Об обоюдоострой молитве

26.03.2019
Просмотры: 1665

"Сегодня родительский день. И многократно при жизни тех, которых сегодня мы поминаем, мы чувствовали на себе их любовь и их заботу. И сегодня мы приходим в храм с тем, чтобы и о них тоже попросить Бога, и о них сказать также, как сказал прокаженный: «Господи, если хочешь, очисти их; очисти их, потому что мы их любим, они нам дороги, мы их помним; очисти их, Господи, потому что они Твои; очисти их, Господи, от грехов их и их неудач, потому что и мы смогли простить им, полюбить их, помнить их, ушедших от нас к Тебе». Но ведь эта молитва обоюдоострая – и те, которые у Бога, те, которых мы поминаем, радуясь нашей любви и памяти о них, с той же молитвой обращаются к Богу: «Господи, оставь им грехи, помоги им, Господи; воздай им по их любви любовью Своей»".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хотел бы вместе с вами перечитать Евангелие, которое мы только что слышали и размышлять над этим Евангелием. Там есть о чём задуматься.

Апостол и евангелист Марк в своем Евангелии пишет следующее: "А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им". (Мк 1:35-44).

Священное Евангелие открывает нам тайну земного служения Господа и Спасителя Христа, повествуя о делах Его. Священное Писание не просто пересказывает нам то, что делал Господь: как Он общался с людьми, что говорил, но вместе с повествованием о истории земной жизни Спасителя Христа говорит нам и об особом, важном и для нас очень востребованном знании – об отношении Бога к человеку, о том, что же Бог задумал о нас и как Он относится к нам. И для нас это важно, потому что мы свое собственное отношение к Богу, очень нередко ставя во главу своей собственной жизни, совершаем дела своей веры. Но важно знать, и как Господь относится к человеку. В сегодняшнем Евангелии мы видим два удивительных подвига, которые Христос Спаситель показывает.

Во-первых, подвиг Его молитвы. Посмотри, как евангелист описывает, что Христос удалился в пустынное место и там молился. Господь говорит нам о том, показывая это в Своём собственном примере, что общение с Богом всегда возможно, осуществимо посредством молитвы – не короткого диалога, не кратких слов, не какого-то внутреннего воздыхания, а именно молитвы, такой молитвы, которая простирается из глубины своего собственного сердца, молитвы, которая становятся безусловной востребованной частью нашей жизни, как дар. Вот когда человек может говорить, он говорит. Так и молитва, когда в нём, в человеке есть живая трепетная душа, она молится, она общается с Богом.

Молитва – это не то, что иногда представляется нам как некая необходимость, когда мы о чём-то просим или когда мы обращаемся с какой-то мольбой, или с какой-то надеждой. Молитва – это всегда открытый диалог человека с Богом, в котором мы, сознаваясь в себе самих, в своих поступках, в своих делах, в своих мыслях, в своём расположении сердца, это осознанное восприятие себя преподносим пред Богом и говорим: «Господи, без Тебя, по Твоему слову, не могу творить ничего, вот моя жизнь, наполненная тем, что, как казалось мне, исполнено моими собственными силами и моим выбором, но эта сила и выбор привели меня к потерям». Молитва – это открытая, искренняя любовь к Богу и надежда на Него, как горение свечи. И Христос показывает нам, и об этом свидетельствует евангелист в сегодняшнем Евангелии, как Он молится Богу.

Следующее событие, которое бывает следом за молитвой – это Его бесконечная любовь к человеку. Сначала Он молится о человеке, слышит человеческую молитву, уединяясь на эту молитву, прислушивается к человеческим нуждам, благодарностям, к надеждам, к желаниям, к покаянию, к сожалению, к обещаниям, к исправлениям, но, и слыша просимое, и зная о надежде, и видя любовь, действует среди людей. И вот это действо апостол и евангелист описывает в исцелении человека, имеющего страшное заболевание проказы. Мы видим, как прокажённый приходит ко Христу. Представить себе только, сколько в его сердце, сколько в его душе этого больного человека надежды и боли одновременно. С одной стороны, человек, зная о своей болезни, знает и о ее коварстве, которое заключается в том, что она очень тяжко поддается лечению, а в некоторых случаях и вовсе неизлечима. Пред Богом становится человек, о котором можно было бы сказать – обречённый. Обреченный, исходя из мысли, что та болезнь, которая его сковала, она как будто бы не может быть преодолена никакими человеческими силами. Обречение наступает не от факта самой болезни, а всякое обречение у человека бывает от того, когда мы отдаем себя этому недугу. Когда мы не просто перестаем с ним бороться, а когда мы начинаем жить смертью, отчаиваться, терять всякую надежду на Бога.

