древнейших храмов на территории нашей страны. Действующий Ильинский храм в Архызском городище – самый древний храм России, где совершаются каждый воскресный день, все праздники Божественные службы. Не случайно, а с точки зрения исторической справедливости, мы называем наш Кавказ еще и «Кавказской купелью» России. Потому что из этой купели вышли многие и многие современные народы Северного Кавказа, а их родоначальники положили этому основу. Именно это и является для нас правдой, когда мы называем друг друга «брат» и «сестра».

Я радуюсь тому, что сегодня имею возможность глаза в глаза говорить с каждым из вас. И вместе с тем мы вместе сегодня, совершая наше приношение, молим Господа о том, чтобы это единство никогда не было бы распугано, никогда не было бы нарушено или никогда не было бы осквернено. А для того чтобы было так, нам самим необходимо хранить его всеми силами своей души.

Евангелие прямо призывает нас молиться друг за друга. И наша первая молитва друг о друге, молитва о своем доме является твердым основанием для прочного и надежного Богом данного мира. Люди верующие всегда найдут, о чем вместе молиться, и всегда найдут, чего вместе желать и вместе созидать. И в этом смысле наша община здесь, в городе Карачаевске, – это, можно сказать, самое надежное собрание жителей нашего города, которые всегда готовы трудиться на благо своего города и своей республики, на благо и процветание своей родной земли.

И я радуюсь тому, что просьба общины о возможности и необходимости строительства храма, которое продиктовано нынешними стесненными условиями – и расположением здесь храма, и большой общиной, находит отклик у руководства нашей республики, у руководства города. Об этом я сказал Святейшему Патриарху, когда он посещал нашу республику. Я рассказал ему о нашем городе Карачаевске – он хорошо знает о нашей республике, – рассказал о том, как здесь мы живем и, самое главное, что все мы вместе хотели бы, чтобы здесь появился храм. Потому что Карачаевск еще и становится местом, через которое едут в наши уникальные места получить оздоровление – и физическое, и духовное – многие-многие гости со всей России, да и из-за рубежа. И многие из приезжающих гостей исповедуют веру Христову, и им хотелось бы иметь возможность помолиться в храме.

Об этом я рассказал Святейшему Патриарху. Я рассказал ему о готовности в поддержке со стороны руководства республики, руководства города – во время, когда это будет возможно – решить этот вопрос и выделить земельный участок, а дальше мы всем миром возьмемся за строительство храма. И Святейший Патриарх дал свое благословение на это доброе дело. И я просил Святейшего Отца освятить первый закладной камень, который будет, как семя драгоценное, положен в нашу Карачаевскую землю для будущего храма. Святейший Патриарх исполнил и эту просьбу и дал свое благословение, начертанное теперь уже на камне; освятил этот закладной камень, который сегодня мы привозим сюда, в Карачаевск, и будем трудиться ради того, чтобы этот камень оказался на месте будущего храма.

И я хотел бы сегодня представить этот освященный Святейшим Патриархом камень для будущего храма и озвучить текст, который начертан на этом граните: «Во славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, архиепископе Пятигорском и Черкесском Феофилакте, главе Карачаево-Черкесии Рашиде Темрезове установлен сей закладной камень на месте строительства храма Святаго великомученика и целителя Пантелеимона града Карачаевск. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в лето 2016 от Рождества Христова, месяца мая, в пятнадцатый день». В этот день Святейший Патриарх освятил этот закладной камень.

И я очень верю и надеюсь, что вокруг Церкви Божией мы по-настоящему объединимся, желая не только воссоздать храм, но, самое главное, желая сохранить нашу национальную культуру. Потому что и христианская культура, как и иные культуры, для нашей республики является коренной, как и многие-многие народы, живущие в нашей республике, тоже являются коренными. И я очень надеюсь, что мы, объединившись, сможем поддержать наши национальные традиции, нашу национальную культуру. И честно скажу – у меня нет и грамма сомнения, что это осуществится. Зная, как держит глава республики свое слово, как он поддерживает верующих людей – и православных, и мусульман, - как он поддерживает людей разных национальностей; зная, как он любит свою родину, свою республику, не сомневаюсь, что и здесь будет совершено дело Божие.

Поздравляю вас с сегодняшним праздником! И поздравляю вас с этим благословением, которое передает нам Святейший Патриарх как свою надежду и как свое поручение. И я верю, что эту надежду мы с полнотою сил исполним. Господь да поможет нам в этом. С праздником всех вас поздравляю!

Понедельник, 11 Июль 2016 09:34

О примере Петра и Февронии

Автор

"Однажды, кажется, Тертуллиан  сказал, что союз истинный – это союз трех: когда двое идут в одном направлении к третьему, к Богу. И пример святых Петра и Февронии для каждого из нас – это пример союза трех: когда они вдвоем шли в одном направлении, и каждый раз поддерживали друг друга, и искали не свою правду, но правду Божию".

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас тепло и сердечно поздравляю с днём памяти святых Муромских князей Петра и Февронии, которые для нашего Отечества, для всех тех, кто принадлежит нашей Матери-Русской Православной Церкви, да и для всех жителей нашей великой России, становятся видимым образом покровителями брака, молитвенниками, заступниками и добрым примером этого брака.

Чему же мы можем поучиться и научиться у святых Петра и Февронии? Конечно, каждый из вас, здесь предстоящих, может многое сказать о том, какой должна быть семейная жизнь, и что нужно сделать для того, чтобы эта семейная жизнь была бы счастливой, и она состоялась. Более того, скажу, что многие из вас могли бы назвать самые главные цели семейной жизни. Не буду спорить ни с кем, потому что этот спор будет бесполезным – и не только потому, что являюсь монахом, но потому что у каждого человека, несомненно, есть свой собственный опыт как духовной, так и семейной жизни. А из этого опыта человек черпает то важное и главное, что для него является незыблемым основанием семейного счастья и благополучия. И каждого правда – это, пожалуй, добрая правда, если мы видим крепкую семью.

Но чему же мы можем научиться у святых Петра и Февронии? Пожалуй, самая главная грань их жития и их примера для каждого из нас – это уметь поддерживать друг друга; это уметь быть по-настоящему воплощением Евангельского слова о том, что муж отнимется от семьи, и невеста отнимется от семьи, и прилепятся друг к другу, и будут два одной плотью.

Сегодня нередко говорят о том, что очень важно сохранять и развивать личностные качества в семье каждого члена семьи. И, несомненно, это является важным и правильным, ибо Господь дал нам Свой образ и подобие, чтобы мы этот образ являли самим себе, в себе являли и свидетельствовали перед другими. Но при этом мы сегодня слышим в Священном Писании, как говорит нам апостол и евангелист Матфей, что «враги человеку домашние его». Что же это за вражда, о которой говорит апостол? Это та вражда, когда каждый, стараясь воплощать свой собственный некий идеал или, стремясь к явлению своей собственной свободы, забывает о правде Божией. Когда в семье каждый ищет свою правду, семья перестает быть. Когда все в семье ищут одну правду, семья начинает жить этой правдой. Потому и говорит апостол, что враги человеку домашние его тогда, когда каждый начинает искать свою только лишь правду и по-своему настаивать на том, что является истиной, и согрешает против истины, имя которой Христос.

Когда каждый из нас в своей жизни правдой ставит Самого Господа и Спасителя Христа и самым главным словом делает слово Божие, то тогда, несомненно, наша дружба, наша любовь, наше посвящение кому-либо будет крепким и надежным. Но если мы, лишаясь этого имени, ищем имена человеческие, они очень быстро, как ранние звезды гаснут на небосклоне, так и они гаснут в нашей жизни.

Нередко приходится слышать печальные вести о том, что разошлась семья: муж или жена оставили друг друга, дети стали наполовину сиротами. И эти вести, когда люди не смогли найти, как говорят, общий язык, очень больно ранят сердце, потому что каждый искал только своего слова, своего языка, но не искал правды Божией. Однажды, кажется, Тертуллиан сказал, что союз истинный – это союз трех: когда двое идут в одном направлении к третьему, к Богу. И пример святых Петра и Февронии для каждого из нас – это пример союза трех: когда они вдвоем шли в одном направлении, и каждый раз поддерживали друг друга, и искали не свою правду, но правду Божию.

Из жития мы знаем, как и Петр до брака с Февронией, хотя и давал обещание ей своей верности и брака, но преступал это обещание; как он, преступая обещание, подвергал свою жизнь болезням и опасностям, и как Феврония никогда не отвергала его, но принимала не потому, что жаждала княжеского брака, а потому что жаждала правды Божией и знала, что и он для нее становится воплощением евангельского слова о любви, о сострадании, о преданности, о терпении, о надежности, о дружбе, о всем, что говорит нам Христос, когда говорит нам – вы Мои все. Быть Его – и было устремлением и Петра, и Февронии. И через это желание быть с Богом они преодолели многое в своей жизни и явили нам в своей собственной, уже княжеской, жизни, в браке пример верности и любви к друг другу, к Богу.

