Рождественский пост и Новый год: как отметить так, чтобы не мучила совесть

31.12.2015
Просмотры: 1856

Ведь чаще всего от праздника нам нужны не пьяный угар и безмерное обжорство. В этот день мы ждем радости и счастья, ощущения наступающего нового и лучшего года. А порадоваться и обменяться добрыми и теплыми словами со своими родными и близкими вполне можно и без крепкого алкоголя и "московского" салата.

Если мы хотим поздравить, тех, кто нам дорог, то постные блюда на столе этому не мешают. А бокала шампанского вполне достаточно для праздничной атмосферы. Чаще всего, корни возникновения этого вопроса совсем в другом.

Первый корень – страх осуждения. Мы боимся отметить праздник "не как все". Боимся непонимания и осуждения, злословия и пересудов. Для христианина же быть не таким как все – вполне нормально и даже естественно. А осуждать нас будут все равно. Что бы мы ни делали.

Быть "как все" очень часто означает бездумно грешить. Посмотрите на рынки и супермаркеты 30 и 31 декабря. Толпа в азарте сметает с прилавков столько еды, что половина ее будет выброшена в помойное ведро. А ведь сэкономленные деньги могли бы стать милостыней. Или хорошим подспорьем для семейных бюджетов в долгие праздничные каникулы.

Посмотрите в социальные сети и телевизор. Уже сейчас активно обсуждается очередное животное, которое почему-то у нас назначается символом очередного года. Символом, не имеющим ничего общего ни с нашей культурой, ни с нашей верой. Ни даже с тем днем календаря, в который мы отмечаем наступление Нового года.

Прислушайтесь к звукам во дворах и на улицах. Уже сейчас мы слышим хлопки и взрывы петард, фейерверков и взрывпакетов. И это ничего общего не имеет с праздничным украшением новогодней ночи. Даже если забыть о взрывпакете, брошенном в людей на московской остановке, сколько жертв собирает эта ежегодная бездумная традиция? Причем жертвами, как правило, становятся наши дети.

Второй корень – страх того, что без пьянства, обжорства и неискреннего веселья из телевизора нам будет скучно. Мы отвыкли просто общаться друг с другом, рассказывать истории, делиться мечтами, вместе петь песни. И это те привычки, которые, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы мы их вернули. Может быть, именно новогодняя ночь станет для этого прекрасным поводом. В качестве чего-то нового и необычного, почему бы не попробовать просто вернуться душой к тем, кто с нами рядом? И посвятить эти несколько часов родным людям. Это очень редкое удовольствие и настоящий праздник в наше время.

Третий корень – нежелание себя ограничивать в чем-то ради поста. И эта проблема самая серьезная. Потому что касается нашей веры и наших отношений с Богом. Почему, если мы считаем себя верующими, ходим в храм и просим Бога о помощи в нашей жизни, мы не готовы ради Него даже немного изменить свой рацион? Почему не хотим отказаться от пьяного угара и безудержного веселья ради Христа? Это далеко не праздный вопрос.

Современный человек сразу скажет, что Богу не важно, что мы едим. И даже процитирует Евангелие. Но нам самим важно то, насколько серьезна для нас наша вера в Бога. И проверить это можно только реальными делами. Пост – одно из них. Кроме того что, пост – прекрасный инструмент духовной жизни, открывающий наши немощи и страсти, а значит и помогающий их исцелить, это еще и замечательная проверка того насколько наша вера определяет нашу реальную жизнь.

И, если задумываться об этом, то вопрос, вынесенный в заголовок статьи, это попытка договориться со своей совестью и с Богом. Тревожный звоночек о том, что Бога мы воспринимаем не как цель, а как средство в своей жизни. И как только это средство начинает нам мешать, мы ищем повода от него отказаться.

Но Бог не может быть средством улучшения земной жизни человека. Он может быть только целью этой жизни. Иначе вся наша вера превращается в игру, успокоительную имитацию духовной жизни.

Утешает только одно. Пост продолжается. И когда мы, в очередной раз, обнаружим попытку своей лукавой совести увильнуть в сторону греха, у нас еще будет возможность в этом раскаяться. И встретить Новый год, а за ним и Рождество Христово с радостью, которую не будет омрачать хотя бы греховно проведенная новогодняя ночь.

протоиерей Михаил Самохин

1856