АРХИПАСТЫРЬ

АРХИПАСТЫРЬ (277)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Христос Воскресе!

От всего сердца поздравляю вас с праздником праздников и торжеством из торжеств – Пасхой Божией Спасительной!

Мы помним, что, встретив жен-мироносиц, шедших возвестить апостолам о Воскресении Спасителя, Христос сказал им одно слово: радуйтесь! (Мф. 28, 9). Этот призыв мы слышим и в апостольских посланиях: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Флп. 4, 4). О великой силе пасхальной радости напоминают нам угодники Божии. Вот что пишет святитель Игнатий, Епископ Кавказский: "Христос, поправший Своею смертию смерть человеков и воскресением Своим даровавший воскресение всем верующим в Него, уже одержал победу и над всеми скорбями твоими, а со Христом одержал и ты эту победу. Терпи великодушно яростныя волны, терпи великодушно напор свирепых ветров, терпи силою веры – и Христос приведет тебя в свое время в покой Свой".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, всех вас тепло и сердечно поздравляю с навечерием Лазаревой субботы, с воспоминанием воскрешения из мертвых святого праведного Лазаря. Об этом событии мы еще поговорим завтра, когда будем совершать Божественную литургию.

Сегодня, накануне этого славного воскрешения, этого чуда Божия, мне бы хотелось каждого из вас вернуть к тому переживанию, к тому ощущению, которым жили близкие святого Лазаря Четверодневного. Они видели, как умирал их близкий родственник, они видели, как он погибал. Что может наполнять их сердце? Вне всякого сомнения, это боль о гибели человека. Мы знаем из Священного Писания, что Лазарь умер не вдруг, не внезапно, по всей вероятности, он болел какой-то тяжкой болезнью.

Что бывает с нами, когда мы видим такую тяжкую болезнь наших близких? Наверное, всегда это непростые переживания. Если мы слышим о такой болезни по отношению к другим людям, нередко задаемся вопросом: а сколько ему лет? В особенности это переживание тяжко тогда, когда речь идет о молодом человеке, хотя смерть и для пожилого человека не является естественной, потому что Бог создал каждого человека бессмертным.

Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, тепло и сердечно поздравляю вас с памятью священномученика Харалампия.

Для людей, которые живут на Кавказе, этот святой стал ближе через любовь вашу к нему. Прежде всего, всем нашим братьям грекам хотел бы сказать слова истинной благодарности за вашу любовь к святому великому угоднику Божьему, которую вы привезли сюда, вместе со своими традициями. Самая яркая традиция, это любовь к храму, стремление ставить дома Божьи. За это хотел бы еще и еще сказать свои слова благодарности всем, кто здесь трудился, и строил этот дом Божий, в честь великого святого угодника Божия.

Мученик Харалампий жил в конце второго века. Это был удивительный человек, его вера удивляла всех и даже его мучителей. Сегодня, в день его памяти, я перечитывал житие Харалампия. В этом житии очень много того, что может учить нас. Особо мои мысли и чувства затронуло одно повествование, которое хотел бы вспомнить.

Сегодня, в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы поминаем всех, пострадавших в дни гонений на веру Христову в XX веке. Сейчас мы совершим молебное пение святым угодникам Божиим, и помолимся о упокоении тех, кто в страшные годы гонений на Церковь был расстрелян, погиб в заточениях, ссылках.

Святитель Игнатий, епископ Кавказский в поучении о том, кому надобно подражать в своей духовной жизни, говорит: "В своей жизни подражай тем, кто ближе всего к тебе по вере; они для тебя являются путеводителями". И для нас, живущих в двадцать первом веке, самыми близкими для подражания святыми угодниками Божиими являются новомученики и исповедники Русской Церкви.

Вместе с вами я хотел бы задаться вопросом: в чем заключался подвиг новомучеников? Если сейчас мы вспомним судебные дела тех, которых расстреливали и убивали, то в условиях их пыток не было того, что было у первых христиан: отрекись от Христа и поклонись идолам, и будешь жить. У новомучеников и исповедников Церкви Русской очень часто никто не требовал прямого отречения от Христа.