Сегодняшний праздник – это день нашей горячей молитвы о наших семьях, о семьях уже состоявшихся, о наших родных и близких. Мы просим Господа, чтобы Милосердный Господь по молитвам святых благоверных князей сохранил, укрепил семьи наших родных, тех, кто так дорог нашему сердцу. Сегодняшний день – это молитвы и о тех, кто сегодня в своей семье испытывает горькие испытания. И когда мы придем, чтобы утешать своего друга или утешать свою подругу, не будем спешить говорить им – «да ты брось…», «да ты оставь…», «вот она, правда, у тебя…». Но скажем им о другой правде – о правде Христовой, Который говорит: что Бог сочетал, того человек да не разлучает; вы теперь – одна плоть. Не вы друг другу были даны, но Бог вас дал друг другу. И если вы потеряете друг друга, то вы откажетесь от дара Божия, а пренебрегать даром Божиим – то же, что оставлять себя вне Бога.

И когда мы придем в семьи, где, повторюсь, испытывают сейчас тяжелые проблемы семейной жизни, семейных отношений, поддержим их правдой не людей – муж прав, жена права, мама права или отец прав, – но поддержим их правдой Евангельской. И помогать им начнем не с того, что кого-то обвиним во всех грехах, а с того, что скажем: «А давай-ка вместе помолимся! А давай-ка вместе обратимся к Богу!». «И давай-ка будем это делать всегда вместе и просить у Господа вразумления твоей жене или твоему мужу, – скажем мы своему другу или своей подруге, – и будем просить у Господа сил вашему браку, который Господь вам дал как Свой дар, чтобы не потерять этот дар».

И, кончено, в этот день мы еще размышляем о наших детях, которым еще предстоит сделать свой выбор, которым еще предстоит свою жизнь связать через любовь и дружбу с другим человеком. Мы, конечно, переживаем о наших детях и молимся, каждый из нас, чтобы их брак, их семья были бы счастливыми, если они изберут для себя семейную жизнь. Но не только нужно желать им счастья. Эту радость семьи нужно показывать. Дети всегда учатся не тому, что говорят, а тому, что показывают. И чтобы наши дети были счастливы, мы должны показать им верную, добрую жизнь – свою собственную. Этот пример лучше всяких слов и сильнее любых окриков. Поэтому будем добрым, хорошим назидательным примером.

И, конечно, в нашей собственной жизни не всегда бывают поступки, которые можно было бы показать как поступки достойной семейной жизни. Но тогда покажем, как мы преодолеваем испытания и искушения, а если бывают и падения – как, надеясь на силу Божию, можно встать из любой грязи, омыться и очиститься. Как пророк говорит: «окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся». И вот покажем и примером своей собственной жизни, наполненной и любовью, и исправлением, и покаянием, и верностью, и надеждой, и крепкой дружбой. Покажем этот пример нашим детям как завет, чтобы они своим детям говорили: «Мои родители поступали всегда так и прожили вместе долго и счастливо. И Господь призвал их в один день». И пусть это будет не просто мотив русской сказки, пусть это будет не просто мотив какой-то красивой истории, – а собственная сила нашей жизни, когда мы живем в союзе трех: в семье муж с женой идут в одном направлении, к Богу, и тогда за ними пойдут и их дети, и их внуки, и правнуки, которых, верю, даст Господь.

Поздравляю всех вас с праздником! И вместе с вами молюсь о наших семьях, молюсь о наших детях, молюсь и о нашей большой семье – Матери-Русской Православной Церкви. С праздником всех вас!

"Когда в ребенке воспитывается страх Божий и любовь к Богу, в нем воспитывается все. Как святые отцы, толкуя Священное Писание, говорят о том, что люби Бога, и тогда ты можешь делать, что пожелаешь. Но ты никогда не сделаешь злого, ты никогда не сделаешь дурного. Потому что любовь Божия не терпит неправды, не терпит греха, не терпит порока".

Дорогие отцы, дорогой отец благочинный, отец Александр! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, господа казаки! Я всех вас поздравляю с престольным праздником – с Рождеством Пророка, Предтечи Крестителя Господня Иоанна.

Сегодняшнее событие запечатлено в истории всего человечества, запечатлено в Священном Писании, где рассказывается о том, как от бесплодной Елисаветы рождается сын. И сегодняшнее воспоминание этого чуда связано еще с одним очень важным чудом. Когда у нас рождаются дети, каждый из нас, как бы просматривая будущее своих детей, несомненно, в этом будущем нередко прежде всего ищет счастье или утешение для себя самих. Говорят, что «это будет утешением для нас родителей», говорят «это будет нашей радостью и нашей любовью». Нередко, когда мы вкладываем всю свою любовь в своих детей, то кажется вполне естественным ожидать нечто взамен.

Родители Иоанна Крестителя поступили совершенно иначе. Они не просто для себя искали некоего утешения, они, самое главное, самое дорогое, искали, чтобы их ребенок и был продолжателем чуда Божия. Он был дан им чудесно. И вместе с этим они желали бы, чтобы вся его жизнь всегда бы свидетельствовала о присутствии Божием. Они желали, чтобы их ребенок был человеком твердой веры и правильной жизни – не для того, чтобы прославить родителей, а для того, чтобы прославлять Бога, Который дал жизнь ребенку.

Когда родители вкладывают эту мысль в воспитание детей, когда они прежде всего желают воспитать в детях схожесть, узнаваемость не с самими собой, а с Тем, Кому верят – с Богом, тогда это воспитание приносит надежные плоды, тогда это воспитание бывает самым надежным. Потому что верующий сын или верующая дочь никогда не оставят своих родителей в своей любви, никогда не совершат никакого дурного, намеренного злого поступка, который осквернит весь род и принесет дурное имя фамилии этого рода.

Прежде всего, когда в ребенке воспитывается страх Божий и любовь к Богу, в нем воспитывается все. Как святые отцы, толкуя Священное Писание, говорят о том, что люби Бога, и тогда ты можешь делать, что пожелаешь. Но ты никогда не сделаешь злого, ты никогда не сделаешь дурного. Потому что любовь Божия не терпит неправды, не терпит греха, не терпит порока.

Родители Иоанна Крестителя были счастливы в день его рождества и молили Господа о том, чтобы чудо, которое Он им дал – рождение ребенка от их бесплодства, приносило бы утешение многим и многим. Так и произошло. Иоанн Креститель вырос удивительным и крепким в вере и в жизни человеком. Он сподобился свидетельствовать о Богоявлении, о пришествии в мир Христа, и крестил Его в реке Иордан. Это тот самый пророк, к которому пришел Сам Господь Спаситель, показывая, что путь человеческой жизни всегда должен быть через покаяние, через очищение и соприкосновение с верными людьми.

И сегодня и мы приходим к Иоанну Крестителю, чтобы у него прежде всего научиться мужеству верить, научиться твердости жить по этой вере, ни на йоту не отступать, ни на йоту не изменять традициям и обычаям своей собственной веры. У Иоанна Крестителя мы учимся и проповеди, которую он произносил приходящим к нему, обличая пороки в человеке. При этом он это делал не для того, чтобы самого человека оскорбить, а для того, чтобы, напротив, в нем помраченный образ Божий восстановить в силе. Он твердо стоял против греха, и кто бы ни был бы поражен им, если спрашивали у него, то он безбоязненно обличал этот грех. Он не молчал. И его немолчание заключалось в горячей молитве и в горячей проповеди покаяния. Его слышали, потому что он был примером этого покаяния и примером доброй жизни.

Будем молить святого пророка Иоанна Крестителя, чтобы его молитвами и каждому из нас быть человеком твердым в своей вере, преданным своим предкам и традициям. Будем молить его о том, чтобы жизнь наша была правдивой и честной.

И еще сегодня поздравляя с праздником, я хотел бы поприветствовать всех жителей поселка и порадоваться тому, что здесь мы впервые собираемся и совершаем богослужение. Я хочу поблагодарить администрацию поселка, руководство района, руководство нашей республики за поддержку православной традиции, которая является неотъемлемой традицией для нашей республики.

Я радуюсь, что и здесь есть община. И вот батюшка об этом сказал уже: шесть лет община здесь существует. И, слава Богу, эта община приносит утешение, эта община укрепляется и увеличивается, а самое главное, стала одной большой семьей с одной надеждой, с одним будущим, с одним настоящим. Это самое дорогое для всех нас. Я прошу поддерживать друг друга, поддерживать людей, которые живут рядом с нами. Я призываю всех вас поддерживать и воспитывать своих детей и своих близких и родных. И, конечно же, с уважением и добрым сердечным отношением относиться к людям, которые живут рядом с нами – с другой традицией, с другими религиозными убеждениями и национальным характером.

Господь назвал нас всех братьями и сестрами, создав нас и став нам Отцом, и поэтому это единство через нашего Создателя мы должны подчеркивать и своим добрым отношением к нашим соседям. А доброго соседа всегда ценят. Доброго соседа всегда любят и ни на кого не променяют. Будем добрыми соседями друг другу. И через это доброе соседство будем поддерживать и ценить друг друга.

Я вас от души поздравляю с престольным праздником. И радуюсь, что сегодня вместе с вами совершаю здесь богослужение. Поздравляю отца настоятеля и благодарю Вас за Ваши старания. Вы во многих приходах несете послушание здесь в окрестности, но и, слава Богу, эти послушания приносят свой добрый плод. Я благодарю всех тех, кто трудится здесь. Благодарю наших паломников и гостей. Благодарю хор, который сегодня пел за Божественной литургией. Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Таин!

