Об образе блаженной Ксении

"Образ блаженной Ксении – удивительный образ русского человека, который так понятливо и так убедительно говорит каждому из нас о высшем призвании, о том, что благополучие заключается в верности, счастье заключается в преданности, честность заключается в святости. Блаженная Ксения именно этим простым правилам счастливой достойной жизни и учит сегодня нас, когда мы приходим в храм в честь ее именин, лобызаем ее святой образ и вспоминаем ее жизнь".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с особой радостью, благодарностью к Богу за этот день приветствую всех вас здесь, в нашем приделе храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, приделе, который освящен в честь блаженной Ксении Петербургской и всех вас особо приветствую с днём памяти блаженной Ксении и радостью нашей соборной молитвы. Причастников тепло поздравляю с причастием Божественных Святых Христовых Тайн. Сегодня мы собираемся здесь, в храме блаженной матери Ксении, чтобы обратить свое внимание на пример ее жизни.

Дивен Бог во святых Своих, - восклицает святой пророк и побуждает каждого из нас величину и святость Бога, Его живость, Его явление рассматривать в предметах и в людях, на которые особенно мы привыкли смотреть. Вот мы часто рассматриваем других людей, изучая их жизнь, давая оценку этой жизни, соразмеряя их поступки и слова с правдой и неправдой, и всегда для нас, людей самым интересным в жизни остаётся другой человек. Именно руководствуясь этим естественным интересом к тем, к которым и мы себя относим – к людям, мы с особым усердием рассматриваем жизнь святых людей, людей особенных. По-разному эту особенность каждый из нас может оценить. Кто-то может быть уверен, что эта особенность заключается в каких-то чрезвычайных талантах, которые этот человек имеет. Но все, каждый человек и все мы пред Богом совершенно одинаковы.

И хотя Бог нас сотворил непохожими друг на друга: и внешне, и какими-то чертами нашего характера, но вместе с тем, Бог нас всех сотворил с одинаковой любовью к нам, и каждому из нас даровал одинаковое призвание быть в Его Царстве. Для Него нет тех, кто первый или второй – для Него все Свои. И вот поэтому с особенностью мы рассматриваем жизни тех людей, которые всеми силами своей души, всеми силами своей веры воплощали эту божественную любовь. Мы их называем святыми. Это те люди, которые себя отдали служению Богу особыми чрезвычайными своими подвигами и поступками. Сразу оговорюсь – служит Богу всякий, кто верит Ему, всякий, кто любит Бога и всякий, кто исполняет Его слово служит Богу. И вот, чтобы научиться этой любви, этому исполнению слова Божьего, мы и рассматриваем жизни святых угодников Божиих. Мы смотрим на них, как на людей, которые смогли свою жизнь сделать созвучной Священному Евангелию.

Из жизни блаженной Ксении мы знаем, что она очень рано лишилась своего мужа. Ещё до тридцати лет своей жизни не дожила – осталась юной вдовой. Она любила своего мужа, как может любить чистая и кроткая женщина. Она была всецело предана ему. И внезапная смерть супруга глубоко поразила Ксению. Перед ней, как перед любым человеком, который оказывается у бездны несчастья и потери, открывается или сама эта бездна, или крутой берег, оставаясь на котором, и обходя который можно преодолеть эту бездну. Блаженная Ксения избрала любовь к своему супругу. И несмотря на то, что она потеряла его в своей жизни, она его не потеряла ни в своем сердце, ни в своей душе.

Некоторые люди, которые начали замечать какие-то странности в поведении Ксении, говорили, что она, похоже, от своего горя потеряла рассудок. Особенно тогда, когда она стала себя называть его именем, и откликалась на это имя, когда она раздала все свое имущество, свой дом подарила своей приятельнице и начала скитаться. Со временем одежда, в которую она была одета, истлела, порвалась. Она жила, где придётся, ночевала, как придётся, и питалась, чем Господь подавал. Все это вызывало у других людей странное непонимание. С одной стороны, к ней испытывали горячую жалость – молодая женщина осталась без мужа. А с другой стороны, к ней, глядя на неё, испытывали презрение и насмешки те, которые говорили, что она могла бы пожить и для себя. Ну, что ж, мол, всякое в жизни бывает, нужно это переступить и идти дальше. Ксения не посмела переступить любовь к своему мужу. И поэтому больше замуж она не вышла. Она не посмела переступить свою верность ему, которую обещала в таинстве венчания, и поэтому оставалось одна. Но не одиночество становилось для неё пищей, она навсегда осталась со своим супругом в молитве о нём Богу и в доверии промыслу Божьему. По сути, она была совершенно не одиноким человеком.

