О любви и верности

27.09.2015
Просмотры: 1332

В нашей жизни нам предлагают множество, как сейчас принято говорить, современных взглядов, один из которых звучит жестоким приговором по отношению к детям – надо пожить для себя. Сначала поживем для себя, обустроим свою жизнь, а потом уже подумаем о детях. И этот приговор всегда будет страшным препятствием для детской радости. Этот приговор всегда будет тем самым горьким и кислым наследством, той оскоминой, с которой придется жить нашим детям.

Праведные Иоаким и Анна, несмотря на непростые испытания, которые Господь послал им; несмотря на горечи, которые им пришлось с лихвой испить из рук родных, близких и друзей, сохранили в себе одно главное свойство родителей. Пожалуй, самое главное, которое делает родителя по-настоящему родителем – жизнь не ради себя самого. Каждый из них, обращаясь друг к другу, жил друг для друга.

Жить друг для друга, означает, — не иметь для себя никакой нужды, кроме нужды того, кто рядом с тобой. Не прикасаться ни к какой радости, кроме той радости, к которой прикасается тот или та, что рядом с тобой. Не давать никаких клятв, кроме той, которую ты дал, или ты дала, тому, кто рядом. Не посвящать своей любви всего самого себя, никому, кроме того человека, кому ты посвятил себя в Таинстве Брака. Это и есть настоящее родительское призвание – жить не для себя.

Если спросить у родителей, когда они воспитывают маленьких детей: а что является главным в вашей жизни? Они, конечно, скажут – дети. Но всю ли твою жизнь ты сохраняешь такую горячую любовь к своим детям, такую горячую любовь друг к другу? Всю ли свою жизнь ты сохраняешь любовь, прежде всего, к тому, кому ты обещался или тому, кому ты обещалась? Сколько горьких свидетельств приходится нам слышать, когда мужья оставляют своих жен, или, когда жены оставляют своих мужей. И все эти свидетельства происходят из одного лишь только обвинения: этот человек начал жить только для себя, меня она не видела. Или говорит жена, бывшая, "меня он не замечал". Как только в браке каждый начинает жить для себя, этот брак подвергается страшнейшему испытанию, он становится на краю пропасти человеческой жизни, шагнув в которую, ты уже никогда больше не станешь счастливым человеком.

В наше время нам приходится так часто слышать разные причины изменения брачным обещаниям: не сошлись характерами, прошла любовь, прошли чувства, встретил другую, нашла себе другого, более настоящего. Мы слышим сегодня причины расторжения брака, которые ужасают. Но вместо того, чтобы ужасаться этому, как нередко мы это еще поддерживаем: "ну да, конечно, тебе лучше быть с ним", "ну да, конечно, тебе лучше быть такой". Когда мы слышим эти причины, которые прямо свидетельствуют, что человек живет только сам для себя, мы еще и потворствуем этим причинам.

В некоторых случаях, а бывает даже и во многих случаях, в том, что рядом с нами муж и жена теряют друг друга, бываем виновны мы с вами. Когда видим, что наш друг увлекся лукавым чувством, страстью, и вместо того, чтобы остановить его, еще и поддерживаем по-дружески "давай, давай, ничего, все так живут". Когда видим, что наша подруга растрачивает слово верности и увлекает свою душу страстью, вместо того, чтобы остановить ее, некоторые говорили – "давай, давай, надо проучить его, пусть побегает, пусть поревнует, пусть попереживает". Делаем это вместо того, чтобы остановить их и сказать: "Друг, что ты делаешь? Это же безумство, гони это прочь от себя, будь верен своей супруге. Буду молить о тебе Господа, чтобы ты никогда не преступил обещания верности". Или сказать подруге: "Что ты делаешь? Не безумствуй. Остановись в своей ненависти или раздражении, или страсти, или в ревности. Остановись, не уничтожай этой страстью дар, который Господь тебе дал".

Когда расстаются люди, теряют благословение брака, нередко мы говорим об этом с некоторой легкостью или с каким-то безразличием, хотя, конечно, и с сожалением. Да, сегодня много разводов. А ведь этого развода могло бы и не быть, если бы ты был настоящим другом, а ты была бы настоящей подругой, и каждый из вас вовремя остановил, помог преодолеть эту страсть, помог удержаться от греха. Сколько бы тогда было бы сохранено семей.

Иоаким и Анна, родители Божией Матери, показывают нам пример супружеской верности, показывают нам пример преданности супружеской. Они до престарелого возраста не имели детей. Но я могу сказать с уверенностью и убежденностью: сколько семей они сохранили. Наверное, когда какая-либо подруга Анны говорила ей: знаешь, как мне тяжело с моим мужем жить. Она ее обнимала по-дружески и говорила ей: ты только будь верна, и Бог даст тебе счастье. И когда ей, наверное, подруга отвечала: "Где же Бог тебе счастье дал? У тебя дитя нет". Она говорила: я счастлива тому, что живу ради другого и никогда не изменяла своей клятве, и Бог со мной.

Когда Иоакиму кто-то из друзей говорил о своих сложностях, когда он видел, наверное, проблемы своих близких, родных, друзей, которые были на грани правильного или неправильно выбора, Иоаким по-дружески говорил: только сохрани верность, и Бог сохранит вам Свое благословение, ибо всякому верному верен, и Бог в наших просьбах и вере. Они сохранили множество и множество семей примером своей собственной верности друг другу, и этот пример сегодня Церковь поставляет нам в утешение, в назидание. И в конце концов Господь не оставил и их молитв, и им даровал великое утешение. И родилась у них замечательная дочь, которую они назвали Марией – Ту, о Которой говорит Церковь "Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим". Видите, как верность двух людей преклоняет милость Божию к человеческому роду.

Сегодняшний праздник удивительной любви двух людей становится для каждого из нас и утешением, и назиданием, и силой. Никогда не будем безразлично относиться к тому, что делает рядом мой друг: если это друг, всегда поддержи его, чтобы он не споткнулся и не упал. Никогда не будем с безразличием относится к тому, что делает подруга: если это твоя подруга, настоящая, твое призвание – беречь ее от дурных поступков. Кому ей доверить свою слабость, как ни друзьям? И мы должны это доверие оправдать перед Лицом Божиим. Ведь нам тоже придется ответить перед Богом за их потерянный брак, если сами мы ничего не сделали, чтобы сохранить его. Или, наоборот, даже этому потворствовали.

Помолимся сегодня Иоакиму и Анне и вместе с ними порадуемся Рождеству Пречистой Богородицы, пришедшей в мир, дабы Ее посредством Господь воплотился в мир людей. Помолимся благочестивым родителям о том, чтобы и наши друзья были родителями благочестивыми. Помолимся им о том, чтобы они помогли сохранить и нам наши обещания верности, преданности, чистоты и честности. Помолимся им о том, чтобы они подарили и нам радость такую же, какую Господь подарил и им, когда у них родилась Мария, день Рождества Которой сегодня мы празднуем.

Слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 2015, в Успенском храме станицы Ессентукской

1332