О чём плачет Христос

21.04.2019
Просмотры: 2302

"Милосердный и любящий Бог со слезами смотрит в эту мрачную пещеру, где лежит Его друг Лазарь. И плачет Он не о том, что не стало Его друга, а плачет Он о том, что мы умираем нередко раньше нашей физической смерти, плачет Он о наших отчаяниях и о нашем неверии, о нашей нелюбви и жестоком сердце, плачет Он о нашей злой памяти и о нашей искушенной совести, плачет Он о человеке, которого создал без смерти, о человеке, который избрал через непослушание мнимые блага и потерял реальную, настоящую, подлинную вечную жизнь".

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы вспоминаем воскрешение из мертвого праведного Лазаря. И Евангелие, которое мы только что слышали, повествует нам об этом удивительном событии. Мы слышали, как Господь стремится к Своему другу Лазарю, чтобы поднять его из мертвых. Сначала ученики думали, что Лазарь уснул, так как Спаситель сказал: «иду разбудить его (Ин 11:11)», они думали о сне обыкновенном. Но тогда Господь говорит им прямо о том, что Лазарь умер (Ин 11:14). С каким переживанием и чувством шли апостолы следом за Христом? Вот именно об этом я хотел бы сегодня с вами поразмышлять.

Каждый из них, вооруженный собственным опытом жизни, который, впрочем, так быстро менялся, преображался, расширял свои границы вверх и вниз, шёл за Христом, апостолы шли к мертвому другу. В их головах и сердцах, наверное, было столько же смущения, сколько было смущения и среди родных Лазаря умершего, особенно, его сестёр, которые встретили Христа с учениками и сказали Ему: «если бы был бы здесь Христос, не умер бы Лазарь».

С одной стороны, они видят перед собою истинного Бога, Воплотившегося и Пришедшего в мир людей, они видят перед собой бесконечный Источник жизни, и тут же рядом торжествует смерть, умирает друг. И особо об этой смерти они отчаиваются и печалятся ещё и потому, что, как это бывает нередко, наступила она у человека, о котором можно было бы сказать, что он был еще полон сил, он мог бы еще жить и трудиться.

 И это тоже беда нашего времени, когда мы определяем время жизни и смерти, исходя из какого-либо возраста или физических сил. Одним словом, допуская смерть для одних или не допуская ее для других, мы, впрочем, допускаем силу смерти. Потому Христос и говорит сестре Лазаря: не бойся, только веруй, Я есмь воскресение. Потому и говорит, что восстанет Лазарь. На что находящиеся рядом: одни – в смущении, одни – в надежде смотрят на Него.

Но этот разговор, который Спаситель обращает к Своим ученикам и близким родственникам и друзьям Лазаря, это ведь не разговор о том, что произошло, это слово Божие о том, что происходит сейчас со мной.

По-другому скажу. Это разговор о том, какое место смерти я отдаю в своей собственной жизни? Что я ей уступаю в себе самом? Где в своей жизни и в каких обстоятельствах я говорю себе с утверждением и убеждением: «ничего, мол, уже сделать нельзя»? И если я вспомню эти слова, то так много раз смерть наступала в моей жизни, постепенно превращая ее в тесный одинокий гроб.

Сколько раз, когда берусь делать какое-либо дело и не делаю его, соглашаюсь с этим и говорю себе: «ну, значит не пришло ещё время или, мол, ничего исправить нельзя». Сколько раз берусь исправлять свою собственную жизнь, как будто бы выбираясь из гроба, и вновь соскальзываю, скатываюсь кубарем обратно, и говорю себе: «мол, ничего исправить нельзя», и ничего в себе не исправляю. Сколько раз во мне смерть побеждала, и не потому что она все сильна, а потому что я отдаю ей себя.

Потому Христос и говорит: Я есмь жизнь, истина и путь. И всякий, - говорит Господь, - кто принимает Меня, тот не умрет. Что же это означает? Речь ли идет только лишь о физической смерти? Нет, конечно. Речь идёт о вечной жизни души.

Тот, кто принимал Бога, тот выкарабкивается из любых глубочайших ям своего отчаяния, своей боли, своего греха или дурных привычек, тот, кто принимает истинного Бога и живёт Им, и отдает себя Ему, тот становится сопричастником жизни, в том смерть не дышит. Мы можем вспомнить множество описаний житий угодников Божиих, которые и в конце своей физической жизни радовались шагу в вечность, ибо как говорит апостол: ничто не разлучит меня от любви Божией, даже сама смерть не может разлучить.

 Итак, за Христом к Лазарю шли люди, когда Господь пошёл к гробу, где был погребён Его друг, со слезами на глазах, и размышляли в себе самих: а что же значит для меня самого смерть? Только лишь то, к чему приду я или то, что навсегда может отобрать меня у Бога, если во мне Его совсем мало или почти нет?

