Что и зачем мы освящаем

23.09.2015
Просмотры: 2286

— Однако о том, чтобы не оскорбить Бога, как-то не думается. За рулем освященного автомобиля нарушают правила дорожного движения, в освященном доме ругаются и сквернословят. А потом удивляются, – обряд провели, наклейки и иконы повесили, а мира нет.

— Мысль, что освятил жилище и все будет в порядке, откуда не возьмись, пропадут болезни, – это ложь, непоследовательное умозаключение. Счастье будет только тогда, когда после обряда освящения каждый из живущих в этом доме исполняет Заповеди Христовы и живет по Евангелию, стремясь быть полезным своим ближним и помогая друг другу. И если это соблюдается, совершенно естественно человека ждет мирная, спокойная жизнь, материальный достаток. Кроме того, вспомним: когда человек приходит в наш дом по нашему приглашению, мы десять раз подумаем, как и что сказать. Мы не позволим себе обидеть или оскорбить гостя. Но почему-то позволяем себе пригласить в наш дом Бога во время обряда освящения, а потом ежедневно Бога же и оскорблять.

— В стремлении приспособить церковные таинства к бытовой жизни человек дошел до абсурда. Например, в Интернете существуют многочисленные руководства, как сэкономить на требе и самому освятить дом с помощью… святой воды и ладана!

— В таком случае, мы можем просто заставить все свое помещение иконами, свечами, кадить там постоянно, но в этом не будет никакого смысла. Это – просто попытка заставить самого себя поверить, что вокруг тебя происходят какие-то изменения в лучшую сторону. Ведь нельзя заставить человека не грешить, это свободная воля христианина. Выбор человека: или отзываться на зов Христа, или оставаться в духовной пустоте. Поэтому, если мы рассчитываем, что, запалив свечу, принеся домой икону Богородицы и даже не обращаясь к Ней в молитвах, мы сделаем какой-то духовный подвиг. В данном случае икона, как и свеча, исполняет чисто утилитарную цель. С точки зрения суеверных людей эта цель – ограждать себя от злых людей. Но с точки зрения христианина – это глупость.

— Другая крайность – просить, чтобы священник отчитал от сглаза или порчи — те или иные предметы. Украшение, доставшееся от покойной родственницы, подарок, полученный от недоброжелателя, – чего только не носят "на отчитку" в храм сегодня.

— Не так давно пришла ко мне девушка с просьбой освятить нательный крестик и еще две золотые булавочки. На что я спросил – а булавки зачем? Ну, как же, батюшка, – чтоб от сглаза защищало. Я, конечно, крестик освятил, но от манипуляций с булавочками отказался. Это – нонсенс, нелепица, чтобы булавка кого-то защищала. Я ей попытался объяснить, почему я отказал, и надеюсь, что она поняла. На самом деле, в Требнике у нас есть молитвы на освящение всякой вещи. И это – нормальное желание христианина освятить молитвой предметы, которые он использует. Но это не какая-то духовная "чистка", как говорят сегодня. Это не что иное, как попытка каждый предмет своей жизни связать с Богом и использовать его потом как некое напоминание и поддержку.

Суеверие — предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещания будущего и влияния на него посредством потусторонних сил. Стало быть, суеверия совершенно противоположны христианству.

Беседовала Ксения Петрова, журналист

2286