О радости Входа во Иерусалим

03.05.2024
Просмотры: 51

«Вход Господень в Иерусалим — это радость Того, Кто идёт умирать за нас и наша радость Тому, Кому мы нужны. Кому мы нужны. Это радость побеждённого одиночества, это радость смелых, это радость достойного настоящего человека, любящего Отца, это радость Того, на Которого мы взираем с особой надеждой».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Господь грядёт на вольную страсть. Господь идет умирать. В нашей жизни тогда, когда мы размышляем о многих вещах, есть некоторая вещь, о которой как бы не принято говорить. Ну, во всяком случае, мы об этом редко, совсем редко говорим за большим собранием родных, близких. Но мы это всегда говорим самим себе, наедине с собой. Это смерть.

И сейчас у меня нет никакого желания, говоря о смерти, говорить что-то, что могло бы испугать. И вообще, надо сказать честно, и признаться себе, что, когда мы говорим об этом, если вдруг с кем-то начали говорить, могут ответить: «зачем ты пугаешь?». А ведь на самом деле, да, есть чего пугаться.

Праздник Вербного воскресенья, Входа Господня в Иерусалим – это самое время поговорить о смерти. Праздник – поговорить о смерти – именно так. Именно так. Потому что этот сегодняшний день, и сегодняшнее евангельское воспоминание, оно, всё дышит этой проклятой смертью, как тень, которая нападает на человека, скрывая за собою лучи солнца. Иногда, как безнадёжность, которая собою всё поглощает. За ней ничего не разглядеть.

Христу сегодня моют ноги, отирают миром и готовят Его к погребению. И те, которые присутствовали, совершенно обычно удивлялись: «ну, разве можно вот так тратиться по-пустому, когда можно было бы это миро продать и раздать нищим?», - говорит Иуда Искариотский, потому что во всём видит выгоду для себя. Но не видит вечной жизни.

Наша нынешняя жизнь, вообще, в принципе, наша человеческая жизнь, она, пропитана, она просто пропитана и соткана из того, что сейчас мне нужно, и не только из этого. Если бы только из этого. Она соткана из того, что заставляет меня мечтать о будущем. И при этом, в этом будущем, в моих мечтах, желаниях, шагах, стремлениях, усилиях есть только моё собственное счастье, в котором очень редко встретишь Того, Кто подарил тебе жизнь.

Господь, видя человеческое одиночество, и от падения прародителей, небо, которое закрылось перед человеческой душой, и ад, который открылся перед человеком, всяко искал спасти человека.

Его любовь, она, приходит не потому, что её зовут, а потому, что она не может не быть там, где Он подарил жизнь. Да, кстати, иногда некоторые говорят: «я не просил меня спасать». Это, наверное, звучит также странно, если бы тот, кто вырос, сказал своему родителю: «я не просил дарить мне жизнь».

Но любовь никогда не отзывается на просьбы. Любовь действует вне просьб, потому что она, как дыхание жизни, всюду сеет жизнь. И она не ждёт того, чтобы её умоляли. Она или есть, или её нет. Если ты живёшь, значит она есть. Когда человеческая душа была переполнена страданиями и болями, в мир приходит Бог.

Он приходит, как Родитель, чтобы Своё взять Себе, обнять, чтобы открыть двери вечной жизни, чтобы победить смерть. Да, ту самую смерть, о которой мы так боимся говорить, смерть, о которой даже как бы не принято говорить.

Но Он пришёл не сказать о ней и не напомнить о ней коварной, лукавой, лживой, трусливой, но, вместе с этим, смерть как ненасытное животное, которое поглощает и поглощает. Он пришёл напомнить не об этом. Он пришёл упразднить её в вечности. Он пришёл разрушить её всевластие. Ведь до пришествия в мир Христа Спасителя ни одна даже праведная душа не могла достигнуть неба. Оно было закрыто смертью. Бог пришёл Собой закрыть смерть от нас.

