Фальшивая древность или Новые сказки на старый лад

08.01.2016
Просмотры: 3255

Так почему нас должны беспокоить странные убеждения разрозненных групп несведущих в исторической науке граждан? Потому что граждане эти, увы, вовсе не миролюбивы. Поддельная древняя история не просто преподносится как истинная. Новодельный гость претендует на место хозяина. Все, кто не верит в подделку, объявляются врагами. И здесь неоязычество далеко от миролюбия.

Опасность здесь в том, что язычество вполне способно расколоть русскую нацию. Как не смогло оно собрать ее в древности, так и сейчас, диавол, истинный вдохновитель всех языческих религий, с помощью человеческих грехов и амбиций, рассчитывает вновь расколоть наш народ на новых полян, древлян, кривичей, дреговичей, вятичей и т.д.

Тех из читателей, кто подумает, что я преувеличиваю опасность, я прошу внимательнее посмотреть на то, что произошло с братской нам Украиной. И поинтересоваться тем, какую роль сыграли в этом и псевдохристианские харизматические секты и националисты – неоязычники. Всего два десятилетия разгула этих сил привели к братоубийству и гражданской войне. И у нас нет иммунитета против тех же идеологических технологий. Если сейчас не спохватиться, потом может и не наступить.

На что же ловят людей проповедники неоязычества. Назовем по пунктам:

1. Образ врага. Это не только Православие, хотя оно – самый первый враг. Это представители всех других, особенно не славянских, народов. На врага можно списать все проблемы и неудачи. А разрешение на самосуд и личное насилие над "врагом" опьяняет кровью. И здесь много общего с историческим язычеством. Кто сильнее, тот и прав. Кто сильнее, у того "лучше боги". Это вполне языческий образ мыслей. Именно поэтому мощь и богатство Византии стало первым фактором, заставлявшим язычников – славян обратить внимание на христианство.

2. Эгоизм. Единственным начальником и источником конечной истины для неоязычника является он сам. Его желания, мнения и потребности. Хотя историческое язычество было явлением коллективным, поддерживавшимся и сохранявшимся общиной.

3. Блуд. Практически все реконструкции языческих "богов" имеют фаллическую форму. А иногда поклонение совершается попросту детородному органу. Взрослые люди играют в недвусмысленные игры, которые даже в традиционном язычестве предназначались, прежде всего, для знакомства молодых, не семейных девушек и парней.

4. Безделье и алкоголизм. Современные язычники постоянно сосредоточены на праздниках. Ритуалы "поклонений" часто сводятся к блуду и пьянству. Такое, по сути, инфантильное поведение становится приманкой для современного человека. О трудовых обрядах исторического язычества никто и не вспоминает. Хотя они составляют большую часть того, что нам известно о древних верованиях предков.

5. Близость к природе. Мнимая "экологичность" тоже становится приманкой. Хотя, декларация близости к природе не заставила никого из современных неоязычников отказаться от автомобилей, электричества и уютных квартир со всеми удобствами. Так что сводится она к предпочтению выпивать, закусывать и блудить на открытом воздухе. Заодно засоряя нашу природу мусором и кострищами, уничтожая деревья, чтобы вырезать из них "духов леса".

Реальная история нашей страны гораздо интереснее и богаче самых льстивых языческих фантазий. И одним из противоядий против неоязычества должна быть любовь к своей истории, знание прошлого и гордость за свою страну. Без вычеркивания и подчеркивания отдельных исторических периодов. Когда любовь к своей стране и своему народу без ненависти к другим народам и странам станет, как минимум, признанной и уважаемой точкой зрения, язычество окажется никому не нужным.

Другое противоядие от разрушительного национализма под маской веры, конечно, духовное. Приманки лукавого, которые перечислены выше, стары как мир. Это все те же "похоть очес, похоть плоти и гордость житейская", о которых писал апостол и евангелист Иоанн Богослов (1 Ин. 11, 16). Нам, христианам, хорошо знакомы эти ловушки. Как и многовековой опыт святых в борьбе с ними. Надо только применять эти знания в своей личной духовной жизни.

протоиерей Михаил Самохин / печатается в сокращении / полный текст см. в январском выпуске журнала "Благословенный Кавказ" за 2016

3255