Совсем не про блины

26.02.2014
Просмотры: 1486

Отмечая с традиционным русским размахом Масленицу, люди порой забывают о том, зачем была установлена эта сырная неделя, что приходит время начала покаяния, что мы находимся в преддверии Великого поста.

Разного рода издания тиражируют лубочный образ Масленичной недели как времени безудержного гулянья и разгульного веселья – с кулачными боями, ритуальным сжиганием чучела Масленицы, неумеренным пьянством и объедением. Даже в православной школе дети на вопрос: "К чему нас готовит Великий пост?" – однажды ответили мне хором: "К Масленице!" – настолько сильны были впечатления от праздничных гуляний.

Известная "народная мудрость" гласит: "Чтобы хорошо покаяться, надо сначала вволю погрешить". Но разве она может быть приемлемой для православного христианина? "Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно, – так о масленичных днях писал святитель Тихон Задонский. – Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина".

В попытках "воцерковить" масленичные гуляния на многих приходах сейчас утверждаются прекрасные традиции: кормить на Масленицу блинами неимущих, собирать за праздничным столом вместе взрослых и детей, навещать болящих и приносить радость немощным, устраивать благотворительные ярмарки. Так Сырная неделя наполняется делами любви и милосердия, о необходимости которых нам вновь напомнило воскресное Евангельское чтение в неделю о Страшном суде, которое звучало в храмах накануне Масленицы. И в песнопениях сырной седмицы этот призыв неоднократно повторяется: "Предочистимся ныне, не брашны токмо, но и деяньми, и начнем вернии теплым помышлением: да Создателю светли явимся во веки".

Не все, к сожалению, знают об особенностях церковного устава, согласно которым совершаются службы этой недели.

Весь богослужебный строй сырной седмицы – "светлое предпразднство воздержания, светлое предпутие поста", которое готовит нас ко вступлению на поприще Святой Четыредесятницы.

Богослужения этих дней наполнены чувством покаяния и устремления к Богу: "Отверзошася божественнаго покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в Царствие Небесное".

В среду и пятницу уже не совершается Божественная литургия, а накануне этих дней за вечерним богослужением впервые звучат слова покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего…"

Субботнее богослужение сырной седмицы посвящено подвигу преподобных и богоносных отцов, в подвиге просиявших. Церковь совершает память молитвенников и постников, преподобных отцов и жен.

В воскресенье же (Неделю сыропустную) вспоминается изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, которые являются источником многих грехов, отдаляющих нас от Бога.

Святая Церковь предлагает нам пройти эту седмицу приготовления к Великому посту шагами сугубой молитвы, воздержания, дел милосердия и любви. "Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством: но в чистоте помышлений усердно внидем".

Екатерина Ткаченко, катехизатор московского храма Всех святых на Соколе

Источник: http://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/12976/

1486