О призыве преподобного Андрея

13.03.2020
Просмотры: 1292

«В каноне преподобного Андрея Критского есть удивительный призыв человека, который встал и пошёл обратно к Богу, несмотря ни на какие тяжести оков своей жизни. Омыв их покаянием, сняв их с себя, преподобный Андрей говорит: Господи, скажи и мне эти драгоценные слова: ныне же со Мной будешь в раю. То есть: Господи, чтобы мне теперь уже почувствовать Твой пресладостный рай в тишине моего сердца, почувствовать Твой рай в светлости моей души, почувствовать Твой рай в радостях моих мыслей, которые больше не проклинают, которые больше не скрипят недовольством, которые теперь говорят: Господи, Ты везде! Ты, Господи, истинная любовь! Ты, Господи, смысл всей моей жизни!»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные дорогие отцы, дорогие братья и сестры, сегодня мы вновь собираемся в храме, чтобы стать соучастниками удивительного откровенного смелого и решительного и прямого разговора преподобного Андрея Критского с Богом. Это свое общение он запечатлел в удивительном каноне, который мы читаем в первые дни начавшегося Великого спасительного поста.

Какими удивительными поучительными и, в тоже время, вдохновляющими могут быть откровения жизни человека! О чём чаще всего, о каких своих жизненных поступках мы рассказываем другим? Да, о том же, о чем говорит и преподобный Андрей Критский в своём каноне. Он также вспоминает и свои мысленные падения, и свои грехи, и свои страсти. Он также вспоминает всё то, что, пожалуй, каждый из нас мог бы о себе рассказать самому надежному другу.

Но в чём его рассказ так разительно, а для нас и поучительно, отличается от многих наших рассказов? Вот мы нередко можно услышать слова от своего собеседника, да, может быть, и сами эти слова произносим: мол, да, разве найдёшь сейчас человека без греха? Да, и вообще, есть ли человек без греха? Никто не без греха. И иногда эти самые наши рассказы становятся для нас как будто бы совершенно обыденным и естественным делом.

Но преподобный Андрей говорит нам: душе естественно быть с Богом. Та, которая была создана Творцом, всегда счастлива и трепетно свята, чиста, когда она находится в руках у своего Создателя. Человек сам создан для славы Божией. Ведь когда Господь сотворил человека, то сказал: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему».

Всё человеческое естество, всё наше строение создано не для служения греху. Оно создано для служения Богу, для вечности. Вот потому грех становится страшной отравой для человека и разрушает в нас вечность, когда мы прилагаем свою волю ко греху, отдаем себя греху. И, напротив, совершенно трепещет сердце и радуется душа, когда возвращается на голос любящего Отца, когда находит Бога.

Преподобный Андрей рассказывает нам историю, как он услышал Бога среди многоголосия человеческих жизней, как он услышал Бога также, как слышали его кающиеся грешники, которые сначала от своей испорченной воли, воспользовавшись ею, пали в грех. Но не остались лежать во грехе. Как хорошо об этом говорит преподобный Серафим Саровский: праведника от грешника отличает только одно – решимость.

Когда праведник встает от греха, когда он смотрит на себя и не говорит себе лживо: я – как все, и жизнь моя – как у всех, и всё, что я делаю, то делают и все. И не обманывает себя этими страшными словами. Преподобный Андрей говорит: не для того я был Тобою, Господи, создан, любовью, чтобы стать вместилищем греха. Рассказывая о своей жизни, он показывает нам самое драгоценное, что может быть у нас – устремление к Богу, возвращение к Богу.

Покаяние – это человек, который выпрямился, это человек, который встал на ноги. И дело не в том, что ты становишься не как все, или другим, дело в том, что ты становишься таким, каким создал тебя Бог – для Себя, для того, чтобы ты стал сосудом, вмещающим Его бесконечную отцовскую любовь.

Канон преподобного Андрея Критского приводит нам множество свидетельств людей, которые смогли перестать быть как все, смогли перестать себя обманывать: мол, ну, это ещё не такой уж страшный грех, я же никого не убил, я же никого до смерти не обидел. А свою душу? А свою душу, которая, как мертвец, становится бездыханной перед добрым делом, разве я не погубил? А свою совесть, которая во мне голос Божий, разве я не заставил её молчать, хотя и не сделал, как говорю, сам себя обманывая, ничего страшного?

Но мало-помалу, один раз прогневавшись, в другой раз обманув, третий раз не простив, иной раз отомстив, мало-помалу, сказав одному горькое слово, и открыв бездну, источник горьких слов, которые потом разнеслись мутной грязной рекой вокруг меня, разве я не погубил не только своей собственной души, но и тех, которые соблазнились от моего поступка, от моего слова, от моей несмелости, от моей двуличности?