Вход Господень в Иерусалим – это тогда, когда Он вышел на бой, как воин, как любящий Отец, который за Своей спиной оставляет Своих детей, а Свою грудь подставляет под удары лжи, неправды, суда, распятия, гвоздей, копия, гроба. Вход Господень в Иерусалим – это радостный и, вместе с этим, очень печальный и бесконечно невыразимый в словах праздник. Осанна в вышних идёт Тот, Кто уже победил смерть – Лазаря воскресил. Значит Он может многое сделать в жизни людей. Он может установить справедливость. Он может сделать Своей силой, ведь Он обладает этой силой. Смотри, мёртвых поднимает. Он может установить такое царство справедливости, что всё будет, как надо.

Но Господь идёт на смерть, чтобы установить только одно Царство справедливости – Своей любви, на которую кто-то отвечает: «Осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне», а кто-то закричит через 5 дней: «распни, распни Его».

Отец никогда не приходит, чтобы отобрать. Тогда это не отец, и ты ему не сын. Отец всегда приходит, чтобы отдать Своё последнее, что может. И вот сегодня Вербное воскресенье, и приходит воплотившийся Бог, любящий Отец, чтобы отдать Свою жизнь. Всю эту неделю Он будет идти на Голгофу. И все эти дни мы будем вспоминать Его восшествие на Крест.

Да, мы знаем, теперь мы знаем, что Он воскреснет. Он победит эту проклятую смерть и откроет этой победой нам двери жизни вечной. Но это мы знаем теперь. Но и теперь же мы знаем, что эта победа далась ценой Его крови. Вербное воскресенье — это торжество идущего любящего Отца, это тогда, когда ты видишь бесконечно для тебя дорогого Человека и Бога, Который ничего не требует взамен, кроме как разве одного – может быть у тебя хватит мужества быть благодарным за это. Ну, и собственно, может у тебя хватит мужества не бояться больше смерти, потому что «Я, - говорит Господь, - победил её».

А не бояться смерти – это значит жить не в себя, как говорит апостол, а в Бога богатеть. Это значит насыщаться той жизнью, которую Бог даёт тебе, а не жизнью других. Это значит любить. Это значит прощать. Это значит надеяться. Это значит бороться. Это значит отдавать. Это значит плакать. Это значит утешать других. Это значит молиться.

Благодарить Его – это значит идти с Ним рядом и не бояться никаких страданий и испытаний в жизни, которые тебе не обойти никакими хитростями и уловками.

Христос приходит в Иерусалим и входит в него с такой торжественностью, въезжает на ослёнке с такой славой и хвалой, что некоторые изумляются. На что Христос отвечает, что «если они замолчат, то камни возопиют». Даже камни, оказывается, могут быть способны ответить на любовь. Камни возопиют, говорит. А я не всегда. И не потому, что я твёрже камня, а по какой-то другой, впрочем, мне хорошо известной причине.

Вход Господень в Иерусалим — это радость Того, Кто идёт умирать за нас и наша радость Тому, Кому мы нужны. Кому мы нужны. Это радость побеждённого одиночества, это радость смелых, это радость достойного настоящего человека, любящего Отца, это радость Того, на Которого мы взираем с особой надеждой.

Господи, Господи, идущий на вольную страсть, чтобы победить эту проклятую смерть, дай мне этой победы, чтобы и мне победить смерть своего неверия, чтобы и мне победить смерть своего отчаяния, чтобы и мне победить смерть своего сомнения, неблагодарности, жестокости, подлости, хитрости, трусости. Господи, дай мне победить то, что при жизни делает меня как мертвеца. И не будем бояться говорить о смерти, потому что есть Тот, Кто принял её за нас. И больше в вечности её нет. Хотя и в нынешней временной жизни нам придётся ещё пройти сквозь её цепкие объятия, но теперь ей не поглотить бессмертной души, теперь она не сможет её забрать в своё царство, если в этой душе будет жить победа Того, Кто сейчас идёт умирать за нас с тобой. Аминь.

28 апреля 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

51