И хотя снаружи внешним казалась несчастной, она была счастливейшим человеком, потому что свое счастье и свою любовь выражала в постоянной молитве к Богу, в вольной нищете и в подвиге юродства, который взяла на себя. Так она скрывала свое счастье общения с Богом. Сначала ее многие обижали. Как бывает, также набрасываются на людей, которые кажутся слабее, или напротив, набрасываются на людей, когда в тебе самом грань и высота зла этой волны настолько высоко поднимается, что застилает твою совесть, твою душу, и тогда эти волны грязи из тебя падают на других людей. Также, как и в Ксению бросались не только придорожной пылью и камнями, но и дурными словами и усмешками. Но тот, кто стоит на берегу недоступен для бушующих волн. Блаженная Ксения стояла на берегу упования на Бога. До неё, хотя до тела долетали эти ошметки грязи, а до слуха долетали горькие и обидные слова, однако же они не касались ее бессмертной светлой души, потому что в этой душе, стоящей на высоком камне веры, был и есть Христос.

Со временем люди начали замечать, что блаженная Ксения не только не обижается на своих обидчиков, но, напротив, молится о них, помогает, каким-то удивительным образом даром прозорливости сохраняет жизни детей, оберегает, предупреждает. Через некоторое время люди совершенно полюбили её, и уже если раньше смеялись над ней, то теперь ходили просить ее помощи и её молитв. Блаженная Ксения, никогда никого не обижавшая, и теперь не отказывала никому в своих молитвах. Но вместе с этим, не возвращала себе свое собственное имя, а всё также продолжала юродствовать, называясь именем мужа, и отзываясь на это имя. Она не возвращалась в мир, который начал бегать за ней.

Из жизни блаженной Ксении очень многое поражает, но многое поражает не только в ней самой, в этой хрупкой молодой женщине, которая смогла проявить удивительную твердость веры, конечно, еще и поражает отношение других людей. И говорю это не для того, чтобы сейчас посмотреть на хороших или плохих, а для того, чтобы посмотреть на себя самих – как иногда чья-то вера, чья-то чистая жизнь, чье-то достойное слово, чье-то покаяние, чья-то любовь, настоящая дружба становится для нас неподъёмным бременем. И тогда, когда бывает искушена наша собственная совесть и испорчена наша собственная жизнь через плохой выбор, мы на таковых смотрим с недоумением, непониманием, бывает и презрением, и не зная совершенно человека, готовы вслед за хором других повторять тоже самое. Должно быть стыдно было тем, которые потом приходили к блаженной Ксении и просили её молитв, а до этого с хором сплетников перемывали, что называется, кости это несчастной для кажущихся живущих в то время современников женщине, и говорили о том, как она лишилась мужа и лишилась рассудка. Должно быть, когда они приходили к ней и слушали её слова, они убеждались в том, что их собственная жизнь похожа на жизнь безумного человека, а вот она жила вдали от этого безумства.

И оказалось, что безумен не тот, на ком дырявая одежда, и безумен не тот, кто не причесывает волосы или берет из пыли хлеб и ест его, оказалось, что нередко безумным бывает тот, кто внешне очень опрятен и умел, но в своей жизни, в своих добродетелях, в своей надежде на Бога настолько неумел и скверен, что по-настоящему безумствует в своей жизни. Блаженная Ксения, принявшая подвиг юродства, обличала в безумстве тех, кто не жил по-настоящему, тех, кто жил лукаво, тех, кто жил короткой совестью, тех, кто жил страстями и сладостями. Она обличала их безумство своей трезвостью и свободой. Блаженную Ксению полюбили при жизни, а после ее блаженной кончины к месту ее упокоения и по сей день не иссякает поток множества и множества людей, которые ходили к безумной, чтобы вылечиться от своего безумства, которые ходили к несчастной, чтобы избавиться от своего несчастья, которые ходили к одинокой, чтобы избавиться от своего одиночества, которые ходили и ходят к святой, чтобы избавиться от своих грехов, от своих страстей, от своих падений.

Образ блаженной Ксении – удивительный образ русского человека, который так понятливо и так убедительно говорит каждому из нас о высшем призвании, о том, что благополучие заключается в верности, счастье заключается в преданности, честность заключается в святости. Блаженная Ксения именно этим простым правилам счастливой достойной жизни и учит сегодня нас, когда мы приходим в храм в честь ее именин, лобызаем ее святой образ и вспоминаем ее жизнь. Дивен Бог во святых Своих! Господь явил множество Своей дивной силы в блаженной Ксении, а она этим и поныне делится с каждым из нас. Зная это, мы и просим: святая блаженная мати Ксения, моли Бога о нас. Аминь.

6 февраля 2019 года. Придел блаженной Ксении Петербургской Пантелеимоновского храма города Кисловодска

Просмотров: 233

Поделиться

VK:39834