Наш пост еще продолжается, и совсем скоро будет разговение. 12 июля – в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершится Петров пост. Попостимся эти дни и горячей молитвой, и своим воздержанием и принесем Богу наши благодарственные молитвы за все Его великие благодеяния. С праздником всех вас! И да хранит, и да благословит всех вас Господь! С праздником вас!

Четверг, 07 Июль 2016 07:44

О победе над злом

Автор

"Сегодняшний праздник Владимирской иконы Божией Матери напоминает нам еще о том, что всякое зло побеждается упованием на Бога и верой в Него. Как и святой апостол говорит: побеждая зло добром, сам не будь побежден злом. Сегодняшний праздник напоминает нам, что правда торжествует не тогда только лишь, когда трещат затворы, что правда торжествует не тогда только лишь, когда о ней говорят. Правда сильна тогда, когда этой правдой живут, когда ей молятся, когда имя этой правде Сам Бог – не наши собственные имена, а имя Божие. И как только Его имя мы прославляем в себе, правда торжествует и вокруг нас. Как только мы прославляем свои имена, правда оставляет нас".

Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю всех вас с днём памяти Владимирской иконы Божией Матери. Для истории нашего Отечества это самые драгоценные страницы, ибо они освящены образом Пречистой Богородицы, Которая заступалась за Землю Русскую. Сегодняшнее событие – воспоминание, связанное с нападением татаро-монгольских полчищ на нашу великую Россию, на Москву. Известнейшее историческое событие, которое было запечатлено словосочетанием «стояние на Угре»: когда в 1480 году русские войска выступили перед татаро-монголами и очень долго стояли там, на реке, ожидая времени, когда можно было бы идти в бой, и народ русский горячо молился Пречистой Богородице о победе.

Можно себе представить, какие чувства испытывали люди, которые стояли там, на Угре. Те, которые напали на нашу страну, смотрели глазами жажды разорения и обогащения. Они уже предчувствовали не только кровь, но и похищенное богатство в своих руках. Это были хищники, перед которыми не было людей, а была только добыча. И напротив них стояли русские войска, которые смотрели на тех, кто жаждал их смерти и расхищения, кто жаждал жизни их жен и детей, смотрели на них, как на заклятых врагов, не потому, что у них хотели что-то отнять, а потому, что они пришли с ненавистью вообще к жизни как таковой, как дару Божиему. Они пришли с ненавистью к земле нашей, к народу нашему и к вере нашей. Они смотрели на этих захватчиков, дикие племена, как на людей, глубоко пораженных грехом алчности, ненависти, кровожадного насыщения. И они вместе со своими родными и близкими молились о своей земле – да не будет никогда на ней царствовать зло, и сколько даст силы Господь, будет противостоять этому злу.

Можно представить себе, какие мысли посещали в это время людей, там находящихся – тех, что жаждали наживы, и тех, что боялись за своих детей, за свое будущее своей Русской земли. Первые ненавидели, а вторые верили. Первые проклинали, а вторые молились. Первые, ослепленные алчностью, бесновались. А вторые, воодушевляемые любовью к своей земле и любовью к своим родным и близким, укреплялись в духе бодрости и готовности даже сложить свою жизнь ради своей веры, своей земли и своих родных.

Тогда произошло удивительное событие. Для удобного оборонения, для того, чтобы с большей вероятностью можно было бы преодолеть врага, русские переходят берег Угры, отступают назад. Напавшие враги подумали, что русские задумали некий маневр и начинают также отступать назад. Но если русским назад уже некуда было идти, и за их спиной звоном церковных колоколов и молитвами в храмах вся Россия просила их до конца стоять за свою землю, то враг, начав отступать, вдруг был объят непонятным страхом, который гнал их все дальше и дальше.

Сама Богородица тогда прошла сквозь эту линию фронта, разделив доброе от злого, сохранив верных и повергнув неверных в бегство. Господь отдал врагов в руки тех, кто жил в их душах – демонов и нечистых духов. И они, взбесновавшись, испуганные и растерянные, как будто увидели некое страшное видение, бежали прочь, не зная, что Сам Господь гонит их, как гадаринских свиней с крутизны, чтобы избавить землю от всякой нечистоты.

Так Богородица заступилась за нашу землю, за народ наш. В то же время и было установлено празднование Владимирской иконе Божией Матери, перед которой молились горячо русские люди – все москвичи и те, кто знали о тяжком испытании, постигшем землю нашу. Молились перед Пречистой Богоматерью и после этой победы, воздали Ей свою благодарность.

Сегодняшний праздник Владимирской иконы Божией Матери напоминает нам еще о том, что всякое зло побеждается упованием на Бога и верой в Него. Как и святой апостол говорит: побеждая зло добром, сам не будь побежден злом. Сегодняшний праздник напоминает нам, что правда торжествует не тогда только лишь, когда трещат затворы, что правда торжествует не тогда только лишь, когда о ней говорят. Правда сильна тогда, когда этой правдой живут, когда ей молятся, когда имя этой правде Сам Бог – не наши собственные имена, а имя Божие. И как только Его имя мы прославляем в себе, правда торжествует и вокруг нас. Как только мы прославляем свои имена, правда оставляет нас.

Те кровожадные захватчики прославляли имена свои. Каждый из них хвалился и хвастался, сколько он унесет и заберет, сколько он лишит жизней народа русского. Каждый из них хвастался своим именем, как он ненавидит эту землю, и как он принесет на нее свое разорение. И Бог отверг этих людей. А наши доблестные, добрые воины не хвастались своими победами и не хвастались своими трофеями, и не хвастались своею доблестью. Но по слову святого пророка, упование возложили на Бога. И Господь не оставил их. По слову Евангелия, правду возложили на суд Божий, и этой правде горячо молились, с трепетом и надеждою, с готовностью защищать ее до последней капли своей крови. И имя этой правде был и есть Сам Бог. И видите, как победили – без выстрелов и крови, как победили – без кровопролитного сражения и варварского разорения. Господь с теми, кто с Ним.

И сегодняшний день торжества напоминает нам об этом с вами. Напоминает нам о том, как надобно противостоять всякому злу. Как говорит святой пророк, «не надейтеся на князей, на сынов человеческих, в них нет спасения». Мы же Господа Бога призовем и живы будем. В этот день, когда мы размышляем об истории нашего отечества, будем горячо молить Господа и уповать на Его милосердие. Будем следовать Его слову и жить Его заповедями. Будем горячо сохранять свою веру в делах своей жизни, и тогда зло никогда не приступит к нам и не возьмет в плен наш ум, и не разорит наше сердце. Будем жить евангельским словом, сохраняя заповеди Господни, прислушиваясь к голосу Матери-Церкви, и тогда враг никогда не одолеет нас.

Молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, Покровительницы нашей Русской земли, да сохранит Милосердный Господь нас в вере наших отцов и предков, святой православной вере. Да сохранит нас Господь вне всякого плена страстей и пороков. Да сохранит Господь наше сердце и наш ум от пленения дьявольского. Да будем мы Ему верны в своей жизни, и да будет Он нам верен в Своем обещании – где Я, там и вы будете со Мною. Аминь.

Вторник, 05 Июль 2016 08:03

Об ответе на Божий призыв

Автор

"Бывает, наш неправильный отзыв на призыв Божий заключается как раз в том, что мы видим дороги для всех других, но не видим собственной дороги. Мы нередко можем любому другому сказать, что ему нужно делать и как жить, мы можем показать ему путь – «вот так и так делай», но своей собственной дороги мы часто не видим. А отсюда, спотыкаясь, в своей собственной дороге разбиваемся в кровь. И тогда начинаем говорить: «Да мы никому ничего плохого не делали…». Но сами все в грязи, в пыли и в крови. А все оттого, что не видели собственной дороги".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Я всех вас поздравляю с престольным днём и с воскресным днём. О престольном торжестве мы еще сегодня с вами поразмышляем. А сейчас мне бы хотелось поразмышлять над Священным Евангелием, которое мы только что с вами слышали. Слово Божие – это всегда ответ на наши вопросы, это всегда некое поручение, которое Господь дает нам посредством Своего слова. Еще, говоря более просто, слово Божие – это воля Бога о нас, для нас. И я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Священное Евангелие, которое мы только что слышали, и над этим священным текстом вместе с вами, открыв свое сердце и душу, поразмышлять.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии, благовествуя, говорит следующее. (Евангелие от Мф. IV, 18-23).

Призвание. Сегодняшнее Евангелие о призвании. Мы это слово очень часто слышим в своей жизни, и особенно тогда, когда обращаем свой взгляд к людям одаренным и говорим, что у этих людей несомненный талант, это его призвание. Мы так говорим всегда, когда видим человека, который всю свою жизнь посвящает своему делу. И о таких говорим: «Действительно, это его дело». И вот об этом призвании сегодняшнее Евангелие.

