Домашнее задание: помогаем детям учиться дома

10.09.2015
Просмотры: 5185

Но домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепил новые знания, потренировался в выполнении простых и сложных заданий, проверил себя. Оно необходимо и потому, что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники "домашку" оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости ни нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Серьезное дело

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Можно предложить ребенку заниматься своими делами "вместе": "Я буду готовить обед в течение часа, а ты в это время тоже будешь занят своим делом, домашним заданием". Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошел он гулять во двор — его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть — ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребенка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, — значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

За первый год обучения ваш малыш заполнит 20 тетрадей, прочтет от корки до корки 5–7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения… ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Ребенок быстро понимает, что выполнение домашнего задания можно "повесить" на уставших после работы маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще все сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а "пальто" — это словарное слово и всегда пишется через "а". Увы, так бывает часто. Вместо того чтобы самим заниматься необходимой самостоятельной тренировкой в усвоении материала, младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! Помните, что, выполняя задания за ребенка, вы как будто говорите ему: "Ты слишком глуп и слаб. Без помощи ты не справишься".

Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать детям дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), взрослые сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

Какой должна быть атмосфера домашних уроков и чем она должна отличаться от школьной?

• Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить его в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе, и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается. Расскажите, что все ошибаются (и вы не исключение), что только методом проб и ошибок можно добиться чего-то стоящего. Так вы научите свое чадо любознательности и интеллектуальному упорству.

• Выполняйте с ребенком только то, что задано учителем. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4–5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он делает уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

• Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные. Сделайте перерыв и потом опять повторите.

• Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

• Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

• Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может "заучить" ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так", "это неправильно".

• Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной дополнительной тяжелой нагрузкой, цели которой ребенок не знает и не понимает.

Елена МАКЕЕВА / Полный текст публикации смотрите в сентябрьском выпуске журнала "Благословенный Кавказ" за 2015 год

5185