Родные могилы

30.04.2015
Просмотры: 1949

В то же время, у этой проблемы есть и другая сторона. Никто не предлагает сносить ухоженные могилы. Речь идет о заброшенных захоронениях. По сообщениям СМИ: "определять степень заброшенности могил будет специально сформированная комиссия, куда войдут представители органа государственной власти региона, прокуратуры, "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор", цитируют "Известия". При проверке вероисповедальных кладбищ к комиссии будет подключаться представитель той или иной конфессии.

Согласно законопроекту, могила будет признана заброшенной, если находится "в ненадлежащем состоянии", информация о похороненном отсутствует так же, как и о лице, ответственном за могилу. При этом если на могиле присутствуют намогильные сооружения, она не может быть признана брошенной.

После того, как комиссия сочтет, что место захоронения может быть ликвидировано, документы подаются в суд, который выносит окончательное решение. Если решение суда будет положительным, останки отправляются на кремацию, а затем в "могилу невостребованных прахов" или организовывается перезахоронение, если кремация не может быть проведена".

То есть предлагается целая процедура, перекладывающая ответственность за осквернение могил на комиссию, в которой будут заседать чиновники множества ведомств. Санкционировать кощунственное действие предлагается суду. Имея представление о загруженности судей, боюсь представить себе то, каким образом на практике будут приниматься подобные решения.

Конечно, возникает повод для праведного гнева и правомерных вопросов о морали тех людей, которые предлагают подобные решения. Но мне хотелось бы поговорить о совести тех, благодаря которым такое состояние могил на наших кладбищах становится возможным. То есть о нас с вами. О многих из нас.

Ведомство приводит страшную цифру. По данным министерства, площадь заброшенных захоронений в России составляет 18–25 тысяч гектаров. При соблюдении законных норм это от 50 до почти 70 миллионов заброшенных могил. И находятся они не где-то на полях боев. Они располагаются на кладбищах, рядом с могилами наших родных и близких. Теми, которые мы, хотя бы раз в год, убираем, приводим в порядок.

И в этом случае разговор уже идет о нашей совести. Это мы не только не убираем соседнюю могилку, за которой некому ухаживать, но еще и норовим устроить на ней мусорную свалку. Просто ленясь вынести мусор до контейнера. Это мы ставим вопрос о том, чтобы за счет соседней заброшенной могилы увеличить ограду семейного захоронения на кладбище. Это мы используем заброшенные могилы как место для пикника. Увы, и такое приходилось видеть!

В последние годы с нашим отношением к усопшим и их могилам происходит что-то страшное. Мы все чаще стремимся как можно скорее похоронить усопшего, пренебрегая христианской традицией. Мы делаем могилы своих родственников не местом молитвы, а местом обжорства и пьянства.

Неудивительно, что в умах наших чиновников возникают идеи многоразового использования могил. Понятно, что за этим стоит перспектива повторной продажи иногда очень недешевых мест на известных кладбищах. То есть бизнеса на осквернении могил, в том числе, православных христиан.

Когда я был маленьким, мама всегда брала меня с собой на кладбище, идя прибирать могилы. И всегда она убирала не только свою, но и соседнюю могилу своих знакомых, у которых уже не было живых родственников. И еще одну могилу, о которой она ничего не знала, но которая была рядом.

И так делала не только она одна. Большинство наших мам и бабушек поступали точно так же. Верю, что многие из них делали это потому, что знали, что всякая могила православного христианина – им не чужая. Там лежит точно такой же брат или сестра во Христе, как и те, кто являются нашими родственниками по плоти.

В Европе и США существуют специальные фирмы, которые за приемлемую плату ухаживают за могилами. И многие люди, приобретая место на кладбище, сразу оплачивают уход за захоронением на много лет, а то и десятилетий, вперед. Может быть и мы, когда-нибудь придем к такому положению вещей.

Но в ближайшей перспективе только наша вера, христианское отношение к могилам своим и соседним может изменить ситуацию. И избавить нашу совесть от укора за то, что мы своим отношением сделали возможным существование заброшенных могил. Пусть чужих, но, все же, родных.

протоиерей Михаил САМОХИН

1949