О времени поста

18.04.2019
Просмотры: 1415

"Нас немного дней отделяет от Вербного воскресенья и светлой Пасхи, и если ты не начал ещё, начни теперь, и если ты падал, вставай сейчас, и если ты унывал, умой лицо твое сегодня, и если ты отчаивался, и если ты опускал руки, сейчас подними их к небу, и Бог в эти поднятые руки вложит Своего драгоценного света, и Бог отчаянной душе даст утешение, разбитое сердце соберёт по осколкам и склеит, и Бог оживит его. И если сейчас ты начнёшь свое малое дело, свой малый подвиг молитвы или малого поста, то не лишишься подлинной радости и в день Его Воскресения, победы над смертью. Не будем оборачиваться назад, впереди встает солнце. Не будем рассматривать, как мы провели это время поста, не будем возвращаться памятью к сделанным и не сделанным поступкам, начнём сейчас всё сначала, и Бог этому началу даст радостное продолжение".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, причастников я поздравляю с причастием Святых Христовых и Живоначальных Тайн. И сегодня, в дни, которые так близко обозначали присутствие наше по отношению к празднику Вербного воскресенья и Светлой Христовой Пасхи, когда так мало дней остается нам до этих особых мгновений переживания нашей жизни, нашей совести, нашей души и нашего сердца, я хотел бы сказать о том, что же означает время, особенно, когда мы говорим о времени и относим его, это время, к добродетелям нашей жизни.

Для некоторых может показаться, что если что-то надо начинать, то надо начинать сначала и в продолжении всего времени какого-либо дела, ну, к примеру, Великого поста очень строго держаться. Если вдруг во время поста что-то произойдёт не так, если не хватит нам силы или упования, надежды или опыта, мы споткнемся или остановимся, дьявол тут же начинает говорить нам, чтобы отобрать любую победу: всё, мол, всё напрасно. Или, напротив, когда человек, увлеченный правилами, обычаями, опытом собственной жизни, хотя и слышит призыв к доброму, говорит, что «это доброе я могу начать только тогда, когда полностью откажусь от прошлого, от всего того, чем я сейчас занимаюсь, от всего того, как я сейчас живу, вот только тогда я могу что-то поменять в своей собственной жизни».

Не правы ни первые, ни вторые. Не правы, потому что самым важным и главным содержанием, целью и приражением нашей собственной жизни является общение с Богом. И совершенно неважно в каких обстоятельствах и когда это общение начинается. И уж тем более совершенно не важно, что является началом, поводом к этому общению. Очень важно наше желание и жажда этого общения. И когда во время, к примеру, Великого поста случается мне оступиться, Богу нужен не тот, кто прошел весь путь, Богу нужен не тот, кто в течение всего времени не оступился и не оглянулся, Богу нужен тот, кто дошел.

И даже если придётся прийти не первым, и даже если придётся прийти не в брачных одеждах, и даже если придётся прийти в пыли и в суматохе, от которой ты ещё не успел отдышаться и отмыться, ты, главное, приди – Бог даст новую одежду, Бог отмоет, Бог даст Своей вечности, чтобы отдышаться, – ты, главное, приди. Никогда не останавливай свою жизнь в деле в добром, которое ты начал. И не нужно думать, что, чтобы достигнуть Бога, нужно всё совершить. Ты хотя бы малое соверши, одно соверши. Поэтому в Евангелии Господь и говорит нам: кто в малом был Мне верен, того над многим поставлю.

И если кто-то думает и допускают эту мысль, как некое основание своей собственной жизни, что общение с Богом и наследие Царства Божьего заключается в том, что ты всё сделаешь, как надо, ты никогда не сделаешь всё, как надо. И это убеждение, и эта мысль от лукавого, потому что он-то знает, что мы, люди, со свойственной нам слабостью и неустойчивостью в жизни, что вечно под нами наша дорога то раздваивается, то расстраивается, и дьявол поэтому внушает мысль, что если ничего не получается у тебя в большом и во всём, то это всё не имеет значения.

Это не так. Богу нужны те, кто доходят. И, напротив, когда ты всё ждёшь какого-то особенного повода: «вот, мол, в следующем году начнётся пост, вот тогда возьмусь», ты тоже становишься сторонником лукавого, который знает, что самое важное и сильное – не допустить тебя делать сейчас доброе. Всё доброе, отложенное назад, на завтра, на потом – это всё то не посеянное сегодня, что завтра не вырастет и не принесет плода. Доброе и полезное от какого-то любого движения собственной души ты должен начинать делать сейчас же и не дожидаться завтрашнего утра, и не дожидаться следующего дня или другого поста, потому что может так случиться, что это утро так и не наступит. И может так случиться, что такой возможности потом уже у тебя не будет.

Богу радостны те, кто даже самое малое, что мог сделать, делал с любовью к Нему, потому что от этого малого всегда начинается и другое. Мало-помалу встает солнце, но даже этого малого рассвета хватает, чтобы победить большую тьму. Стоит только продолжить радоваться этому свету и стать его соучастником, и повернуться к этому рассвету, и сказать себе, повернувшись в сторону этого рассвета: «вот встает солнце», и не поворачиваться вспять, и не говорить: «а больше – тьмы», стоит только малому поверить и большое случится.

Нас немного дней отделяет от Вербного воскресенья и светлой Пасхи, и если ты не начал ещё, начни теперь, и если ты падал, вставай сейчас, и если ты унывал, умой лицо твое сегодня, и если ты отчаивался, и если ты опускал руки, сейчас подними их к небу, и Бог в эти поднятые руки вложит Своего драгоценного света, и Бог отчаянной душе даст утешение, разбитое сердце соберёт по осколкам и склеит, и Бог оживит его. И если сейчас ты начнёшь свое малое дело, свой малый подвиг молитвы или малого поста, то не лишишься подлинной радости и в день Его Воскресения, победы над смертью. Не будем оборачиваться назад, впереди встает солнце. Не будем рассматривать, как мы провели это время поста, не будем возвращаться памятью к сделанным и не сделанным поступкам, начнём сейчас всё сначала, и Бог этому началу даст радостное продолжение. Аминь.

17 апреля 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1415