Кого-то ли избирает Господь среди всех, кому дает некие Свои дары или призывает к особому служению? Для этого нужно иметь какие-то особые обстоятельства или иметь какой-то особый склад своей души, чтобы это призвание над тобой открылось как воля Божия? В сегодняшнем Евангелии мы видим, что Господь призывает простых рыбаков – людей, которые не были научены каким-то искусным наукам, кроме той, что знали с самого детства – ловить рыбу. Но и эта наука научила их многому. Самое главное – она научила их, что нужно быть вместе. Сам по себе ты вряд ли можешь что-то сделать – нужно обязательно быть вместе. Поэтому Христос и находит Своих будущих учеников, находящихся вместе. Когда человек находится с кем-либо вместе, то, несомненно, говорит о многом и многое переживает.

Рыбаки, которых встречает Христос, очень быстро оставляют свои лодки и, выйдя из них, следуют за Ним. Что же такого чрезвычайного сказал им Господь? Он ведь не сказал им – пойдемте, Я покажу вам новые сети и подарю вам их. Он не сказал им – пойдемте, Я вам дам новую лодку. Или не сказал им – пойдемте, Я вам покажу особое место, где вы точно сможете найти большой улов. Он призывает их следовать за Собой, не обещая им каких-либо чрезвычайных подарков, даров, не обещая им никакого благодетельства, кроме одного – кто последует за Ним, тот и с Ним будет не только во временной, но и в вечной жизни. Он обещает им только одно – правду и ответы на вопросы, которые касаются не внешних, а каждого из них в отдельности. Апостолы встают и идут.

Так бывает и в нашей жизни. Иногда, и нередко, мы чувствуем и такой живой призыв Божий к правде, следовать Его слову, но всегда ли этот призыв в нас отзывается правильной поступью? Когда Господь призывает апостолов свидетельствовать о правде, об истине, то условием этого свидетельства является то, что они сами идут за этой правдой. Они сами живут этой истиной. Христос не говорит им – пойдите и скажите тем, другим, что они поступают неправильно. Он не говорит им – пойдите и обличите тех людей. А говорит им – следуйте за Мной. Всякая сила проповеди заключается не в том, что я говорю другим, а в том, что я делаю сам.

Апостолы, последовав за Христом, приобрели силу своего слова. Но эта сила заключалась не в том, что они знали про других все, и не в том, что они могли хорошо другим что-то сказать, а в том, что их собственная жизнь основывалась на безграничной вере в Бога, и через эту веру они постоянно рассматривали лишь только одно – свою собственную дорогу к Богу.

Бывает, наш неправильный отзыв на призыв Божий заключается как раз в том, что мы видим дороги для всех других, но не видим собственной дороги. Мы нередко можем любому другому сказать, что ему нужно делать и как жить, мы можем показать ему путь – «вот так и так делай», но своей собственной дороги мы часто не видим. А отсюда, спотыкаясь, в своей собственной дороге разбиваемся в кровь. И тогда начинаем говорить: «Да мы никому ничего плохого не делали…». Но сами все в грязи, в пыли и в крови. А все оттого, что не видели собственной дороги.

И еще одно важное свойство в свидетельстве о правде, призвании, которое есть для каждого из нас. Мы видим, как Христос призывает и других рыбаков, и они оставляют своего отца, сыны Зеведеевы, и отец остается в лодке. Блаженный Феофилакт Болгарский, размышляя об этом Евангелии, говорит: «Отец остался в лодке, потому что не поверил слову Божиему». Должно быть, этот призыв его сердца не коснулся. Не коснулся по разным причинам, но возможно потому, что прежде всего, бывает так, что человек ищет правды для других, а сам себе этой правды не ищет. Ищет справедливости для всех вокруг, а сам этой справедливостью не живет. И тогда его призвание, призвание его Богом, остается как будто бы бесплодным в этом человеке, хотя до времени – если уверует, то, несомненно, может последовать за Христом.

Сегодняшнее призвание святых апостолов – это не просто воспоминание событий, которые были тогда, с теми святыми апостолами, которых Господь позвал за Собой, – это ключ к каждому из нас. Если ты хочешь, чтобы всегда с тобою пребывало благословение Божие и вдохновляющая благодать Божия, которая делает тебя человеком сильным, то этот источник начинается тогда, когда ты сам находишь свою дорогу, и когда ты следуешь правде сам, учишь правде прежде себя, а затем других. Учишь вере прежде себя, а затем других. Любви и дружбе учишь сначала себя, а затем других.

Сегодняшнее воспоминание – это прямое указание к тому, что только моя собственная воля к тому, чтобы жить словом Божиим, может поменять мою собственную жизнь. Изменение моей жизни может стать дорогой и для других людей. Хорошо, когда ты знаешь свой путь, и когда этот путь ведет тебя к Богу. Сыны Зеведеевы оставили своего отца еще и потому, что воля отца препятствовала им быть с правдой. Как мы уже говорили вначале – должно быть, они о многом говорили и о многих, но редко кто начинает разговор о самом себе и о своих болях, и о своих промахах, и о своих падениях, и о своих ранах. Чаще всего это касается любых других, но только не себя самого.

И когда рядом с тобой находится тот, кто не дает тебе надежду, кто не дает именно тебе исцеление, расточает как бы лекарство для всех, но не утешает тебя, то такого лучше оставить. Потому что он будет не только не на пользу, но и еще станет преткновением, о которое можно разбить всю свою жизнь. Впрочем, и сыновья Зеведеевы, хотя оставили своего отца, оставили его, послушав глас Божий, вместе с этим, несомненно, не оставили его в своей любви и в своей заботе о нем.

Итак, сегодняшнее Евангелие ставит нас перед призывом Божиим, в котором Господь призывает нас, каждого из нас к Себе – не тех других, не тех, о которых мы можем сколь угодно говорить, а призывает меня самого. И кроме этого, сегодняшнее Евангелие задает нам вопрос – а ты следуешь этому призванию, а ты ищешь свой путь, а ты следуешь своим путем; внимательно ли ты рассматриваешь свою дорогу, по которой ступаешь; а правда в тебе самом началась как основа жизни, как корень и сила этой жизни? Об этом сегодняшнее Евангелие. Или выйти из нашей лодки, где мы, видя все

вокруг, нередко не замечаем самих себя, и последовать за Христом, или остаться там, вдалеке от Него, продолжая замечать все вокруг и не замечая себя самих.

Помолимся за Божественной литургией и святым, в земле Российской просиявшим, которые, избрав призвание Божие, всю свою жизнь посвятили служению правде, не обличая в других что-то, а прежде всего сохраняя себя в этой чистоте доброй жизни. Помолимся им, чтобы и они нам помогли правду начать с себя, святость и чистоту начать с себя, помогли нам найти путь к истине самим себе. И уже тогда с Божьей помощью мы можем быть полезными в правде, в дороге жизни, в вере, в любви, в дружбе для тех, кто рядом с нами. И да поможет нам в этом Господь. Аминь.

"Прежде всего, чтобы обличить грех в другом человеке, ты должен сам иметь твердую и стройную духовную жизнь. Как если бы ты был бы врачом и хотел бы помочь другому человеку и, чтобы прикоснуться к его ране, ты должен сначала вымыть собственные руки, чтобы твое прикосновение не нанесло еще большего вреда человеку, и через твое прикосновение человек посредством своей раны не принял бы смертельную опасность, заразившись, не подверг бы себя риску погибнуть".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днём памяти афонских святых, просиявших на Святой Горе Афон. И сегодня вместе с вами я размышляю над Священным Евангелием, которое мы слышим за Божественной литургией. Евангелие для каждого из нас – это не просто некое повествование, отрешенное, оторванное от нашей жизни, Евангелие – это слова, которые помогают нам жить. Это слово жизни.

Я хотел бы вновь вместе с вами перечитать Евангелие, которое мы только что слышали. И надо сказать, что это Евангелие мы слышали не однажды. И даже многие слова из этого Евангелия мы не однажды повторяем. Но вспомним эти слова. Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит нам сегодня следующее. (Евангелие Мф. VII, 1-8.)

Эти слова, повторюсь, мы нередко слышим в своей жизни. И, полагаю, что если бы мы сейчас задумались о том, какие слова Евангелия мы помним, то, наверное, эти бы слова были бы нами помянуты одними из самых первых слов. Но одно дело знать эти слова, одно дело знать неплохо Священное Писание, и совсем другое дело жить Словом Божиим.

«Не судите, да не судимы будете». Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя это Священное Писание, говорит о том, что мы призваны обличать грех, но мы не призваны быть судьями этому греху. Как же мы можем обличить грех? Прежде всего, чтобы обличить грех в другом человеке, ты должен сам иметь твердую и стройную духовную жизнь. Как если бы ты был бы врачом и хотел бы помочь другому человеку и, чтобы прикоснуться к его ране, ты должен сначала вымыть собственные руки, чтобы твое прикосновение не нанесло еще большего вреда человеку, и через твое прикосновение человек посредством своей раны не принял бы смертельную опасность, заразившись, не подверг бы себя риску погибнуть.

Поэтому и говорит нам Священное Писание: вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Обличать грех – это прежде всего свидетельствовать о правде Евангелия, которым живешь ты сам. Обличать грех – это не означает говорить одно лишь только «это плохо». Обличать грех – это означает показать, как хорошо, как правильно, как верно, как должно поступать. Всякое обличение греха имеет только тогда спасительную и полезную силу, когда совершается оно не от осуждения другого человека, не от суда, смыслом которого является показать себя лучше, а когда является любовью. Как бывает, мать любит свое дитя, и в каком бы не оказалось дитя состоянии, даже если бы, извалявшись, упало бы в лужу грязную, все равно поднимает и прижимает к себе.