Преподобный Андрей, приводя нам образ покаяния, говорит нам о том, что каждый раз, когда душа сползает в сторону греха, она не может остановиться, если не остановить её покаянием. Сначала бывает малое, затем тем и великое. От Бога не отпадают в миг. От Него отходят многими и многими шагами.

Вспомним Иуду Искариотского. Сначала он был человеком скупым, затем осуждал, стал вором, затем предателем и тогда уже себя лишил жизни. Не в миг он отрекся от Бога, отказываясь от жизни, но мало-помалу лишал свою душу этой самой жизни, забрасывая ее, как камнями забрасывают чистый источник, и совсем запретив источать ей веру.

Преподобный Андрей Критский на примере многих и многих людей говорит, что возвращаться хотя и горько, хотя и страшно, хотя и стыдно, но без этого возвращения невозможно. Возвращаться, - говорит он, - нужно, потому что Бог примет всякого из нас. Господь принимает кающегося. Так и говорит: Я пришёл не праведники, но грешники призвать к покаянию.

Даже самое последнее своё издыхание, когда кажется, что у тебя уже нет сил делать никаких дел, как благоразумный разбойник, и тому Бог хотя бы от дела его слова дает прощение. В каком бы состоянии не оказались, как бы тяжело не была истерзана наша душа, как бы не надорвано было наше сердце нашими поступками или поступками против нас, как бы много не лежало тяжёлым грузом на нашей совести – всё это можно исправить своим покаянием, прежде начавшейся молитвой к Богу, общением с Ним, поднятым к небу взором не только глаз, но своего сердца.

Позволить ему смотреть в то пространство, откуда Бог подарил жизнь, не разглядывать вокруг себя мёртвые дела своей жизни, а посмотреть к вечному источнику этой самой жизни. Позволить ему встрепенуться перед Христом, увидеть Его, и понять, что в жизни, как бы плотно не стояли стены, в том числе, наших дел, слов, уже обратно их не вернуть и не переделать.

Но всё это можно отменить, разрушить – стоит лишь только позвать: Господи, помяни меня, когда придёшь во Царствии Своём. Господи, прости мне, потому что больше без Твоего прощения мне не прожить. Господи, полюби меня, потому что без Твоей любви мне не научиться любить других. Господи, помилуй меня, потому что без Твоей милости я не смогу и других миловать. Дай мне, Господи, сил уметь прощать, миловать, любить, надеяться и терпеть, Господи, как Ты терпел на Кресте.

В каноне преподобного Андрея Критского есть удивительный призыв человека, который встал и пошёл обратно к Богу, несмотря ни на какие тяжести оков своей жизни. Омыв их покаянием, сняв их с себя, преподобный Андрей говорит: Господи, скажи и мне эти драгоценные слова: ныне же со Мной будешь в раю. То есть: Господи, чтобы мне теперь уже почувствовать Твой пресладостный рай в тишине моего сердца, почувствовать Твой рай в светлости моей души, почувствовать Твой рай в радостях моих мыслей, которые больше не проклинают, которые больше не скрипят недовольством, которые теперь говорят: Господи, Ты везде! Ты, Господи, истинная любовь! Ты, Господи, смысл всей моей жизни!

Мы положили начало нашему покаянию. Дай, Господи, чтобы эта наша горячая надежда на исправление во время поста приобрела силу дел, потому что пост силен делами, шагами. Сколько бы блудный сын не мечтал, как хорошо у отца, пока он не бросил своих свиней и не пошёл обратно, он не пришёл бы к отцу.

Так и нам надлежит отказаться от мысленного врага, который превращает нашу жизнь нередко, как жизнь животного. Встать и пойти на Его голос, который прозвучит, если мы будем искать Его, который мы обязательно услышим, если перестанем слушать голос врага. Пойти на Его голос, который говорит разбойнику благоразумному: будешь со Мною в раю. Будешь, потому что полюбил, потому что изменился, потому что покаялся, потому что стал другим.

Дай, Господи, и каждому из нас, приближаясь с каждым днем к светлой Пасхе, идти сначала больно, горько, но затем, когда мы увидим дом Отца, это придаст нам особых сил. Но еще больше, если мы пойдём к Нему, мы увидим, как Отец всё это время шел к нам навстречу, чтобы сократить наш скорбный путь.

Мы только начинаем каяться, и Бог уже вытирает слёзы. Мы только одной слезе позволяем скатиться по нашей щеке от покаяния, как Бог омывает нас всецело Своей любовью. Мы только желаем доброго, как Бог даёт Своего ангела, чтобы мы это доброе сотворили. Мы только начинаем верить, как Бог верит каждому из нас. Да услышим и мы глас Господа и Спасителя: ныне же со Мной будешь в раю. Аминь.

5 марта 2020 года. Симеоновский храм города Нальчик

1292