О торжестве образа Божия

21.03.2019
Просмотры: 1316

"Вот сегодня именно этот удивительный день, когда мы задаем себе вопрос: а на кого я похож: на папу или на маму? И когда мы идём дальше: а похож ли я на Того, Кто создал моего папу и мою маму? А похож ли я на Того, Кто подарил жизнь нашим прародителям? А похож ли я на Бога? Я похож на Него в своей свободе, я похож на Него в возможности своего выбора. Но похож ли я на Него в своей святости, чистоте, свободе без тоски, любви без крови? Ну, в смысле, когда ты вырываешь ее из других. Другое дело, когда ты отдаешь ее сам другим – это животворная кровь. Вот в чём торжество сегодняшнего дня".

Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днем и с сегодняшним особым праздником – с днем Торжества Православия. Само название этого праздника зовет нас торжествовать. Торжество – для каждого из нас это слово созвучно с определенными событиями, это когда свободная радость. Торжество – это когда радость выше всего. Восторжествовал – значит победил, восторжествовал – значит с особенной силой встал в полный рост. Какое же торжество сегодня мы совершаем? И я задамся вопросом, который для меня очень важен: какое торжество сегодня совершается во мне? Что во мне торжествует?

Сегодняшний праздник имеет и историческую основу. И эта историческая основа заключается в том, что на последнем Вселенском Соборе в VIII веке святые отцы и матери Церкви приняли догмат об иконопочитании. Это была долгая дискуссия, которая приводила к очень многим печальным последствиям, самыми горькими из которых являлась разобщённость людей и даже гибель. Но люди спорили не от того, что кто-то хотел кому-то другому что-то доказать, а спорили от того, что всегда важной в человеческой жизни остаётся правда. Пока есть правда есть человек. Как только правда перестает торжествовать, быть, тогда меняется всё человеческое пространство. Именно поэтому споры были жаркими, в них вмешивались разные люди, включая императоров, разных известных в то время людей.

И в конце концов, на последнем Вселенском Соборе в этом споре была поставлена точка – иконопочитание было принято, как догмат и орос, то есть решение Вселенского Собора об иконопочитании говорит нам, что, кланяясь образу, который мы изображаем красками на доске или из любого другого материала, изображая образ Спасителя Христа, Божией Матери или святых угодников Божиих, мы умом своим восходим к первообразу. Мы кланяемся образу не как идолу, обожествляя этот идол, мы кланяемся образу, как тому, кто отображает на себе первообраз. Но почему иконопочитание так было важно для древних христиан, которые, в общем-то, я говорю об иконопочитании, началось со времён Самого Спасителя, Его жизни. Мы знаем Его чудотворный образ – Нерукотворный Спас, который Он отдал князю Эдесскому Авгарю, мы знаем много историй, связанных с Его образом.

Это важно для того чтобы всегда, глядя на образа Христа Спасителя, Пречистой Богоматери, святых угодников Божиих, размышлять об очень важном и главном обстоятельстве нашей жизни – Бога мы каждый можем изобразить в себе самих. И мы можем каждый в себе изобразить этот образ ещё и потому, что созданы по образу и подобию Божиему. Нам так дорог образ Божий, потому что мы призваны к этому – быть на Него прохожими.

И вот сейчас мне хотелось бы коснуться глубокой внутренней содержательной истории этого торжества – в чём же оно заключается? Представим себе историю, когда в нашей семье рождается ребёнок. И, наверное, одним из самых первых вопросов, особенно, от сторонних людей будет вопрос: а на кого похож родившийся? Для нас так важно, чтобы дети были похожи на своих родителей. Мы можем говорить об этом, восторгаясь – о похожести. А иногда бывает такая похожесть, о которой мы говорим с сожалением. И говорим: «как же ты похож на вот этого человека не с очень хорошим образом, и как твои поступки и твои слова похожи на него». А о каком-нибудь можем сказать: «как Иуда».

Почему же в нас есть такая особая жажда узнаваемости? Именно потому, что мы созданы по образу и по подобию Божьему. И это вполне естественное наше свойство – искать схожесть. И даже простое человеческое любопытство: «на кого ты похож?», заставляет задуматься нас над прямым и честным ответом на этот вопрос. На Того, Кто меня создал, Кто подарил мне жизнь.

Что значит быть похожим на Создавшего? Это многое означает. Это означает унаследовать Его свойства, это означает унаследовать Его славу, Его имя, Его наследство – для нас это очень многое значит. Быть похожим, к примеру, на своего отца или на свою мать для нас означает быть носителем, продолжателем традиций рода, языка, культуры, веры, обычаев. Но когда мы говорим о Небесном Отце и говорим о схожести с Его образом, который мы можем изображать в себе – это даёт нам особенные силы, я бы сказал, это дает нам непреодолимую, необыкновенную силу жизни против смерти. Ну, потому что одно из свойств Того, Кто создал нас по Своему образу и подобию – вечность – в Нём нет смерти. А значит, когда я стремлюсь быть похожим на Него, когда я учусь у Него Его слову, когда я Его образ не примеряю к себе, не сопоставляю с собой, не лицемерно надеваю на себя, а именно изображаю в себе, и по этим линиям совершаю свою жизнь, тогда я – наследник Ему.