«Каким судом судите, таким и вас будут судить; какою мерою мерите, такой и вам будет отмерено», - говорит сегодня Господь. И вот когда мы слышим эти слова Священного Евангелия, то можем с легкостью найти источник нашего горя и неудач, источник наших потерь и смущений, как говорит современный язык, нынешних проблем. Оказывается, нередко мой собственный суд становится источником суда надо мной самим. Проще говоря, кого-то осудил, проходит некоторое время, и уже начинают судить тебя. Кого-то измерил, проходит некоторое время, и каждый шаг твоей жизни начинают мерить. И тогда человек раздраженно говорит: «Да что вы смотрите на меня? Вы вот на того, или на ту, посмотрите!». А потому и смотрят на тебя, что ты судить начал. А потому и судят тебя, что ты сам судишь. А потому и мерят тебя, потому что сам всем все меришь.

Сегодняшнее Евангелие призывает нас не быть судьями, но быть свидетелями чистой, искренней веры. И при этом предупреждает нас, что свидетельство веры должно подаваться тем, кто готов принять это свидетельство. В этом же Евангелии Господь говорит не давать святыни псам и не метать жемчуг перед свиньями. Опять же возвращаюсь к толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, который говорит так: псы, о которых говорит апостол и евангелист Матфей, вспоминая слова Спасителя Христа, – это неверные, это те, которые всегда смеются над верою; свиньи – это те, которые живут грязной, недостойной и скверной жизнью. И все, что они ни услышат, и все, что они ни узнают, они тут же втаптывают в грязь собственной жизни, не исправляясь.

Чтобы таковых исправить, надобно прежде давать не слова увещевания и не благовестие Евангелия, а показывать пример собственной жизни. Но коль скоро Сам Спаситель применяет такое сравнение, то и в жизни вспомню: собака начинает кусать тогда, когда ты замахиваешься на нее – тогда она еще больше начинает раздражаться. Так бывает и с неверными: когда ты замахиваешься на их неверие, они еще больше начинают лаять. Но им надо показать свою собственную веру, свое бесстрашие в вере, свою твердую жизнь, которая наполнена бесконечным упованием на Бога и состоит из правды. Тогда все начнет меняться.

То же самое – не стоит метать жемчуг пред свиньями: не стоит говорить слов из Евангелия пред тем человеком, кто еще не оторван от своей жизни. Сначала выведи его вон от его свинарника. Сначала посредством личного примера и личной твердой дороги покажи этому человеку эту дорогу без суда, без метания бисера, без замахивания и гнева. И тогда, возможно, Господь даст силы. Но чтобы это было, сегодня Спаситель говорит нам и о том, как же нам это сделать – просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам. О чем же говорит Спаситель Христос? Говорит Он о правде, которую мы просим прежде всего для своей собственной жизни.

Даст Господь силу тем, кто просит у Него этой силы для стойкости своей собственной жизни. Отворит Господь дверь премудрости тому, кто ищет этой премудрости, как изобличающий себя, что он сам нуждается в ней. Даст Господь и жилище для Своей премудрости, даст Господь Свою силу и Свой дом тем, кто ищет Его для того, чтобы себе найти Отца. Одним словом, если ты просишь для себя познание истиной веры, если ты просишь для себя силу собственной жизни, если ты открываешь свое сердце перед Священным Словом Божиим, то Господь, несомненно, ответит на твою просьбу.

Сегодняшнее Евангелие зовет нас быть не судьями, а добрыми друзьями, врачами. Сегодняшнее Евангелие зовет нас быть бережными хранителями Слова Божия. Сегодняшнее Евангелие зовет каждого из нас к Господу и Спасителю Христу через призыв искать истину в себе самих. Найдешь эту истину через собственную жизнь в себе – сможешь показать и другим. Сам станешь на путь исправления – и другие за тобой станут. Сам научишься прощать и любить – и другие твоим примером станут сильными в любви и в своем прощении. Сам исцелишь себя от своего греха – и другому тогда сможешь подать это исцеление, имя которому Спаситель Христос. Аминь.

Суббота, 02 Июль 2016 06:02

О подражании святым апостолам

Автор

"Мы не просто вспоминаем апостолов – мы подражаем им. Как один из апостолов говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». Подражайте мне в том, что прославляет Бога. И когда мы кому-то говорим «делай как я», всегда можно следовать за этими поступками, но только тогда, когда ты это делаешь, подражая Самому Богу, то есть во имя Божие".

Дорогой отец благочинный, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас поздравляю с днями удивительного, хорошего, доброго времени – Петрова поста.

Этот летний пост ознаменован памятью святых первоверховных апостолов; ознаменован воспоминанием того, как простые люди, имеющие искреннее сердце, имеющие очень глубокую веру, имеющие достойную жизнь, могут быть избраны Богом Себе в проповедники и совершить, казалось бы, невозможное – не только проповедовать, но и изменить устои, мысли, традиции своего времени, которые были связаны с язычеством или вовсе с неверием.

Апостольский пост – это время, когда мы напоминаем себе о том, что самая главная сила в проповеди заключается в собственной искренности, в собственной чистоте, в крепости собственной жизни. Никогда твое слово не будет сильным, если твое дело слабое. Никогда твое слово не будет громким, если у тебя нет поступков, которые ты совершаешь во имя веры.

Святые первоверховные апостолы, память которых мы скоро будем праздновать и в этом храме, и будет совершаться престольное торжество, престольный день, память святых апостолов возвращает нас не просто к истории, с чего начиналась проповедь христианской веры, да и сама Церковь, а делает нас сопричастниками сегодняшней проповеди о Христе. Мы не просто вспоминаем апостолов – мы подражаем им. Как один из апостолов говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». Подражайте мне в том, что прославляет Бога. И когда мы кому-то говорим «делай как я», всегда можно следовать за этими поступками, но только тогда, когда ты это делаешь, подражая Самому Богу, то есть во имя Божие.

Апостольский пост – это время и добрых, правильных слов, которые не станут нам судом у Бога. Ибо Сам Господь говорит, что за всякое слово с нас будет спрошено. Но это время, когда мы бережно относимся к нашим словам, когда мы должны со всей очевидностью понять, что любое наше слово может стать для кого-то крыльями, а для кого-то тяжким камнем и грузом. Наше слово для кого-то может стать новым дыханием, как бывает рано утром, на рассвете, а для кого-то - душной запертой комнатой, темной и пыльной, в которой ничего не разглядеть. Мы должны, памятуя об этом и о том, как апостолы проповедовали простым словом, беречь слово, которое мы произносим, и особенно в дни Петрова поста, среди нашего воздержания не только от скоромных продуктов, а еще воздерживаться от всяких дурных и гнилых слов, научиться обходиться без них, чтобы после праздника уже больше к ним не возвращаться.

Время поста, конечно, – это время и молитвы. И очень хорошо, когда мы молимся вместе. Поминайте всегда слова Спасителя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреде вас». Всегда дорожите молитвой общей. И когда приходит к тебе помысел, что «да, может быть, сегодня, в праздничный, или воскресный день, я помолюсь дома - как-то и на улице не та погода и настроения нет», памятуй слова Евангелия – где двое или трое во имя Христа, там и Он. Всегда беги в общину, в храм, потому что здесь присутствие Божие настолько явно, настолько богато, настолько глубоко действует на мир каждого из нас, как нигде не действует.

Дорожи молитвой со своими братьями и сестрами. Когда ты молишься с родными, они становятся тебе родней. Когда ты молишься даже с врагами, они становятся тебе друзьями. Когда ты молишься с теми, кого ты обидел или с теми, которые тебя обидели, твои обиды прекращаются. Молитва, как весна, всегда все призывает к жизни, а недоброе и злое изгоняет вон, как свет прогоняет тьму. Дорожи этим временем молитвы, и в особенности сейчас, в дни Апостольского поста.

По молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла да дарует нам Господь чистоту нашей речи, да дарует нам Господь горячность нашей молитвы. Да дарует нам милосердный Бог счастье молиться со своими братьями и сестрами вместе. По молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла да дарует нам Господь едиными устами и одним сердцем прославлять Господа и Спасителя, дабы и Он прославил нас в Своем Царстве. Аминь.

Среда, 29 Июнь 2016 06:43

О терпении испытаний

Автор

"Всегда будем с благодарностью и с трепетом принимать горькое лекарство, которое подает нам Господь. И подает для того, чтобы мы были здоровы, чтобы мы были бы пригодны. Как соль подается к доброй пище, так и испытания подаются каждому из нас, чтобы мы в своей жизни были годны к деланию слова Божия и после своего отшествия от временной жизни пригодились бы и в жизни вечной в Царстве Божием".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас с радостью приветствую здесь на соборной молитве в нашем домовом храме. И вместе с вами сегодня обращаю свою мысль, свое сердце к словам святого Иосифа Исихаста, одного из насельников Святой Горы Афон, Иосифа Исихаста. Он говорил о терпении. И вот что он говорил о терпении. Терпение, - говорит он, - это как соль, без которой не обходится никакая пища. Далее он говорит, что наша дорога – это дорога следования за Христом, хотя дорога эта бывает и горькой. И продолжая размышлять над этой дорогой, говорит: «Посмотри на полынь. Она хотя и горька, но через нее очищается твоя кровь». И дальше, побуждая каждого из нас трепетно и с благодарностью переносить любые искушения, говорит следующее: то, что через искушения является здоровье души. Оказывается, те обстоятельства, разного рода испытания, которые бывают в нашей жизни, являют пред Богом нашу душу, очищая ее, избавляя от тяжкой болезни, от немощи; через искушения, говорит Исихаст Иосиф, является здоровье души.

