Об опасных крайностях

13.04.2019
Просмотры: 2058

"Одна крайность – это уныние и отчаяние – когда человек отдает свою душу, свое сердце в терзающие руки этой страшной крайности, когда человек перестаёт жить надеждой, поднимать голову к небу, смотреть на грядущий горизонт Господа и Спасителя Христа, и когда унывает, и отчаивается, то погружает себя во мрак. Делает это, в том числе, и из-за того, что не желает трудиться над своею душою. В прочем, также и вторая крайность – забвение и дерзость – когда, напротив, зная, как надобно поступать – не поступает, зная, как нельзя делать – делает. И хотя слышит голос своей собственной совести, и все вокруг говорит, что так делать не должно, с дерзостью совершает, уподобляя себя дерзким демонам, которые и Бога знают и трепещут перед Ним, но не каются. Эти две крайности опасны для человеческой жизни".

Дорогие братья и сёстры, я всех вас, многих из вас сегодня поздравляю с причастием Святых Христовых Тайн и с радостью соборной молитвы. И сегодня, в эти дни спасительного и Великого поста я хотел бы поразмышлять над словами Ефрема Филофейского, одного из насельников святой горы Афон, который вот как интересно говорит о крайностях, в которые мы нередко впадаем. Итак, говорит он следующее: есть две крайности, в которые мы попадаем, и чтобы не попадать в эти крайности, скажем о них.

Одна крайность – это уныние и отчаяние – когда человек отдает свою душу, свое сердце в терзающие руки этой страшной крайности, когда человек перестаёт жить надеждой, поднимать голову к небу, смотреть на грядущий горизонт Господа и Спасителя Христа, и когда унывает, и отчаивается, то погружает себя во мрак. Делает это, в том числе, и из-за того, что не желает трудиться над своею душою. В прочем, также и вторая крайность – забвение и дерзость – когда, напротив, зная, как надобно поступать – не поступает, зная, как нельзя делать – делает. И хотя слышит голос своей собственной совести, и все вокруг говорит, что так делать не должно, с дерзостью совершает, уподобляя себя дерзким демонам, которые и Бога знают и трепещут перед Ним, но не каются. Эти две крайности опасны для человеческой жизни.

И дальше Ефрем, рассуждая, говорит: дьявол имеет на нас два оружия: одно – на чувственных, а другое – на черствых. И поражает чувственных – одним, а черствых – другим. Как же нужно тогда устраивать свою собственную жизнь, чтобы не попасть под стрелы этого оружия? В духовной жизни, в особенности, важна трезвенность – когда человек руководствуется не только своим собственным опытом, своим желанием, своим знанием, но, прежде всего, руководствуется словом. Всякий ученик, умеющий слышать и исполнять слово – успешный, а тот, который не слышит и не исполняет слово, напротив, становится безуспешным. В духовной жизни очень важно прислушиваться к словам назидания своего духовного наставника, того человека, который проповедует тебе, того, кто толкует до тебя Священное Евангелие.

Очень важно руководствоваться не только своей собственной мыслью или даже прочтением книжки, из которой бывает, нередко, мы выбираем приятное нам и отсеиваем как бы неприятное нам, а очень важно руководствоваться словом живым и действенным, которое звучит от наших наставников и от наших друзей. Мы изо всех сил, зная об этих двух обочинах нашей духовной дороги – излишней чувственности и страшного забвения и черствости, должны избегать этой грани, должны не искать в себе умиления или, напротив, не руководствоваться своим безразличием, усталостью и нечувственностью, а должны таким образом устраивать свою духовную жизнь, чтобы уметь замечать в ней самое главное – присутствие Христа, Который присутствует в нас и смотрит на нас изнутри, из души нашей, из сердца нашего.

Как же заметить это присутствие? Это присутствие заметить может тот, кто постоянен в своих добрых делах, кто не изменяется в своих добрых делах, кто вчера и сегодня молится, вчера и сегодня постится, надеется, верит, любит, прощает, даже если и оступается, вновь становится на ноги, даже если и теряет внутренние надежды, вновь трезвит себя и говорит: Бог никогда не оставит меня. Ибо Господь в Своём слове говорит: если мать забудет свое чадо, Я, - говорит Господь, - никогда тебя не забуду. Будем избегать этих крайностей и всегда помнить о них, и будем знать о двух оружиях дьявола, которым он вооружается против нас и вовремя защищать свою бессмертную душу от поражений этим оружием.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

9 апреля 2019 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

2058