Христос подходит к пещере, где был погребён Лазарь, как подходит к пещере нашей совести, в которой столько лежит нередко мертвецов. Господь подходит к пещере Лазаря, как подходит к краю нашей жизни, за которой так бывает, что уже и не продохнуть. И говорят Ему те, кто был рядом с Ним: «уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин 11:39). Как бывает, мы отчаиваемся о всяком исправлении, как бывает, мы отчаиваемся в надежде, в дружбе, в любви, когда не достигаем своего и не ищем Божьего, всё превращается в смрад.

Но милосердный и любящий Бог со слезами смотрит в эту мрачную пещеру, где лежит Его друг Лазарь. И плачет Он не о том, что не стало Его друга, а плачет Он о том, что мы умираем нередко раньше нашей физической смерти, плачет Он о наших отчаяниях и о нашем неверии, о нашей нелюбви и жестоком сердце, плачет Он о нашей злой памяти и о нашей искушенной совести, плачет Он о человеке, которого создал без смерти, о человеке, который избрал через непослушание мнимые блага и потерял реальную, настоящую, подлинную вечную жизнь.

И сквозь слёзы силой Своего божества Господь обращается к мрачной пещере жизни человека: «Лазарь! выйди вон» (Ин 11:43), выйди к свету, оставь эту тьму, эта пещера не твой дом, не для этого Я подарил тебе жизнь, чтобы ты остался в тени смертной. Лазарь повинуется Христу. И повиновение Лазаря – это не только сила Божественного слова, которая, несомненно, есть источник всякого блага, ибо «словом Твоим, - как говорит святой пророк Давид, - и небеса были созданы, и земля была основана».

Но Лазарь повинуется слову Христа еще и потому, что всю свою дружбу с Ним, жизнь, сколько он дружил со Христом, он всегда повиновался Его слову. В Лазаре жил Господь. Потому эта жизнь возвращается в тело, и Лазарь выходит из гроба, доставляя немало ужаса, удивления, восторга, страха, слез, крика, надежды, молчания людям, которые стали свидетелями воскресения из мертвых Лазаря.

И ужасались многие, не потому что увидели мертвеца, который ожил и не потому что увидели человека, который был в руках смерти, и Господь вырвал его из этих рук.

А ещё и ужасались тому, что, оказывается, вся наша жизнь, которая нередко основана внутренней мыслью о том, что однажды мы умрем, и всё будет закончено, это неправда. Закончено ничего не будет никогда. Заканчивается только то, в чём мы исповедуемся. Всё имеет продолжение, ибо Бог создал нас бессмертными, и всё в Нём продолжится.

Нерассказанный грех продолжится болью, невыплаканные надежды продолжатся сомнением, непрозвучавшие молитвы продолжатся холодом молчания, потерянная, не приобретенная, растоптанная, оскверненная, предательски униженная дружба или любовь продолжится жестоким страданием.

 И напротив, подаренное прощение продолжится милостью, жертвенная любовь продолжится светом, горячая молитва продолжится разговором с Богом, Его ответом. Всё то, что здесь начато и через гробовую доску продолжится в вечности.

Вышедший Лазарь из гроба, повиновавшийся Христу друг, как настоящий человек, показывает нам силу своей настоящей дружбы с Богом и любви к Нему. Господь, принявший Лазаря, повелевает: развяжите ему руки и ноги, чтобы он мог идти свободно.

Бог возвращает в жизнь иногда людей, о которых мы совершенно позабыли, и если мы встречаем таких, то нам от Бога одно поручение: развяжите ему руки и ноги. Это уже другой человек, в нём умер грех, в нём погиб мрак. Теперь он в жизни, призванный Богом, совсем другой, примите его другим, новым человеком.

Весть о воскрешении из мертвых Лазаря разнеслась по всей этой местности, и даже больше. И уже спустя небольшое время Господь пойдёт в Иерусалим, чтобы отдать Себя месту во гробе. Бог пойдёт в Иерусалим, чтобы по-человечески занять место мертвых, и заняв это место, Собою вытеснить оттуда всех, принести туда свет, погубить это место тени.

Бог идет в Иерусалим, где соберутся тысячи людей и будут кричать Ему: «Осанна в вышних!», чтобы увидеть Его и Его друга Лазаря, поднятого из мёртвых. Но ещё немного и Христа отнесут в новый гроб, которые сделают для Него люди.

Сегодня мы со Христом пришли ко гробу, чтобы больше не относить во гроб других и себя. Мы увидели победу Христа над смертью, и пришли ко гробу, чтобы больше не отдавать себя тьме, не отдавать себя небытию, а напротив, даже на краю жизни и смерти помнить – Он есть свет и истина, и кто верует в Него, тот наследует жизнь вечную. И сегодня на краю гроба Лазаря мы веруем и исповедуем: Ты, Господи, жизнь и истина. Аминь.

***

20 апреля 2019 года. Казанский храм села Юца

2302