Всегда будем с благодарностью и с трепетом принимать горькое лекарство, которое подает нам Господь. И подает для того, чтобы мы были здоровы, чтобы мы были бы пригодны. Как соль подается к доброй пище, так и испытания подаются каждому из нас, чтобы мы в своей жизни были годны к деланию слова Божия и после своего отшествия от временной жизни пригодились бы и в жизни вечной в Царстве Божием. Поразмышляем над этими словами в течение дня, который Господь сегодня дарует нам для наших трудов. Божие благословение да укрепит всех вас.

Среда, 22 Июнь 2016 13:26

О служении Духу Божию

Автор

"Послушаемся Священного Евангелия и будем всегда в себе беречь горячее служение Духу Божию. Будем всегда в себе возгревать правду, которая не от языка и ума, а от веры во Христа, от Евангелия, от поучения святых отцов. Будем всегда себя располагать таким образом, чтобы на большой Трапезе Господней оставаться солью сильной, а не делаться бессильной, которую выбрасывают вон".

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас поздравляю с днём празднования Святой Живоначальной Троицы!

В сегодняшнем Священном Евангелии мы слышали слова, которые так горячо, так понятно относятся к каждому православному и каждому верующему человеку. Господь, обращаясь к каждому из нас сегодняшним Евангелием, говорит: вы – соль земли, вы никогда не должны терять своей силы; если соль потеряет свою силу, то она больше ни к чему не годна. Так бывает и для христианина. Если христианин теряет свою соль, которая есть Дух Святой, Дух Божий, живущий в каждом из нас, то все наше христианство, вся наша вера, вся наша надежда становится пустой, бессильной, как бы даже никчемной. Потому что без Духа, Которому мы поклоняемся в истине и Которому служим, Которому принадлежим через верность Матери-Церкви, невозможно творить ничего. И Сам Господь говорит: «без Меня не можете творить ничего».

День Духа Божия, день воспоминания о сошествии Духа на апостолов - это день праздника нашей собственной соли, без которой мы бессильны. Сила верующего человека заключается в исповедании имени Христова, не в том, что он говорит даже другим, не в том, как он совершает свое дело, свое отношение по отношению к другим, руководствуясь собственным опытом, а в том заключается сила - когда движимый Духом Божиим ради служения Ему, ради имени Божия мы что-либо совершаем. Как и апостол говорит нам: нельзя говорить «завтра сделаю то или другое, но если дарует Господь». Когда мы во всем видим корень присутствия Духа Божия, то тогда наше служение полезно. А когда мы что-либо делаем от своего разумения или от своего желания только лишь, основываясь на своей собственной, как нам кажется, правоте или некоем внутреннем ощущении, то мы можем потерять силу соли. Сила нашего слова не в нас самих, но в Боге, Которого мы исповедуем.

В нашей Церкви есть много примеров исповедников Божиих, святых угодников Божиих, которые с образов сегодня взирают на нас здесь, в этой святой обители. Но каждый из них был силен не тем, что имел какие-то чрезвычайные дарования или чрезвычайные таланты, или был очень крепок и мужественен от своей природы. Каждый из них был силен тем, что во всем и везде служил Богу и все, что делал, делал, чтобы прославить Его имя, чтобы прославить Его имя в других людях. Отсюда и ты помышляй: когда что-либо делаешь по отношению к другому человеку, подумай, - а прославит ли это имя Божие? Вот говоришь кому-то ты некие слова, - а эти слова прославят ли в нем имя Божие, или станут для него источником печали, слез, горя, смущения? Совершаешь ли ты какое-либо дело, помышляя не о том, что скажут о тебе, сделавшем это дело, а помышляя о том, прославит ли это имя Божие?

Праздник Духа Божия, праздник соли, которая есть сила наша – это тот самый наш корень и источник всякой жизни, который сегодня мы животворим обращением к Духу Божиему. В течение всей своей жизни мы истощаем свои силы. И в эти дни Святой Пятидесятницы мы обновляем и переполняем свою душу источенными силами, мы смотрим на свою жизнь не сквозь призму только лишь своего собственного опыта и поступков, а сквозь Священное Писание, которое призывает нас свидетельствовать о правде Божией, в том числе и делами собственной веры, свидетельствовать о правде Божией в единстве со всей полнотой Церкви Христовой. Вот это единство и эту соль мы сегодня с вами прославляем и вкушаем.

Послушаемся Священного Евангелия и будем всегда в себе беречь горячее служение Духу Божию. Будем всегда в себе возгревать правду, которая не от языка и ума, а от веры во Христа, от Евангелия, от поучения святых отцов. Будем всегда себя располагать таким образом, чтобы на большой Трапезе Господней оставаться солью сильной, а не делаться бессильной, которую выбрасывают вон.

И еще у соли одно свойство. Она сохраняет, она удивительным образом, имея в себе эти свойства, сохраняет от всякого разложения и гниения. Если мы поистине исповедуем Господа Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, то всегда эта божественная соль будет в нас сохранять радость о Господе, веру в Него, упование, надежду и никогда не даст гниению, всяким сомнениям, соблазнам, всяким отчаяниям и страхам коснуться нашей жизни. Если мы чувствуем в себе это разложение, которое прокрадывается от мира сего, то будем с поспешностью потреблять соль - имя Пресвятой Троицы, поклонение истинному Богу и служение Ему по образу, оставленному нам нашими святыми праотцами, дабы остановить в себе всякое злотворное воздействие гибнущего времени сего.

В эти дни Святой Живоначальной Троицы особо тепло и сердечно поздравляю всех вас с этим торжеством. Я всех вас зову к единству вокруг Матери-Святой Церкви, вокруг Трапезы Господней. Пусть никто не будет попран вон от этой Трапезы. И на этой Трапезе будем сохранять наше единство и стараться к этому единству привлечь все больше и больше людей, а не, напротив, отгонять от Трапезы Господней. Будем знать, что Господь, создавший Свою Церковь, дал силу ей такой соли, о которой сказал: создам Церковь Мою, и врата ада, как врата тления и гниения, не одолеют ее. Будем держаться этих врат, чтобы и нам через них получать доброе лекарство от разложения нашего ума и нашего сердца, нашей души и нашей совести.

Зову всех вас к единству вокруг Матери-Церкви, которая в эти дни празднует свой день рождения. Вместе со всею Церковью и мы будем торжествовать не потому, что много или сильны, но будем торжествовать потому, что вместе, памятуя и слово Священного Евангелия «где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреде вас». Наше торжестве в том, что мы вместе, и с нами Бог. Аминь.

Я также хочу поздравить Вас, матушка, и сестер обители с праздником, поблагодарить вас тепло за ваши старания и труды здесь, в земле нашей любимой Кабардино-Балкарии, за те молитвы, которые вы здесь полагаете, сохраняете этот древний удивительный красивый храм с удивительной историей любви, с удивительной историей проповеди о Христе, с удивительной историей проповеди, в том числе и о нашей культуре, которая стала, пожалуй, самой красивой историей из многих историй нашей республики. Я благодарю вас за старания, которые вы здесь совершаете, и молюсь о том, чтобы подвиг ваш монашеский проходил в тишине, в мире и чтобы Господь укреплял ваши труды. Вы сегодня заповедовали мне девяносто один год прожить и не больше, я тогда, в таком случае, отвечаю вам взаимностью и желаю вам прожить девяносто два и больше.

Желаю Вам, матушка, крепости от Господа, радости общения с братьями и сестрами. Радуюсь тому, что сегодня сюда приехало столько паломников со всего нашего благословенного Кавказа, из республики, из соседних регионов. Я благодарю всех вас, дорогие братья и сестры, что сегодня вы совершили такой добрый подвиг своей веры и своей молитвой поддержали наших сестер здесь, в Кабардино-Балкарии. Пусть наша общая молитва станет богатым запасом масла для лампады здесь, в Кабардинской земле. И я прошу и всех вас не забывать нашу обитель и по возможности приезжать сюда молиться вместе с матушками, полагать свои труды.

Благодарю вас, дорогие отцы, во главе с отцом благочинным, за соборную службу, за радость соборного богослужения, причащения от единой Чаши Тела и Крови Господня. Пожалуй, это самый дорогой залог, который сегодня мы приняли. И пусть этот залог в каждом из нас сохраняется целым и неповрежденным.