Священное Писание говорит нам о том, что Бога никто никогда не видел, и продолжает: но Сын Божий, Он явил нам Бога. Воплотившийся Христос изобразил Бога на земле в Себе Самом. А значит изображение Его, которое мы можем видеть в святых образах, а значит изображение Его, которое мы читаем в Священном Писании – это то изображение, которое становится нам подарком от Отца как сыну или дочери Своего образа. Знаете, бывает иной раз встретишь какую-нибудь фотографию ребёнка, который подарил своим родителям, и на обороте написано детским почерком: «на память», или родители дарят своим детям и также пишут: «на память». Откуда эти слова берутся? Да, как бы не с Тайной Вечери, где Христос, показав Себя истинным Богом и любящим Отцом, говорит: это творите в Моё воспоминание (Лк 22:19). Божественная литургия, как образ Божий, вам на память в Моём воспоминание. Это не означает помнить о том, Кто когда-то был и далеко ушёл, это означает помнить о том, что Он у тебя есть.

Изображаемый Бог – это Тот, Кто есть сейчас у каждого из нас. Не мог бы быть. Не когда-то для кого-то открывал Себя. Не когда-то воплотился и ходил среди наших предков, общаясь с ними, поднимая от болезни и исцеляя от смерти. Нет, сейчас есть. Торжество Православия, торжество почитания образа Божия во мне – это моё изображение Его. И вот здесь, в сегодняшнем празднике, в сегодняшнем торжестве самый главный вопрос: а что значит это торжество во мне, для меня? Не только в том смысле, что я знаю, что моя вера правая, не только в том смысле, что я знаю, что догматы нашей Церкви являются святыми, откровения, которые мы имеем является непреложными и начинается от Самого Бога. В чём же торжество во мне? В том – когда я всем этим пользуюсь, как красками, которыми изображаю в себе Бога. Моё торжество – это когда я похож на Него в любви, моё торжество – это тогда, когда я похож на Него в верности, торжество тогда, когда я также как Он прощаю, останавливаюсь перед нуждающимся, помогаю обиженному, вытираю слёзы плачущему, кормлю голодного, одеваю нагого. Моё торжество – это когда я делаю тоже, что делает мой Отец. И это торжество в том ещё, что мой Отец, глядя на меня, Своим ангелам говорит: как же он похож на Меня. Как торжество любого родителя – это когда он с радостью и со слезами, глядя на своего ребёнка, говорит: как же она или он похожи на меня.

Вот сегодня именно этот удивительный день, когда мы задаем себе вопрос: а на кого я похож: на папу или на маму? И когда мы идём дальше: а похож ли я на Того, Кто создал моего папу и мою маму? А похож ли я на Того, Кто подарил жизнь нашим прародителям? А похож ли я на Бога? Я похож на Него в своей свободе, я похож на Него в возможности своего выбора. Но похож ли я на Него в своей святости, чистоте, свободе без тоски, любви без крови? Ну, в смысле, когда ты вырываешь ее из других. Другое дело, когда ты отдаешь ее сам другим – это животворная кровь. Вот в чём торжество сегодняшнего дня. Нам есть о чём подумать.

Изображение образа Божиего – это напоминание нам о том, что Бога мы, если так можно сказать, считываем, уж простите за современный язык, должны считывать, глядя не только на иконы, но глядя и друг на друга, ведь в каждом из нас запечатлен этот образ. Но как мы привыкли перебирать образами. Не буду больше смотреть в сторону этого человека, удалю все фотографии этого человека, всё, больше не хочу видеть его, - говорим о ком-то с гневом. Не хочу больше знать её, - говорим о ком-то с досадой и горечью. Мы иногда, так легко и быстро перебирая образами, одни кладем перед собой, а другие прячем в стол, в пыльное сердце, в мрачную душу, и очень сильно ошибаемся, очень сильно. Ведь Бог на нас смотрит даже с тех самых образов, на которые я не смотрю. Бог смотрит на нас глазами тех, от кого я отвожу свои глаза. Я тоже должен об этом всегда помнить.

И для того, чтобы не потерять этот образ, и для того, чтобы не оскорбить образ Божий, и для того, чтобы не стать попирателем образа Божия, не надо прятать людей, нужно находить и для них в своём сердце место. Как в сегодняшнем Евангелии Христос говорит Нафанаилу: прежде, чем ты сказал то, что сказал, Я видел тебя под смоковницей. Бог всегда видит нас. Не следит за нами, - как говорит святитель Иоанн Златоуст, - нет, а смотрит на нас, как смотрит Отец, и смотрит Он глазами других людей. Об этом тоже сегодня подумаем. И в своей молитве постараемся достать эти образы с пыльных полок нашей памяти, из растерзанного сердца, смахнем с них пыль нашего забвения, нашими слезами покаяния отмоем их от грязи, которой нередко мы сами эти образа пачкаем.

И скажем: «Господи, и это Твой образ, и это Твое явление, и это нужно было мне, и благодарю Тебя, Отец, что Ты явил Себя нам, и изобразил Себя нам, и научил нас любить Твой образ, а через это любить и тех, кого Ты создал по Своему образу и по Своему подобию». Вот в чём торжество нашего Православия, вот когда я торжествую. Не тогда, когда у меня есть крепкое убеждение, как оружие, которым я могу победить любого врага. Нет, а тогда, когда даже и есть у меня оружие, но я торжествую не этому, а тому что мирно, и мне не нужно им пользоваться. Моё торжество — это торжество победившей любви. Аминь.

17 марта 2019. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1316