Печаль о Боге в радость претворится

26.02.2015
Просмотры: 2180

Можно еще долго перечислять причины для печали, но механизм везде будет одинаков. Но есть ли в печали смысл? Или по-другому задам вопрос. Есть ли такая печаль, которая превыше всех других? Или печаль, от которой можно получить пользу? Святые отцы прямо говорят о такой печали. Они говорят, а мы почему-то нет.

Честно сказать, за время своей жизни ни разу не слышал этого ответа на вопрос: почему ты печален. Того ответа, который сейчас скажу, того ответа, о котором говорят святые отцы, о печали, благодаря которой можно стать беспечальным во всем, что я только сейчас перечислил.

Печаль о Боге. Вот никогда не приходилось услышать именно такой ответ. Я печален о Боге. Я опечален тем, что согрешил. Я опечален тем, что оскорбил своего Создателя, своего Небесного Отца. Я печалюсь о Боге.

Если рассмотреть каждую печаль, хотя бы из тех, которые мы здесь перечислили, обнаружится удивительная вещь. Причины у всех этих печалей окажутся очень похожими: наше оскорбленное самолюбие, гордость, или реакция на нашу эгоистичную любовь, или реакция на наше безразличие к другим. Причина каждой из этих печалей, если уж честно говорить, это мой собственный грех.

Мы хотели бы, чтобы завтрашний день был беспечальным. А сегодня что мы посеяли? Искреннюю любовь к кому-то, так, чтобы там был самый главный не я? Сомневаюсь. Настоящую дружбу, но так, чтобы не против кого-то? Тоже сомневаюсь. Мы посеяли семейное благополучие? Это тогда, когда мы не ответили на вопрос своему ребенку, сыну или дочери, или тогда, когда мы очень грубо и жестко сказали: "отстать, не до тебя сейчас", или, когда муж жене и жена и мужу просто уже забыли, когда говорили друг другу "доброе утро, и пусть Бог благословит наш день"?

Мы живем, как гонщики на соревнования, быстро. Вот поэтому и жизнь у нас такая печальная. Все мы делаем с мыслями не сегодняшнем дне, а о завтрашнем. Сейчас стоим на службе, а мысли уже о завтра, о послезавтра, куда-то ехать, что-то сказать, делать. Мы уже живем завтрашним. А сегодняшним не хотим пожить. А ведь Евангелие прямо говорит нам: что ты заботишься о дне завтрашнем? он сам о себе позаботится; тебе довольно заботы о дне сегодняшнем. Вот тогда завтрашний будет без печали.

Святая Церковь опытом святых отцов учит нас печаловаться о Боге, т.е. печалиться о своих грехах. Печаловаться о Боге, значит, видеть свою вытоптанную жизнь, понять, что грязные следы в твоей жизни оставил только ты сам. Никто тебе не вытаптывал ее, и никто тебе дорогу не переходил. Сам ты все это сделал, с легкостью, не замечая, не размышляя, не останавливаясь ни перед чем, бегом, бегом, бегом. Печалование о Боге – это сожаление о дарах, которые мы не использовали. Вот печалование о Боге – это, когда я искренне говорю: Господи, прости меня, с человеком, дорогим моему сердцу, я так и не поговорил, и даже не сказал никаких обычных человеческих слов, все больше о каких-то делах, заботах, прости меня, Господи.

Печалование о Боге – это тогда, когда ты смотришь на своего ребенка, и понимаешь, что для него главное не только, чем ты его накормишь, во что ты оденешь, это, конечно, важно, это нужно, но это не самое главное. Ребенок ждет от тебя слов, которые могут сказать только мама или только папа. Ведь в течении дня ваш ребенок услышал столько слов вокруг себя разных, кстати сказать, иногда очень горьких, колких, скверных, грязных, но слов, которые могут сказать только мама и папа он ждет, и сегодня вечером тоже ждет. И печаль, когда ты не сказал. А если успеешь, обязательно сегодня еще скажи. Ведь таких слов никто больше не скажет твоему сыну и твоей дочери.

Печаль – это когда муж не сказал добрых слов своей жене, жена забыла сказать мужу самое главное и самое дорогое, сказала все, кроме того, что может сказать любящий человек, тоже и к мужу относится. Вот эта печаль о Боге, о тех дарах, которые нам Бог дал, а мы их не использовали, и может сделать нас беспечальным, может сделать нас людьми, которые не будут печаловаться от человеческого.

Конечно, будет многое нас касаться, что-то расстраивать, но пусть по-настоящему печалит нас только это – печаль о Боге. А все остальное пусть будет поводом для более крепкой молитвы, но не станем поводом для тоски, для горечи, для слез, плача. Нет, оплакивать можно только грех. Горевать можно только о Боге и печалиться можно только о Боге. Тогда все другое покажется уже иным – не главным, не важным, а самое главное, тогда завтрашний день ваш не будет вытоптан нашими сегодняшними печалями не о Боге.

В этот вечер чистой среды призываю всех вас поразмышлять над этим, и продолжить эти слова в своей совести, в своем внутреннем диалоге с самим собой, согласиться или поспорить с ними, во всяком случае, обязательно подумать об этом, какая моя печаль, и может быть пора избавиться от ненужных печалей, а только одну найти для себя, благодаря которой сделать свою жизнь беспечальной. Жить дарами жизни, которую Бог даровал нам сегодня и сейчас. Уметь любить, дружить, заботиться, трудиться, молиться, надеяться, уметь прощать, одним словом – сеять, чтобы за спиной оказалась вспаханная земля с вашими свежими посевами, но не вытоптанная с бесконечным топтанием в одном и том же, с одним и тем же, одним словом, бесполезным.

Молю Бога, Его Пречистую Владычицу Богородицу, нашу Небесную Ходатаицу, Покровительницу, чтобы милосердный Бог даровал каждому из наших сердец печаль, которая была бы нам во спасение, в пользу, в радость, в надежду. Аминь.

Слово архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Великого покаянного канона в чистую среду, 25 февраля 2015.

2180