Вторник, 21 Июнь 2016 11:25

О Кавказской купели

Автор

"Лишить традиции и культуру Кавказа Православия то же самое, что лишить истории настоящего и будущего. Для нас исповедание Господа и Спасителя Христа является даром, который оставили нам древние предки, жившие здесь на нашей земле. Именно поэтому с любовью и с исторической справедливостью мы называем нашу землю Кавказской купелью, ибо из этой Кавказской купели вышли многие и многие крещеные православные народы, и ныне сохраняющие православную традицию, живя здесь, как коренные народы Северо-Кавказского современного региона".

Я приветствую вас, священноархимандриты сей святой обители, приветствую братию и паломников нашей обители! Приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры! С праздником Святой Живоначальной Троицы и с днём Святого Духа, который сегодня мы совершаем, праздник, который сегодня мы чтим.

Самым важным и самым основным торжеством сегодняшнего дня является образ единства, который Господь показывает всем нам. И для нас этот образ является крайне востребованным, потому что Господь так создал нас - людей разных традиций и разных национальностей, но при этом положил всем нам в основание единство, которое заключается в исполнении заповедей Божиих. Едины мы только можем быть в том, когда уподобляемся своему Создателю. И это подлинное единство по-настоящему делает нас братьями и сестрами, ибо это уподобление относит нас к важной и основной мысли созданного Богом человека как Его творения, а Он Творец и Отец нам.

Отношение к Богу как к Отцу для каждого человека - это естественное вложенное стремление, которое возвращает нас к началу нашей жизни. И это начало жизни, которое дано Творцом и Создателем Богом, обусловлено Его бесконечной любовью ко всем нам. Об этой любви мы не только слышали. Эту любовь мы видели на кресте, когда Господь воплотившийся пришел на землю, чтобы на Себя взять грехи человеческого рода и восстановить единство между Небесным Отцом и созданным творением, единство, прерванное искушенным выбором человека. Господь внушает нам мысль, что наш выбор тогда приносит нам утешение и радость, когда Он нас возвращает в Отечество, имя которому Бог. И это Небесное Отечество, которое касается и самой земли, и коснулось посредством Господа и Спасителя Христа, и ныне сегодня запечатлено Духом Божиим, это небесное отечество, сошедшее во плоти и сошедшее силой Духа Божия, пусть всегда в каждом из нас рождает горячее стремление служить этому отечеству в нашем единстве, в духе и истине.

Сегодняшний праздник является глубочайшим корнем исповедания нашей веры. Господь настолько доверяет Своему человеку – человеку, который не раз оступался, но при том остается всегда Его созданием, - что доверяет нам тайну Своего бытия. И тайна Пресвятой Троицы – это самое лучшее воплощение и изображение безграничной любви Божией к человеку, к человеку, которого Господь чтит как того, кто является не только наивысшим творением Самого Бога, но и хранителем, созидателем творения Божия.

Здесь на нашей древней земле, древней христианской земле, сегодня мы совершили молитвословия, прославив имя Живоначальной Троицы. И прославляем мы это имя с тех времен, как здесь в начале X века уже стояли христианские храмы, и один из них посвящен Святой и Живоначальной Троице. Молясь здесь, на этой земле, мы молимся и о наших предках, которые стали неотъемлемой частью нашей родины, предках, которые основали здесь и оставили нам традицию своей веры, и молимся о тех, кто ныне живет вместе с нами, с кем мы живем бок о бок.

Не без воли Божией, но нынешняя жизнь здесь, в нашей республике, наполнена многими традициями. Но надо сказать, и об этом говорит не только история давно минувших времен, об этом убедительно говорит сегодняшний день, да и все мы, собравшиеся сегодня в большом множестве сюда, об этом убедительно говорим, что эта земля носит в себе один древнейший корень, имя которому Святое Православие. И лишить традиции и культуру Кавказа Православия то же самое, что лишить истории настоящего и будущего. Для нас исповедание Господа и Спасителя Христа является даром, который оставили нам древние предки, жившие здесь на нашей земле. Именно поэтому с любовью и с исторической справедливостью мы называем нашу землю Кавказской купелью, ибо из этой Кавказской купели вышли многие и многие крещеные православные народы, и ныне сохраняющие православную традицию, живя здесь, как коренные народы Северо-Кавказского современного региона.

Сегодня, совершая праздник Святой Живоначальной Троицы, мы удобряем этот корень нашей собственной жизнью и вместе с этим от этого корня питаем свои собственные силы, укрепляя себя в вере. Православный человек – это всегда человек решительный, смелый, это всегда человек слова и дела. И пусть слово, которое освящено Самим Господом и Спасителем Христом, и дело, о котором Он сказал, что «вера без дел мертва есть» устами апостола, пусть слово и дело наши всегда будут самым убедительным свидетельством того, что мы именуем правда и истина. Наша правда – это наша собственная жизнь. Наша истина – это жизнь во Христе. И пусть это свидетельство всегда является неотъемлемой частью естественной и живой жизни нашей.

Я хотел бы вновь и вновь поздравить всех вас с праздником и призвать на вас обильное благословение Божие. И молюсь Святой Живоначальной Троице, как и предки наши молились здесь, в древней кавказской земле, о том, чтобы явленное единство Богом было бы для нас богозаповеданной заповедью, которую бы мы совершали всеми силами своей жизни – единство во Христе и единство братий и сестер, единство в жажде исповедания правды и единство в нашем уважении и почитании тех, кто живет рядом с нами. Бог Господь и явися нам. С праздником всех вас поздравляю!

Понедельник, 20 Июнь 2016 10:47

О явлении Святого Духа

Автор

"Сошествие Духа Святого на апостолов ознаменовало рождение Церкви, которая стала не просто обществом единомышленников, а стала семьей одного Духа - не одних традиций только лишь, не одних лишь только внешних знаков схожести в своих традициях или обычаях, но единства через единого Духа. Этот единый Дух собирает верующих в Бога людей разных национальностей и традиций в одну большую семью, которую мы именуем Церковь Христова".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас поздравляю с днём празднования Святой Пятидесятницы, Сошествия Духа Святого на апостолов – праздник, который в нашем отечестве усвоился своим особым поименованием – день Святой Троицы. И сейчас, по традиции и следуя правилам нашей Церкви, мы начнем умилительное богослужение, во время которого коленопреклоненно будем просить Господа стать дыханием нашей жизни, будем просить Господа запечатлеть нас Своими дарами и, как тогда, в день Пятидесятницы, Он сошел на Своих апостолов, так и ныне, каждого из нас наполнить смыслом, подлинным смыслом нашей собственной жизни. Мы будем просить Жизнь и Источник Жизни стать в каджом из нас полноводной рекою, которая от временной переносит нас к вечной жизни.

День Святой Пятидесятницы ознаменован явлением Господа, который Господь запечатлел в Своем образе Отца, Сына и Святого Духа. И Сам Спаситель Христос Своим ученикам говорит о том, что когда Он оставит Своих учеников, то сделает это не того, чтобы они остались одни, но для того, чтобы вернуться к ним Своим Духом - уже не силой слова, уже не силой поступка, который совершал Господь, не силой крестного страдания, которое Господь показал нам, но силой Своего Духа. И о Духе Своем, о Себе Самом говорит: Дух Утешитель - Он научит вас всему и наставит вас.

Что же это за явление такое в мире Духа Утешителя? Из Священного Писания мы знаем о том, что Господь един в Своем существе и троичен в Лицах, являет Себя в Трех Ипостасях. Не три, - но один Бог. И, являя Себя в этих ипостасях, Господь показывает Свое служение и любовь к человеку. Отец показывает Себя Творцом мира, и поэтому мы говорим: «Все сотворено Богом». Сын показывает Себя Искупителем, и поэтому мы силой надежды верим в Бога и знаем силу наших молитв и общения с Ним, потому что через Искупительный подвиг Христа каждый из нас по вере нашей может достигнуть Царства Божия. И ныне нам открывается и Бог-Дух Святый, Который становится дыханием нашей жизни, Который дышит посредством всего, к чему прикасается наша собственная жизнь, и когда мы ищем этого общения с Богом.

Сошествие Духа Святого на апостолов ознаменовало рождение Церкви, которая стала не просто обществом единомышленников, а стала семьей одного Духа - не одних традиций только лишь, не одних лишь только внешних знаков схожести в своих традициях или обычаях, но единства через единого Духа. Этот единый Дух собирает верующих в Бога людей разных национальностей и традиций в одну большую семью, которую мы именуем Церковь Христова.

Дух дышит, где хочет. Но Господь Сам говорит о том, что Он желает. Что же Он хочет? «Не смерти грешника хочу, но если обратится, дам жизнь вечную». Господь хочет и ждет от нас нашей жажды жизни, освященной Его именем. Как родитель радуется, когда дети стремятся к нему, так и Он радуется тому, когда мы жаждем общения с Ним посредством нашей собственной жизни и горячей надежды на Него. Дух Божий, Который подается всем нам, еще именуется Духом Утешителем. Он утешат нас в нашем человеческом слабом естестве - естестве, которое подвержено и телесной немощи, и душевной немощи.