Обречённым бывает не только тот, кто заболевает тяжёлой болезнью, относящейся к неизлечимым, обреченным бывает тот, который ничего не меняет в своей жизни, тот, который отдает себя смерти, тот, который не перестает ненавидеть, тот, который не перестает злиться, тот, который не перестает отчаиваться, проклинать, не забывать боли. Такой человек – обреченный. И вот сегодняшний, тот, кто общался со Христом, прокаженный кланяется Ему и во всём своём поклоне, во всей своей надежде, во всём своем уповании на Бога приносит Ему всю свою борьбу, зная, физически он слабеет. Но от этой физической слабости он не слабеет своей душой, своей надеждой на Бога. Он приносит Богу всю свою любовь, которая в нём только есть, всю свою веру, которая в нём только есть. Немного в нём этой веры и немного в нём, может быть, доброго, потому что и сама жизнь теперь его складывается таким образом, что мало что может в ней поменять. Но, должно быть, он смог простить обидчиков, должно быть, он научился не обижаться на тех, кто прогонял его из домов, с улиц городов, должно быть, он научился терпеть, что с ним никто не дружит, научился жить с этим – он научился многому, этот человек.

И поэтому он, обращаясь к Богу, говорит Ему с глубочайшим смирением, с удивительной верой: если хочешь, можешь очистить меня (Мк 1:40) – говорит человек, который отдает себя промыслу Божьему. Не отдает себя в руки обстоятельств, не говорит: ну, что, мол, ничего уже исправить нельзя, пусть будет как всё есть; мол, ничего не поменять. Нет, это отчаяние – всегда приводит к гибели. Этот человек отдает себя в руки Божии: если Ты, Господи, хочешь, можешь очистить меня. Здесь он говорит о двух свойствах Божиих: о том, что Господь желает нам спасения и о том, что Господь имеет силу, чтобы и камни заговорили, сделать так. Хочешь, можешь очистить меня. Евангелист пишет, что Христос, увидев этого человека и в нём всю его веру, умилосердился над ним и прикоснулся к нему. Хочу, - говорит, - очистись (Мк 1:41).

Бог всегда являет Себя там и настолько в каждом из нас, где мы позволяем Ему Себя явить, где мы умаляем свою значимость, где мы умаляем свое отчаяние, где мы умаляем свою силу ко греху, и насколько это возможно в себе самих, в своем сердце, в своей душе, в своей жизни разбираем от завалов своих дел, грехов и дурных поступков место для Бога. «Если Ты, Господи, хочешь» - это означает, что «Господи, прими всю мою надежду». Надежду – не как безысходную, не как последнюю, не как то, что мне только осталось делать, а как единственную надежду на Тебя. Богу дороги те, кто идут к Нему, а не те, которые оказываются около Него, исходя из мысли: мол, ничего больше не остаётся делать.

Сила Божия в немощи совершается. И воистину, и сегодняшний прокаженный, который очищается от своей проказы, является началом и продолжением для многих и многих из нас. Когда мы, глядя во внутрь всей своей жизни, иногда глядя на эти оковы, которыми скованы, и на эту несвободу, которой поражены, мы не находим в себе надежду на Него и всё продолжаем надеяться на какие-то внешние обстоятельства. Но стоит не вдруг оказаться рядом, а из сил твоей любви прийти к Нему и сказать: «не потому, что больше некуда, а потому что Ты – мой Отец, и я к Тебе, Господи, обращаю свою жизнь, и если хочешь, по-отцовски коснись меня, очисти мою жизнь, избавь меня от проклятий болезни и греха, от последствий греха» - то, несомненно, Бог всегда явит нам Свое желание – хочу, чтобы ты был чист. Но чтобы это произошло, ты сам должен искать этой чистой жизни. Я тебя очищу тогда, когда ты Мне позволишь действовать в тебе не как последняя сила, а как единственная надежда, как самая большая любовь, как самая большая надежда.

Это Евангелие ко многому призывает каждого из нас. Это Евангелие перед каждым из нас открывает удивительное свойство Божие – Он желает, чтобы мы были чисты, и вместе с этим, Он всегда готов прикоснуться к нам, никогда не отвергает нас, но обнимает и прикасается Он к тем, кто, повторюсь, приходит к Нему с единственной надеждой на Него, с благодарностью, с любовью, с готовностью поменять в своей жизни всё, оставить прежнее, сбросить с себя эти лохмотья.

Сегодня родительский день. И многократно при жизни тех, которых сегодня мы поминаем, мы чувствовали на себе их любовь и их заботу. И сегодня мы приходим в храм с тем, чтобы и о них тоже попросить Бога, и о них сказать также, как сказал прокаженный: «Господи, если хочешь, очисти их; очисти их, потому что мы их любим, они нам дороги, мы их помним; очисти их, Господи, потому что они Твои; очисти их, Господи, от грехов их и их неудач, потому что и мы смогли простить им, полюбить их, помнить их, ушедших от нас к Тебе». Но ведь эта молитва обоюдоострая – и те, которые у Бога, те, которых мы поминаем, радуясь нашей любви и памяти о них, с той же молитвой обращаются к Богу: «Господи, оставь им грехи, помоги им, Господи; воздай им по их любви любовью Своей».

Пусть сегодняшнее Евангелие будет для каждого из нас вдохновением надежды не как последнего, что можно сделать, а как единственного – без чего трудно, очень трудно жить. Аминь.

23 марта 2019 года. Георгиевский храм Пятигорска

1665