Несколько слов в защиту семьи и семейных ценностей

03.12.2015
Просмотры: 2279

Ничего плохого не хочу сказать про этих людей. Более того, уверен, что большинство из них достойные люди и крепкие профессионалы, но перед ними стоит задача приведения действительности к некой матрице. И это может приводить к тому, что специалист отдела опеки и попечения будет настаивать на оставлении ребенка в приемной семье, где ребенку некомфортно психологически, зато есть большой холодильник и много игрушек. И одновременно будет высказываться против возвращения ребенка матери, хотя та за полгода доказала, что ради ребенка готова горы свернуть. Переборола депрессию, нашла работу, при помощи волонтеров провела ремонт. И самое главное, она любит своего ребенка, а ребенок любит ее.

И получается, что и органы опеки и попечения защищают институт семьи, и наши волонтеры и юристы, говорят о тех же идеалах, а в судебном заседании оказываются по разные стороны.

Бессмысленно и непродуктивно выяснять, кто больше прав в этой ситуации, устраивать борьбу хорошего с лучшим. Правильнее заняться поиском того, что и как может объединить усилия общественников и чиновников, чтобы было больше пользы для наших семей, для наших детей.

Надо признать, что в какой-то момент в новейшей истории России был сделан определенный выбор в пользу идей, свойственных ранней советской политике в семейной сфере.

Это ведь уже в поздний советский период ясли и детские сады стали просто частью социального пакета, а изначально, в двадцатые и отчасти тридцатые годы, они рассматривались как механизм изъятия нового поколения из-под влияния семьи, индоктринации с младенческого возраста.

Сегодня на смену главенству идеологии пришло главенство экономического подхода. Ребенку хорошо, если у него сеть отдельная комната определенного размера, если в холодильнике есть определенный набор продуктов и т.д.

Если у него нет планшета, может быть, лучше передать его другим родителям, которые создадут для него более комфортные условия, чем в родной семье, — так можно было бы сформулировать эту позицию.

Согласитесь, что это странный метод борьбы с бедностью. Все-таки в русской традиции, в традиции народов, живущих в России, в том числе на Кавказе, не приветствуется достижение материального благополучия ценой разрушения семьи.

Есть, конечно, примеры утери социального статуса, когда биологическая мать продает ребенка за бутылку водки, но это уже преступление, против которого выступает и государство, и общество.

Я сегодня говорю о проблемах тех семей, где эту черту не перешли, где есть проблемы, но эти проблемы можно разрешить не изъятием ребенка, то есть разрушением, а созиданием. Мы, например, готовы к сотрудничеству с органами опеки и попечительства. Пусть их сотрудники приглашают наших волонтеров в проблемные семьи. Чиновник может по закону только контролировать? — Не будем призывать его нарушать закон. Но один гражданин может помочь другому гражданину. Волонтеры подключат, если нужно, психологов, юристов, педагогов, социальных работников. Нужно лечение, соберем день на лечение. Дом после пожара, а родители пока не нашли работу? — Поможем с ремонтом, мебелью, бытовой техникой.

Сделаем это, к слову сказать, не от избытка, а просто потому что иначе будет не по-человечески.

Выступая, как защитник семей, должен отметить, что на самом деле внутрисемейных проблем огромное количество. Если обобщать, то так происходит оттого, что в XX веке было разрушено традиционное общество, но какой-то осмысленной альтернативы взамен не было предложено ни одним из режимов, ни одной из идеологий.

И, знаете, оказалось, что несмотря на все изменения жизни, традиционные ценности, в том числе, семейные, регулирующие отношения родителей и детей, старших и младших, так же актуальны, как и сто, и тысячу лет назад.

Более того, эти ценности сегодня востребованы как никогда раньше, потому что наше общество находится на перепутье. Сто лет антисемейной политики привели к массовому отчуждению людей от их социальных ролей. Слово семья сохраняется, но содержание оказывается во многом выхолощенным, а это путь в никуда. Отсюда проблемы: неумение понимать и общаться, безответственное отношение к рождению и воспитанию детей, неуважение к старшему поколению, зависимости разного рода, потеря смысла жизни и т. д.

Конечно, по щелчку пальцев такие проблемы не решаются, но, если вообще ничего не делать, они не решатся точно так же. Давайте начнем с простого и понятного. Организуем родительские университеты, как это делает в Пятигорске общественное движение "Родительское собрание" с его школой семейного благополучия "Лад". Надо проводить беседы, лекции, индивидуальные консультации, ввести в сетку занятий школ курс для старшеклассников "Культура семейных отношений". Тем более, что уже есть замечательные учебники Нины Крыгиной и священника Димитрия Моисеева "Нравственные основы семьи".

И еще одну тему хотелось бы поднять, возвращаясь к правовым вопросам.

Есть по факту многодетные семьи, где существует значительный временной разрыв между старшими и младшими детьми. Например, двое старших детей и через 10 лет еще один-два ребенка. Сегодня такие семьи оказались социально незащищенными, лишились льгот и субсидий, не имеют права на материнский капитал, потому что старшие дети уже достигли 18 лет.

Но это опять какой-то математический подход. Да человек достиг восемнадцатилетия, но еще нуждается в родительской помощи – без профессии и без жилья. При этом мать еще продолжает много внимания уделять младшим детям, а выйдя на работу, не может рассчитывать на доплаты за стаж, не может выйти на пенсию как многодетная и пр.

Поэтому предложил бы для таких семей сохранять статус многодетных до достижения восемнадцати лет младшим ребенком. И это не будет благотворительностью, ведь семья в этом случае выполняет важную социальную функцию, беря под опеку гражданина.

Из выступления архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта на секции "Медико-психологические проблемы современной семьи, материнства и детства, правовая защита семьи, материнства и детства" IV Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора (1 декабря 2015)

2279