"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет... Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком"

(Евангелие от Иоанна, 10, 9-10).

 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры – священнослужители, монашествующие и миряне Пятигорской и Черкесской епархии! Друзья мои!

Всех вас тепло и сердечно приветствую с великим и спасительным праздником Рождества Христова!

Это величайшее в истории мира событие убеждает нас в истинности того, что с нами Бог и мы с Богом. Бог вочеловечился и человек обожился и соделался "причастником Божественного естества" (2 Петр. 1, 4). По предречению древнего Пророка, "наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море" (Ис. 11, 9). Уже внешний образ сошествия на землю Спасителя мира говорил, что Он пришел к людям не судить их за грехи, накопленные за прожитые тысячелетия (Ин. 3, 17), а чтобы спасти их от этих грехов (Мф. 1, 21).

Если мы хотим быть с Богом, если стремимся к просвещающему всех свету Христову,

Развитие духовно-нравственного образования в России требует комплексного подхода. Нельзя вводить религиозно ориентированные предметы, не подготовив высококвалифицированных преподавателей. Для того чтобы система действовала эффективно, необходимо одновременно выстраивать всю вертикаль – от дошкольного образования и воспитания до высшей школы и научно-методического обеспечения.

Так же необходимо удовлетворить потребности Церкви и общества в специалистах, способных решать церковные и церковно-общественные задачи, то есть нужна подготовка пастырей, ученых, преподавателей высшей и средней школы, катехизаторов, экспертов в области церковно-государственных отношений и пр.

Система богословского образования в России сегодня развивается по двум основным направлениям. С одной стороны, это духовное образование в религиозных учебных заведениях (семинариях и академиях), а с другой - университетская теология.

При наличии общих целей деятельности конфессиональных учебных заведений и университетских теологических структур, они решают различные задачи:

•          первые - традиционно занимаются в большей степени подготовкой священнослужителей;

•          вторые – подготовкой образованных, духовно просвещенных мирян, полезных как Церкви, так и обществу.

Пятница, 02 Сентябрь 2011 13:24

Архипастырь

Автор

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов Денис Анатольевич) родился 27 августа 1974 в городе Грозном в семье служащих. В 1991 окончил там же среднюю школу.

В 1992 по рекомендации настоятеля Михайло-Архангельского храма города Грозного протоиерея Петра Нецветаева, где на протяжении 5-ти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию.

5 апреля 1994 митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.

23 апреля 1994 епископом Верейским Евгением рукоположен в иеродиаконский, а 5 июня того же года в иеромонашеский сан.

В 1996 окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселок Рыздвяный, Ставропольского края.

18 мая 1998 назначен на должность благочинного православных церквей Благодарненского округа и настоятелем Александро-Невского храма города Благодарного.

В 2000 году поступил в Институт дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь), который окончил в 2004 по специальности "Психология".

В апреле 2001 возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Свято-Никольского храма г. Изобильного. В апреле 2004 назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе.

1 сентября 2002 назначен преподавателем Литургики в Ставропольской духовной семинарии.

Для продолжения богословского образования в 2003 поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007.

С декабря 2004 нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского.

24 сентября 2006, в день памяти прп. Силуана Афонского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Феофилакта во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии.

11 августа 2008, после кончины епископа Курганского и Шадринского Михаила, указом Святейшего Патриарха Алексия был назначен временно управляющим Курганской епархией.

6 октября 2008 решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 (журнал № 22) назначен правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению православных приходов в Туркмении.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 13) назначен на Пятигорскую и Черкесскую кафедру.

Священный Синод на заседании 27 июля 2011 (журнал № 67) сохранил за епископом Феофилактом временное управление приходами в Туркмении.

Определением Священного Синода от 15 марта 2012 (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря.

1 февраля 2014 за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.