Утешитель – то есть Тот, перед лицом Которого все наши слезы становятся живительной росой. Утешитель – то есть Тот, перед лицом Которого все наши слова становятся молитвой и приобретают силу. Утешитель – это Тот, перед лицом Которого все наши немощи, которые мы изменяем через покаяние, становятся ступенями восхождения к Богу. Утешитель – Тот, Который наполняет жизнь нашу подлинным смыслом. Через Духа Утешителя мы приобретаем смысл и в молитве, и в терпении наших испытаний и

страданий, и в наших надеждах, и в самой нашей любви. Через Утешителя мы утешаемся, то есть насыщаемся подлинной жизни, не изменяя ее ко греху, а, напротив, наполняя ее подлинной свободой. Дух Утешитель дышит там, где сердце дышит надеждой на Бога.

И сегодня мы собираемся, как все эти тысячелетия, в храмах, чтобы испросить нам Духа Утешителя; в пятидесятый день после Славного Воскресения обратиться к Богу, чтобы он сошел на нас Духом Своим Святым, утешил нас, сделал наши слова молитвой, а наши слезы - утешением и радостью, росой. Молим о том, чтобы Дух Божий запечатлелся бы в каждом из нас и запечатлел нас в силе духовной жизни, в смысле нашей собственной жизни. Наконец, мы просим Духа Утешителя стать путеводителем в нашей жизни. Как и Господь обещал – «Он научит вас всему». Да сойдет Он на нас и гласом нашей совести -учит нас доброй жизни. Да сойдет Он на нас и укрепит нас в единстве нашей Церкви, дабы слушаться глас нашего священноначалия - полноту Церкви нашей, в котором бы, слушаясь, мы избирали добрый путь своей жизни.

Будем молить Господа о том, чтобы каждый из нас оказался достойным Его силы и любви. Будем молить Его о том, чтобы наша настоящая сила являлась в любви к Богу, чтобы наша настоящая святость и честность являлась в силе жизни по слову Божию. Будем молить Господа о том, чтобы наше единство было бы единством в Духе, и тогда в этом единстве мы сможем преодолеть многие-многие испытания и слабости. Призовем Господа, и да сойдет Он Своим Духом Святым на каждого из нас. Аминь.

Воскресенье, 19 Июнь 2016 13:24

О мире, как условии спасения

Автор

"Жить по слову Христову – это жить в мире. А отсюда рождается и все то, что бывает от мира: и радость, и утешение, и вдохновение, и безболезненность, и много-много других даров, которые дает Господь нам через мир".

Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, я поздравляю с навечерием дня Святой Троицы, Пятидесятницы! И вместе с вами сегодня обращаюсь к мудрости святых отцов-афонитов И вспоминаю святого Паисия Величковского.

Святой Паисий Величковский так говорил о мире. Он говорил, что мир – это необходимейшее условие для нашего спасения. Если в нашем сердце, если в нашей душе нет мира, то тогда наше спасение в вечности невозможно. Поэтому, говорит он, Господь многократно в Евангелии говорит нам: «мир вам», «мир Мой оставляю вам». И этот мир, который Господь нам оставил, это то самое слово, живя которым этот мир мы всеиваем в свою собственную жизнь и делаем основой нашей жизни.

Жить по слову Христову – это жить в мире. А отсюда рождается и все то, что бывает от мира: и радость, и утешение, и вдохновение, и безболезненность, и много-много других даров, которые дает Господь нам через мир. Послушаемся слов святого Паисия Величковского. Мир – то, что необходимо для спасения. А является он к нам тогда, повторюсь, когда мы живем по слову Того, Кто сказал: «Мир Мой даю вам». Да пребудет мир от Господа с каждым из нас. Аминь.

Воскресенье, 19 Июнь 2016 13:18

О молитве за родных и близких

Автор

"Память о родителях – это не просто благодарная любовь им за добрую школу, это живое общение с ними, которое никогда не прервется и в вечности будет иметь свое продолжение".

Дорогой отец Александр, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас приветствую с праздником дня памяти всех наших близких, родных почивших – с Троицкой родительской поминальной субботой!

Накануне дня Святой Троицы мы вспоминаем тех, кто подарил нам в жизни самое дорогое. Жизнь нам дарит Господь – не родители - посредством родителей. Но жизнь дарит Господь. А родители подарили нам опыт, силу разделять доброе от злого. Родители дарят нам навык доброй жизни. Если Господь дает нам жизнь, то благодаря родителям мы приобретаем опыт, как эту жизнь сохранить, как ее, эту жизнь, сделать, действительно, силой нашей, как не сделать ее порабощенной, растоптанной, разрушенной, поруганной, оскверненной, но, наоборот, сохранить ее в святости, в чистоте и в свободе от греха. Родители даруют нам опыт доброй жизни, борьбы против зла.

И сегодня накануне дня рождения нашей Церкви, когда Господь Своим сошествием запечатлел всех нас одной большой семьей, мы вспоминаем наших родителей, которые нас научили еще и верить. Ведь верить – это и есть бороться со всякой неправдой, со всяким злом. Мы молимся сегодня о наших почивших родных и близких. Мы молимся о том, чтобы Господь принял их души в Свои объятья, и чтобы то, чему научили они нас, спасло их у Бога. Они научили нас верить, и мы верим в милосердие Божие. Они научили нас быть добрыми, и мы верим в то, что Господь простит им всякое прегрешение. Они научили нас быть настоящими, и мы верим, что Господь исполнит на них Свое слово «где Я, там и вы будете», - и будут они в Его Царстве.

Сегодня мы молимся о наших родителях, родных и близких, о наших почивших друзьях, которых мы уже не сможем встретить в жизни так, как встречаем сегодня друг друга, не сможем увидеть так, как мы видим друг друга. Но мы верим, что своей бессмертной душой они присутствуют в нашей жизни своими молитвами, своей любовью к нам. И поэтому мы их не оставляем, не забываем. Мы творим их память, чтобы подражать их вере. Как и апостол говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». Память о родителях – это не просто благодарная любовь им за добрую школу, это живое общение с ними, которое никогда не прервется и в вечности будет иметь свое продолжение.

И еще в день памяти, когда мы молимся о почивших наших родных и близких, мы представляем себе и то, что придет время, и нам предстоит перешагнуть через порог нашей собственной жизни; придет время, когда мы придем к Тому, Кто нам подарил нашу жизнь для того, чтобы благодарить Его за этот дар. А чтобы благодарить Творца за дар жизни, нужно дорожить ей ныне, сохранять ее, беречь ее своей доброй настоящей жизнью, своей верой, своей любовью. Мы молимся о почивших, и сегодня они молятся о нас. И мы – одна большая Церковь: Церковь земная и Церковь небесная. Мы едины в Господе и Спасителе Христе. Аминь.

Я благодарю всех вас за молитву. Дорогой отец настоятель, Вас благодарю за радость молитвенного общения, благодарю Вас за труды, которые Вы несете здесь. Всегда с теплотой сердца стремлюсь в этот храм. Чувствуется здесь особое присутствие благодати Божией и покровительство святителя Николая Чудотворца. Это чувствуется, потому что здесь Вы и духовенство искренне совершаете свой труд, свою молитву. Пусть Господь укрепит вас в этом. И действительно, находясь в Бари у мощей святителя Николая, я в первую очередь молился о всех тех, кто молится в наших Никольских храмах, о тех, кто чтит святителя Николая. Молился и об этом приходе, о вас молился, о нашей пастве, о всех вас, дорогие братья и сестры. И я верю, что Господь эти молитвы исполнит еще и молитвенным покровом святителя Николая Чудотворца.

Воскресенье, 12 Июнь 2016 12:51

О покаянии и терпении

Автор

"Искренне каяться - это значит терпеть всякое неудобство человеческой жизни. Только в таком положении покаяние может принести плоды. Ну, а если ты в чем-либо раскаиваешься, однако раздражаешься и гневаешься, однако не терпишь никаких неудобств своей жизни, значит твой ум все еще больше прикреплен к тебе самому. И, думая только о себе и совершая то, что недостойно покаяния, ты не можешь никогда избавиться от того, в чем раскаиваешься".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас поздравляю с навечерием воскресного дня и попразднством дня Вознесения Господня. Сегодня вместе с вами я хочу вспомнить слова преподобного Силуана Афонского. И вот что он говорит об истинном покаянии. «Кто, - говорил преподобный Силуан Афонский, - истинно кается, тот терпит всякую скорбь: тот терпит и унижение, и поношение, и жар, и болезнь, и всякие невзгоды. Потому что когда он искренне кается, то ум его направлен к молитве, и такой человек, - говорит преподобный Силуан Афонский, - уже не помышляет о земном».

Искренне каяться - это значит терпеть всякое неудобство человеческой жизни. Только в таком положении покаяние может принести плоды. Ну, а если ты в чем-либо раскаиваешься, однако раздражаешься и гневаешься, однако не терпишь никаких неудобств своей жизни, значит твой ум все еще больше прикреплен к тебе самому. И, думая только о себе и совершая то, что недостойно покаяния, ты не можешь никогда избавиться от того, в чем раскаиваешься.

Покаяние, то есть изменение своего сознания, возможно, принесет плоды только тогда, когда ты по-настоящему меняешь свою жизнь, в центре которой – Христос. Преподобный Силуан Афонский так учил о покаянии. Послушаемся его доброго наставления и поразмышляем о нем - приносит ли мое покаяние подлинные плоды? А если нет, то знаем возможную причину. Помоги нам в этом Господь.